Геолого-экономические аспекты современных подходов прогнозирования минерального сырья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 14:08, реферат

Краткое описание

Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов (МСР) на душу населения. В последние годы объемы их потребления снизились до 30 - 40%, а по ряду видов сырья - на 70 - 80%, государство не имеет долговременного перспективного плана развития в минерально-сырьевом комплексе и это осложняет развитие экономики страны, усугубляя проблему национальной безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Минеральные ресурсы……………………………………………………………5
Подсистемы отраслей минерально-сырьевого сектора………………………...8
Состояние минерально-сырьевой базы России………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Геолого-экономические аспекты совр подхлдов прогнозирования минерального сырья.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI века может ухудшиться еще больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства.

И особо необходимо подчеркнуть, что продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005 - 2010 годах, катастрофическое снижение объемов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 года произойдет почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, трех четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 году, а серебра и цинка - к 2020 году. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геологоразведочные работы. Острота ситуации усугубляется длительностью геологоразведочных циклов и сроков строительства горнодобывающих предприятий.

Существуют, естественно, проблемы объективного характера, которые в сложной экономической ситуации всегда проявляются особенно остро. Одна из них - неблагоприятного размещения запасов по регионам, которую можно решить созданием полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1: 200000, отвечающими современным требованиям, 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) до 2015 года около 30% всей территории страны должно быть доизучено!

Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию

глубинных методов исследования недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, то есть к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым мы, геологи, занимали лидирующее положение в мире.

Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая.

Попытка нормализовать положение. Рабочая группа Президиума Госсовета РФ, созданная Вами, разработала основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования, в которых, в частности, были выделены общие принципы, как:

управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;

формирование балансов потребления и производства минерального сырья;

совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование минерально-сырьевого комплекса России в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России);

разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств - продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;

создание систем долгосрочного (25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья и т.п.

К сожалению, этот документ был отправлен Правительству, и оно его выхолостило до неузнаваемости!

Недавно на Экспертном совете Правительства РФ был рассмотрен "Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2005 году", представляемый Министерством природных ресурсов РФ. У группы экспертов он оставил гнетущее впечатление как образец потери квалификации в этом министерстве. Это закономерно в свете сказанного выше!

Мы считаем, что экономика страны, и особенно минерально-сырьевое направление, находится в опасном состоянии! Надо остановиться и подумать, так как создавшаяся обстановка приведет к полному краху нашей экономики и бесспорно за этим последует распад нашего Государства! Необходимо принятие неотложных мер, в первую очередь, в минерально-сырьевом комплексе - определяющем комплексе нашей страны! Мы считали бы необходимым:

Провести независимое исследование по происходящим процессам в МСК в период перестройки, выявить причины и провести детальный анализ произошедшего. Это важно не столько в историческом плане, сколько в необходимости выявить причины и на их основе выработать деловые, длительно действующие, предложения. Практически необходимо разработать "Новую государственную политику в области минерального сырья", исходя из принципа национальной безопасности России.

Определить, что основной задачей государственного регулирования отношений в МСК является укрепление системы геологических исследований и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.

Образовать при Президенте Российской Федерации Совет по минерально-сырьевой политике с особыми полномочиями, как это предлагалось рабочей комиссией Госсовета РФ, возложив на него функции:

разработка научных основ глобализации минерально-сырьевой политики государства, исходя из перспектив развития экономики и национальной безопасности на длительную перспективу (20, 30 и 50 лет);

анализ и оценка перспектив потребления, экспорта и импорта минерального сырья в мире и гос прогнозирование запасов минерального сырья и материалов для деятельности государства в особых условиях;

обоснование приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и выработка соответствующих политических и экономических предложений и т.п.

Назрела необходимость упорядочить управление геологическим исследованием недр и геологоразведочным процессом. Прошедшее время показало несостоятельность преобразований, которое привело к потере кадрового состава, технической вооруженности и, как результат, разгрому системы изучения недр. Восстановление Министерства (Комитета) геологии (минеральных ресурсов) - это настоятельная стратегическая и организационная необходимость, возложив на него разработку стратегии развития минерально-сырьевой базы на перспективу, восстановление региональных подразделений, способных вести весь цикл геологоразведочных и научных работ.

Ликвидацию бюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой. С 2005 года, после ликвидации этих отчислений, на воспроизводство сырьевой базы стало выделяться 45% из расчетных поступлений, а далее последовало дальнейшее непродуманное сокращение ассигнований.

Целесообразно восстановить Комитет на науке и технике, активизировать деятельность Российской Академии Наук и общественных академий, возложив на них проработку научных проблем в соответствии с планами длительного действия.

Детально разобраться и исправить положение, когда финансирование научных исследований производится по остаточному принципу.

Напомним, что даже после Отечественной войны государство выделяло в 3 - 4 раза больше средств на науку, чем сейчас. К сожалению, государство сейчас не в состоянии воспроизводить свой военный, научный, интеллектуальный потенциал. Таким образом, оно не способно выполнять свои государственные обязанности.

В целях усиления мобилизации средств из различных источников финансирования МСК и усиления контроля за их целевым использованием, целесообразно создать специализированный банк - "Государственный Акционерный банк по финансированию, кредитованию и расчётам МСК и инноваций". Следует вспомнить положительный опыт "Промстройбанка" СССР.

Рассмотреть вопрос о налоговой политике и платежах по ренте, в частности, предусмотреть некоторые льготы на период 5-10 лет по этим платежам с тем, чтобы укрепить финансовую базу предприятий будут финансировать и кредитовать инновационные проекты. Центральному банку России следует поручить разработать положение о дифференциации порядка кредитов предприятий минерально-сырьевого сектора и предприятий, осуществляющих финансирование и кредитование инновационных проектов. При этом желательно установить по кредитам ставки, которые были бы не выше 7-10% (на срок 5-10 лет), повысив ответственность за состояние основных фондов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение первого десятилетия после распада Советского Союза, прошедшего под знаком романтических иллюзий государственной независимости бывших советских республик, экономические отношения между ними претерпели глубокие и болезненные изменения. Но, тем не менее, провалы в экономике и элементарный здравый смысл, сохранившийся у наиболее дальновидной части руководства стран СНГ, заставляют эти страны искать пути интеграции в хозяйственно-экономической области. При этом наиболее реальным и значимым на этом этапе следует считать сотрудничество в области эффективного использования минерально-сырьевого потенциала. По нашему мнению, это в равной мере относится к поискам, разведке, добыче, переработке и финансово-экономическим аспектам проблемы.

Всё указанное выше, как Вы понимаете, это только контуры поднятых проблем. Они могут быть детально отработаны и расширены.

Главное, чтобы опять, в очередной раз (как это было с проработками рабочей группы Президиума Госсовета РФ), бюрократы не спустили всё "на тормозах".

Сегодня в стране отсутствует политическая доктрина перспективного развития государства и нет, естественно, экономической стратегии его развития. Это на наш взгляд может являться показателем кризиса власти".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. А.А. Голуб, Е.А. Струкова "Экономика природных ресурсов", Москва, 2002г.
  2. В.Г. Глушкова. СВ. Макар "Экономика природопользования", Москва. 2006 г.
  3. П.М. Нестеров, А.П. Нестеров "Экономика природопользования и рынок". Москва, 1997 г.
  4. Под ред. А.Т. Хрущева "Экономическая и социальная география России", Москва, 2002 г.
  5. В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов "Экономическая география". Ростов - на - Дону, 2005 г.
  6. А.Ю. Скопин "Экономическая география России", Москва, 2006 г.
  7. Е. Козловский "Промышленные ведомости №7", июль 2007 г.
  8. http://5fan.ru/wievjob.php?id=2127

 

 


 



Информация о работе Геолого-экономические аспекты современных подходов прогнозирования минерального сырья