Мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования ООО им. Чапаева Бердюжского района в условиях Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В ходе разработки курсовой работы были осуществлены следующие работы: дана характеристика природных ресурсов землепользования; рассмотрена классификация природных ресурсов; изучен мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области; установлены все виды и объемы загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду; рассчитана экономическая оценка ущерба от деградации почв, от загрязнения земель химическими веществами, от захламления участков; разработаны проектные предложения по снижению экологической напряженности природных ресурсов; установлены режимы использования земель в границах экологических зон; разработан комплекс мероприятий по инженерной защите для сохранения природного потенциала природных ресурсов.

Содержание

Введение
Классификация и характеристика природных ресурсов
Общая классификация природных ресурсов
Характеристика природных ресурсов объекта исследования
Общие сведения
Природно-климатические условия
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Растительность
Животный мир
Минерально-сырьевые ресурсы
Мониторинг земель
Теоретические основы мониторинга земель
Мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области
Характеристика использования природных ресурсов
Установление видов и объема загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду
Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель
Экономическая оценка ущерба от деградированных почв и земель
Экономическая оценка ущерба земель от загрязнения химическими веществами
Экономическая оценка ущерба от захламления земель
Расчет потерь и убытков от захламления земельных участков
Проектные предложения по снижению экологической напряженности земель
Установление режима использования земель в границах экологических зон
4.2 Инженерная защита по сохранению природного потенциала природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мониторинг.docx

— 991.02 Кб (Скачать файл)

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируется в субъектах  РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения  сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя базовую сеть мониторинга федерального уровня так и соответствующую сеть мониторинга объектов данного субъекта РФ.

Данные, полученные всеми  звеньями территориального уровня ЕГСЭМ  собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.

   Данные для обеспечения  информационных систем федерального

(регионального) уровня  передаются в соответствующие  федеральные (региональные) центры  указанных подсистем.

Обобщение информации,   получаемой   территориальными    центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно-аналитических центрах территориальных органов Минприроды России    по    согласованию    с   территориальными   (региональными) подразделениями    федеральных    органов    исполнительной    власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.

Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной  деятельности организуются системы  мониторинга источников воздействия  на окружающую природную среду и  зон их непосредственного влияния, осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых  и специализированных подсистем  ЕГСЭМ [1].

     Системы мониторинга   источника  воздействий  создаются   за  счет

средств субъекта хозяйственной  деятельности,  который обеспечивает  их регламентное функционирование.

Региональный уровень  ЕГСЭМ может быть образован  для  решения задач  экологического  мониторинга,  носящих региональный характер,  с определением   территориальных   подсистем   ЕГСЭМ,   участвующих   в формировании    региональной    системы.   Целесообразность   создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:

     - необходимостью  оценки  состояния  природных  объектов,  анализа

природных процессов и  экологически неблагоприятных явлений,  когда  их

границы не совпадают с  границами субъектов Российской Федерации;

     - сложившейся  структурой территориальных  (региональных)  органов ряда ведомств;

     - целесообразностью  создания мощных,  региональных  функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.

 На федеральном   уровне  ЕГСЭМ  выполняет   следующие  основные

функции:

     - обобщение   информации,  получаемой   на   территориальном   или

региональном уровнях;

     - обеспечение  требуемого  качества  данных,  получаемых  на  всех

уровнях ЕГСЭМ;

     - информационное  обеспечение   управления   в   области   охраны

окружающей    природной    среды    и    экологической   безопасности, осуществляемого     федеральными     органами     исполнительной     и

представительной власти;

     - информирование  населения и общественности  России  об  основных показателях,  характеризующих  экологическую  обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;

     - обеспечение     функционирования    подсистем    экологического мониторинга,  имеющих федеральное значение, а также специальных систем

мониторинга, не имеющих  территориального и регионального  уровней;

     - обеспечение  участия Российской Федерации  в международных, в том числе, глобальных системах экологического мониторинга.

 Сбор,  хранение   и   анализ  информации,   поступающей   от информационных   звеньев   базовых   и   специализированных  подсистем

мониторинга  территориального  уровня,  а  также  федеральных  центров

специализированных  подсистем,  не  имеющих  территориального  уровня,

осуществляется в   информационно-управляющих    федеральных    центрах

соответствующих  подсистем  ЕГСЭМ,  связанных  между  собой  на единой

организационной,  методической и  информационной  основе.  Федеральный

информационно-аналитический   центр   Минприроды  России осуществляет сводный анализ информации,  передаваемой из   информационно  - управляющих центров     соответствующих    подсистем    ЕГСЭМ    федерального    и территориального  уровней  в  порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обмен  данными между  информационными центрами подсистем  ЕГСЭМосуществляется на принципе бесплатного  доступа к  данным  мониторинга,полученным за счет бюджетных средств[2]

Основными подсистемами ЕГСЭМ  и их функции рассмотрим в рисунок 2.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Основными подсистемами ЕГСЭМ и их функции

 

 

 

 

Министерство природных  ресурсов РФ:

- федеральная служба по надзору природа – пользования – Росприрод. надзор осуществление в пределах своей компетенции мониторинга объектов животного мира уникальной экологии;

- федеральное агентство лесного хозяйства – осуществление государственного мониторинга лесов государственного учета лесного фонда и ведение государственного лесного кадастра;

- федеральное агентство водного  хозяйств – осуществление государственного мониторинга водных объектов государственного учета поверхностных и подземных вод и их использование порядке установленном законом РФ.

      2. Министерство  сельского хозяйства РФ:

- федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – осуществление функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии и защиты растений использование пестицидов и агрохимиков обеспечение плодородия почв селекционных достижений охраны воспроизводства и объектов животного мира;

- федеральное агентство по рыболовству  - организация государственного учета и государственного мониторинга состояния, водных  и биологических ресурсов включает обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических  ресурсов и наблюдение за деятельностью рыбопромысловых объектов.

     3.Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  – организация  мониторинга  состояния окружающей природной  среды и ее загрязнение (поверхностные  воды, почва около наземного космического  пространства радиационной обстановки  на поверхность земли и в  околоземном космическом пространстве, загрязнение окружающей природной  среды включая радиоактивный  комплексный  фоновый мониторинг  состояния природных объектов).

   4. Федеральная служба  по экологическому техническому  и атомному производству  - осуществление  функций по контролю и надзору  в сфере охраны окружающей  среды в частности касающейся ограничения негативного воздействия, ведение государственного учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и верное воздействие на атмосферный воздух.

   5. Министерство здравоохранения  социального развития РФ  - осуществление  мониторинг воздействия вредных  факторов среды обитания на  состояние здоровья населения.

  6. Федеральное агентство  геологии и картографии – осуществление  топографа – геодезических и  картографических обеспечения ЕГСЭМ  включая создания цифровых электронных  карт и геоинформационных систем.

Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды, оценка и  прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии  здоровья и жизнедеятельности населения.

Оценка предполагает выявление  трех групп сведений: определение  возможного ущерба от антропогенных  и естественных факторов воздействия  на окружающую среду; определение природных  резервов для использования их в  интересах человека; определение  оптимальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций.

Прогноз предполагает выявление  оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окружающей природной  среде) мер.

В области природопользования и охраны окружающей природной среды  возникла необходимость в разработке новой государственной политики. На это был нацелен указ Президента РФ №236 от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Одним из важнейших решений  в данном направлении стала «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию», утвержденная указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. В этом дакументе  отмечается, что представляется необходимым  и возможным осуществить в  России последовательный переход к  устойчивому развитию. Такой переход  обеспечит сбалансированное решение  социально-экономических задач, проблем  сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях обеспечения  жизни нынешнего и будущих  поколений людей.

Устойчивым можно считать  развитие общества, при котором природная  основа его существования и функционирования экономики не подвергаются разрушению, когда антропогенное воздействие  на окружающую среду не превышает  регулятивных возможностей биосферы. Соответственно, переход к устойчивому  развитию – это приведение воздействий на окружающую среду да экологически допустимых пределов, определяемых способностью биосферы к самовосстановлению.

Такой переход предполагает последовательное решения целого ряда задач. Теоретически они не представляют особой сложности, и специалисты уже выработали различные методики их решения.

Устойчивым развитием  агропромышленного комплекса можно  считать такое развитие, которое  способно обеспечить население разнообразными продуктами питания, при максимальном сбережении неврзобновимых и возобновимых природных ресурсов, уникальных природных  комплексов и биологического разнообразия в условиях активной хозяйственной  деятельности, т.е. должен быть сохранн  приемлемый баланс между экономическим  развитием и сохранением природы. При этом, само собой разумеется, что устойчивое развитие невозможно без экологизации всех сфер человеческой деятельности.

Для комлексного учета  природных ресурсов на территории  республик, краев и областей специально уполномоченные на то органы в области  охраны окружающей природной среды  разрабатывают и ведут единые республиканские, краевые, областные кадастры природных ресурсов, которые служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов.

 

      1. Характеристика использования природных ресурсов

 

Рациональное использование  природных ресурсов и охрана окружающей среды – одна из важнейших проблем  современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природу.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных  ресурсов, предотвращение возможных  вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение  продуктивности привлекательности  природных комплексов и отдельных  природных объектов.

Комплексное использование  природных ресурсов предполагает использование  безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных  ресурсов. С точки зрения воспроизводственного аспекта, комплексное использование  природных ресурсов включает широкий  круг проблем.

Истощение природных ресурсов делает дальнейшую их разработку экономически и экологически нецелесообразными.

Принципы рационального  использования природных ресурсов:

  • соответствие характера и способов использования конкретным местным условиям;
  • предвиденье и предотвращение негативных последствий природопользования;
  • повышение интенсивности освоения;
  • сохранение научных и эстетических ценностей;
  • соблюдение целесообразной, экономически обоснованной очередности хозяйственного освоения;
  • комплексное использование;
  • уменьшение или устранение потерь на всех этапах природопользования;
  • всемирная экологизация производственных процессов.

Сельскохозяйственное землепользование ООО им. Чапаева характеризуется  разнообразием животного мира (рисунок 2.4)

.

Рисунок 2.4 – Животный мир

Информация о работе Мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования ООО им. Чапаева Бердюжского района в условиях Тюменской области