История открытия Штокмановского газоконденсатного месторождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Эра лёгкой нефти закончена. Сегодня будущее нефтегазовой промышленности находится в зависимости от темпов ввода в разработку запасов морских месторождений углеводородов, большая часть которых сосредоточена на глубоководном шельфе или в суровых климатических условиях Арктики. Арктический шельф (рис.1) – это огромная акватория (26 млн км2), в пределах которой выделяются бассейны и провинции, перспективные для поисков месторождений нефти и газа. Наиболее изученной в настоящее время является акватория Западной Арктики, включающая шельф Баренцева и Карского морей.

Содержание

1.Вступление …………………………………………………………………………………….3
2.Штокмановское газоконденсатное месторождение ………………………………………...5
2.1.Общие сведения …………………………………………………………………………..5
2.1.1.Местоположение………………………………………………………………...5
2.1.2.Климат …………………………………………………………………………...5
2.2.История открытия ШГКМ и его газоносность …………………………………………7
2.3.Геогические условия ……………………………………………………………………..8
3.Ориентировачный проект разработки ШГКМ………………………………………………20
3.1.Общие сведения …………………………………………………………………………..20
3.2.Как будет добываться газ? .................................................................................................21
3.3.Куда газ будет поступать после добычи? ……………………………………………….23
3.4.Логистическая инфраструктура ………………………………………………………....25
3.5.Значение проекта ………………………………………………………………………....28
4.Заключение …………………………………………………………………………………….30
5.Список используемой литературы …………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории нефтегазового дела Штокман.doc

— 3.61 Мб (Скачать файл)

Существенное  удаление района добычи от береговой линии определяет сложность процедуры снабжения и обслуживания оборудования и инфраструктуры проекта.

Сегодня и в будущем одной из приоритетных задач является минимизация или полное устранение возможных негативных факторов, связанных с реализацией проекта. Для этих целей в ходе проекта будут применяться самые строгие стандарты в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. В ходе реализации проекта «Штокман Девелопмент АГ» будет систематически и на высоком профессиональном уровне осуществлять контроль всех рисков, связанных с ее деятельностью.

  • Стандарты безопасности будут применяться на нескольких уровнях
  • Детальный технический дизайн проекта
  • Использование современного оборудования
  • Использование высококачественных материалов
  • Внедрение комплексной системы обеспечения и контроля качества (QA/QC)
  • Мониторинг строительства и эксплуатации

Компания «Штокман Девелопмент АГ» привлекла известные  европейские и российские компании для проведения масштабных исследований и изысканий в зонах воздействия проекта: морской, прибрежной, береговой. Данные, полученные в ходе изыскательских работ, используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при разработке технического дизайна проекта для того, чтобы свести любое экологическое воздействие к минимуму.

3.2.Как  будет добываться газ?

Технические трудности освоения и эксплуатации морских объектов

  • Высокая проектная производительность;
  • Значительная удаленность от берега (550 км от берега) при отсутствии каких-либо объектов в непосредственной близости;
  • Тяжелые арктические условия (низкие температуры, образование наледи, снег, туман, долгая полярная ночь) при освоении и эксплуатации морских объектов, необходимость учета погодных ограничений, эксплуатация технологического оборудования в экстремальных зимних условиях, трудности материально-технического обеспечения, сложности в организации экстренной эвакуации и проведении спасательных работ;
  • Чувствительная экосистема, которую необходимо сохранить;
  • Отсутствие опыта освоения морских месторождений и соответствующего законодательства в Российской Федерации.

По результатам концептуальных работ и инженерного проектирования (FEED) и на основании данных изысканий и оценки рисков была разработана общая схема разработки морских объектов. Эта схема предусматривает создание подводного добычного комплекса (ПДК), который с помощью системы шлангокабелей, внутрипромысловых трубопроводов и райзеров (UFR) через разъединяющуюся турель соединяется с ледостойким технологическим добывающим судном (FPU). На технологическом судне будут располагаться оборудование подготовки, компрессоры, жилые помещения, электростанция и прочее оборудование, необходимое для добычи газа. Газ с технологического судна на береговой завод по производству сжиженного газа будет подаваться по двухниточному трубопроводу диаметром около 92 сантиметров и длиной 550 километров.

  • Буровые работы

Для бурения  и заканчивания скважин планируется  использовать две морские буровые  установки. Запланировано 16 скважин  с максимальным углом 80°, максимальной глубиной 2200м и длиной ствола 3400м. На каждую скважину, включая заканчивание, предполагается затратить 100 дней.

  • ПДК (подводный добычной комплекс)

ПДК будет включать фонтанную арматуру, соединяемая  перемычкой с подводными темплетами, на которые поступает газ из четырех  подводных скважин (максимальное количество). Планируется установить 6 подводных темплетов с четырьмя слотами, объединенных в три куста скважин.

  • UFR (шлангокабели, внутрипромысловые трубопроводы и райзеры)

Шлангокабели, 40-сантиметровые внутрипромысловые  трубопроводы и райзеры диаметром 35,5 сантиметра будут объединять подводное добычное оборудование и технологическое судно. Предполагается до 30 подводных соединений.

  • FPU (технологическое судно)

Технологическое судно, которое планируется построить  для реализации Первой фазы Штокмановского проекта, станет одним из крупнейших в мире.

После выбора концепции  в целях оптимизации конкуренции  было принято решение объявить тендеры  на компенсационной основе (CCFT) для  разработки FEED с участием двух консорциумов: Aker/Technip/SBM и Saipem/Samsung и Sofec в качестве основного субподрядчика по турели и бую системы удержания и райзеров. Перед завершением тендерных процедур первый консорциум остался в составе Technip/Daewoo с компанией SBM в качестве основного субподрядчика по турели и бую системы удержания и райзеров. Состав второго консорциума не изменился.

Что касается схемы  подготовки газа на борту технологического судна, был выбран простой и надежный вариант экспорта осушенного двухфазного  потока газа по подводным магистральным  трубопроводам. Основной процесс включает сепарацию газа, воды и конденсата, блок осушки, оборудование компримирования газа, системы откачки конденсата и манифольд для нагнетания газа и осушенного конденсата в трубопровод.

  • Подводные трубопроводы

Газ и конденсат  от технологического судна будет  транспортироваться на берег в двухфазном режиме по двухниточному трубопроводу диаметром около 90 сантиметров и длиной 550 километров. Трубопроводы будут укладываться в траншеи частично, что позволит сократить график работ и расходы. А также обеспечит бесперебойность потока.

  • ВОЛС (Волоконно-оптическая линия связи)

Связь между  самоходным технологическим судном и операторной в Териберке  будет осуществляться по специально проложенному двойному волоконно-оптическому  кабелю.

3.3.Куда  после добычи будет поступать  газ?

 

Береговые объекты будут располагаться  в долине Завалишина, которая находится неподалеку от поселка Териберка

Береговая часть Фазы 1 Штокмановского проекта, реализуемого компанией ШДАГ состоит из:

  • Береговой части морского магистрального трубопровода;
  • Установки комплексной подготовки газа (УКПГ);
  • Завода по сжижению природного газа (СПГ);
  • Объекты инфраструктурного обеспечения УКПГ и СПГ.

Газ, вместе с газовым конденсатом поступает с морского добычного комплекса по двум трубопроводам. Места выхода трубопроводов на берег будут расположены на северном берегу Кольского полуострова в губе Опасова.

Береговая часть  морского трубопровода от его выхода на берег до пробкоуловителя на установке комплексной подготовки газа (УКПГ) будет проложена под землёй и иметь протяжённость 10 км. После пробкоуловителя поток разделится на две части: половина газа пойдет на УКПГ, а другая — на завод СПГ для дальнейшей переработки и сжижения.

Основное назначение установки комплексной подготовки газа (УКПГ) — отделение газа от конденсата и подготовка его к транспортировке по магистральному трубопроводу. УКПГ расположится в небольшом удалении от губы Завалишина. Впервые в России для разделения газа и газового конденсата будет использован высокопроизводительный пробкоуловитель трубного типа. Производительность установки — 35 млн м³/сут.

Подготовленный  газ с УКПГ будет подаваться в магистральный трубопровод Мурманск — Волохов, входящий в единую систему газопроводов (ЕСГ) ОАО Газпром. Извлечённый конденсат, будет стабилизироваться, и отправляться на хранение и последующую отгрузку в бухту Корабельная.

В состав завода по производству сжиженного природного газа (CПГ) входят следующие основные установки:

  • очистка от кислых компонентов;
  • осушка;
  • тонкая очистка от ртути;
  • доизвлечение конденсата;
  • многоступенчатое сжижение природного газа;
  • удаление азота.

Для процесса сжижения, происходящего при температуре  около −160°С, используется хорошо зарекомендовавшая  себя в мире технология APCI C3MR, основанная на сжатии газа с его последующим охлаждением с помощью пропана и, далее, смешанного хладагента в специальном криогенном теплообменнике. Штокмановский проект — второй в мире, использующий компрессоры с электроприводом в процессе получения СПГ. Общая производительность двух линий сжижения составит 7,5 млн тонн СПГ в год, что делает завод одним из самых больших в мире. После сжижения, СПГ по специальным трубопроводам поступает на хранение и последующую отгрузку в танкеры СПГ.

В состав зоны хранения и отгрузки СПГ входят специальные резервуары двухоболочечного закрытого типа для хранения СПГ, отгрузочный терминал СПГ, система возврата и компримирования отпарного газа. В дальнейшем планируется расширение парка резервуаров, причальных сооружений и перегрузочных комплексов, которое будет производиться в рамках развития второй и третьей фаз освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Для работы объектов первой фазы будет необходимо около 600 МВт электроэнергии. Данную мощность можно соотнести с потребностями в энергопотреблении целого города с населённостью 1 млн человек. В качестве основного варианта планируется собственная генерация электро- и тепловой энергии посредством высокопроизводительных газовых турбин, работающих на технологическом нетоварном газе, неизбежно выделяющемся в процессе производства СПГ. Рассматривается также вариант подключения к внешним электросетям.

Зона технической  поддержки будет располагаться  за пределами сооружений УКПГ и завода СПГ. В неё войдут офисные помещения, ремонтные мастерские, склады, лаборатория, пожарное депо и другие здания, необходимые для эксплуатации всего технологического комплекса проекта.

Для размещения персонала на эксплуатационной стадии проекта будет построен вахтовый посёлок, способный вместить до 1000 человек.

3.4. Логическая инфраструктура

Логистика и морское судоходство

Управление  логистики и морского судоходства занимается обеспечением авиационной и морской поддержки проектов «Штокмана» на период проектирования, подводных работ, бурения, строительства и добычи в рамках Первой фазы. В частности, управление работает со стратегией, правилами и техническими требованиями.

В компетенции управления — многократные погрузо-разгрузочные работы, обетонирование труб и их доставка, транспортировка и складирование тяжеловесного оборудования. При этом район реализации проекта находится на значительном расстоянии от берега, работы ведутся в суровых погодных условиях при сжатом графике.

Планирование  базы

  • База будет проектироваться с расчетом обеспечения возможности ее дальнейшего развития для нужд фаз 2 и 3 проекта освоения Штокмановского месторождения.
  • Проектирование основывается на основе концепции комплексной базы, объекты которой будут использоваться и будущими подрядчиками.

Преимущества планирования

  • Увеличивается эффективность деятельности, так как все участвующие стороны будут работать на одной территории.
  • Подрядчики смогут незамедлительно реагировать на запросы заказчика.
  • С точки зрения стоимости и временных затрат проблемы, связанные с логистическим обеспечением, сводятся к минимуму.

Компоненты  базы

  • Склады различного назначения и мастерские: буровое оборудование, добыча, цемент и химикаты, лубриканты, опасные материалы и пр.
  • Телесистема: ПДК, заканчивание ремонт механического и электрического оборудования и т. д.
  • Строения для приготовления буровых растворов, жидкостей заканчивания, цементных смесей.
  • Причал.
  • Офисные помещения.
  • Парк машин: подъемное и вращающее оборудование, краны, вилочные погрузчики, трейлеры, грузовики.

Организация морских перевозок и операций

Применяемые типы судов

  • Суда снабжения
  • Буксирные суда для установки якорей (буксировка ПБУ, изменение траектории дрейфа льдин и айсбергов)
  • Многоцелевое судно (проведение операций с использованием дистанционно управляемого подводного аппарата ROV, наблюдение за ледовой обстановкой, операции по ТО, разведка, изменение траектории дрейфа льдин и пр.)
  • Аварийно-спасательное судно (обеспечение безопасности работ, пожаротушение, спасательное судно)

Информация о работе История открытия Штокмановского газоконденсатного месторождения