Этапы становления, эволюция и основные направления политической регионалистики за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 10:48, доклад

Краткое описание

Политическая регионалистика – одна из новых отраслей политической науки и новая учебная дисциплина. Если исходить из того, что политика определяется как многообразный мир отношений (деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей) между людьми по поводу власти и управления обществом, а регион как территория страны (нескольких соседних стран, часть территории одной или нескольких соседних стран) с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическими и культурными условиями, то политическая регионалистика – это одно из направлений как политической науки, , так и регионалистики.

Вложенные файлы: 1 файл

пол рег.docx

— 40.17 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, рассмотрение таких явлений, как проблема и противоречие, в качестве источника развития вызывает острые дискуссии в рамках современной политической науки.

С точки зрения политической регионалистики политико-исторический подход представляет интерес с точки зрения выявления причин возникновения политических проблем, а также поиска путей кооперации для построения межрегиональных отношений на взаимовыгодной основе, что может быть реализовано посредством постановки следующих задач:

• анализ долговременных тенденций, характерных для конкретных областей и регионов;

• рассмотрение региональных общественно-политических систем в качестве динамических единиц, внутренние процессы в которых подвержены трансформации в ходе исторического развития;

• выявление традиционных эпицентров сепаратистских настроений, а

также регионов, стремящихся к сохранению существующего статус-кво;

• осмысление феномена регионального развития в качестве многолинейного разнонаправленного процесса;

• поиск эффективных путей совершенствования федералистских отношений.

Вместе с тем мы можем обратить внимание на следующие недостатки политико-исторического подхода:

• во-первых, внимание исследователей сосредоточено на рассмотрении региональных систем в качестве инновационных центров, инициирующих процессы трансформации структуры общественно-политической системы исключительно в силу внутренних, исторических предпосылок; при этом внешние факторы, такие как влияние среды, не учитываются;

• во-вторых, в центре политико-исторического подхода находится изучение экономического, политического и т. п. потенциала сильных регионов, взаимодействие с периферийными слаборазвитыми территориями из рассмотрения исключено.

Завершая анализ рассматриваемых подходов, необходимо отметить, что применение политико-исторического подхода в сочетании с политико-географическим и геополитическим подходами позволяет избежать многих взаимных недостатков, существенно расширив при этом исследовательское поле политической регионалистики.

3. Социально-политический  подход

В данном подходе впервые были предприняты попытки систематизации страноведческих знаний.

При этом в центре внимания исследователей оказывается выявление структурных и функциональных факторов, которые оказывают влияние на формирование стабильных и устойчивых социальных и политических систем.

Анализ территориальной структуры осуществляется с точки зрения ее функциональности в пространстве, в процессе чего основной акцент делается на рассмотрении различий между регионами, на уникальности факторов, влияющих на их развитие.

В качестве одной из основных исследовательских проблем выступает взаимосвязь политической дифференциации пространства и эффективности функционирования объектов в зависимости от их месторасположения в пространстве. Исследователи указывают, что наиболее прогрессивному развитию регионов способствует их положение относительно центров роста производства, науки, культуры и т. п.

Данные положения нашли отражение в теориях политической модернизации, в рамках которых рассматриваются инновационные факторы развития регионов, закономерности функционирования «центров роста», а также взаимосвязь между фактором удаленности периферийных регионов от мировых центров развития и степенью их отсталости и превращения в ресурсную базу для передовых регионов.

При этом можно наблюдать, что чем выше экономический потенциал региона, тем сильнее в нем проявления центробежных или экспансионистских тенденций.

В современных государствах ясно прослеживается стремление сильных регионов к политической и экономической самостоятельности, культурному самоопределению.

Американский ученый Р. Хартшорн в 50–60е гг. ХХ в. Пересмотрел и дополнил данный подход. Ученый отмечал, что задача состоит в изучении политических единиц (районов), задаваемых государственными или политико-административными границами, а также пространственных сходств и различий между такими единицами. Огромное значение  приобретает также осмысление факторов, влияющих на стабильность государства, связанные с ней такие политические явления, как сплоченность граждан, их лояльность к государству и степень легитимности  режима, находящегося у власти.

Фактор стабильности государства и региона играет принципиальную роль в процессе политического развития, что находит свое выражение в проектах по созданию устойчивой системы социальнополитических отношений.

Рассмотрение данных проблем было продолжено советским экономистом Б. Б. Родоманом, который указывал, что на территории любого государства существует точка, где объекты могут в наибольшей степени реализовывать свои функции. Подобную точку исследователь называет «локальный оптимум», если же объект находится вне этой точки, то на него действует «давление места» (или сила «позиционного давления»). Под давлением этой силы подвижные объекты перемещаются, а менее подвижные меняют свои свойства и функции, при этом объекты либо адаптируются в пространстве путем интенсивного воздействия на внешнюю среду, либо деградируют и исчезают .

Данная концепция внесла свой вклад в становление концептуальной базы регионоведческой науки, с ее помощью были выявлены некоторые важные принципы функционирования и эволюции современных региональных социальнополитических систем:

• во-первых, обращается внимание на существование ядра, в котором концентрируется весь политический, экономический, информационный и т. п. потенциал. Регионы, относящиеся к инновационному поясу, доминируют в системе внешнеполитических отношений;

• во-вторых, подчеркивается, что не все трансрегиональные системы могут успешно развиваться, нарушение принципов функционирования и неправильная постановка целей развития могут привести к деградации и гибели общества и государства.

Во второй половине ХХ в. на развитие научного знания существенное влияние оказали методы системного и структурнофункционального анализа, разрабатываемые Д. Истоном, Г. Алмондом и Т. Парсонсом, нашедшие широкое применение в политической регионалистике. Использование данной теории позволило предпринять углубленный анализ сложных объектов, образованных из более простых, и тем самым выйти на уровень изучения региональных социосистем. Социосистема представляет собой некое цельное  образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их расположения на территории (в пространстве) и от свойств внешней среды, а также из подсистем, каждая из которых выполняет определенные функции, что и позволяет рассматривать социосистему как своего рода «черныйящик», который взаимодействует с внешней средой на «входе» и «выходе».

В процессе получения информации о содержании ее подсистем происходит постепенный переход социальнополитической системы сначала в качество «серого ящика», а затем «белого ящика».

Таким образом, целостное представление о внутренней структуре социально-политической системы зависит от характера ее подсистем: политической, экономической, культурной и т. п.

По характеру связей на «входе» и «выходе» такие системы подразделяются на: открытые, закрытые и изолированные. Для открытых социосистем характерен широкий обмен с другими региональными социально-политическими системами; закрытые социальнополитические системы обмениваются с внешней средой только массой, но не энергией; изолированные социосистемы не осуществляют никакого взаимодействия вне своей структуры. Важным критерием существования социосистемы является ее способность адаптироваться к изменениям, происходящим в окружающей среде.

В зависимости от скорости и масштабов изменений состояние региональной социосистемы может быть: оптимальным, критическим или катастрофическим. Оптимальное состояние — постоянное развитие без какихлибо нарушений; критическое состояние — неспособность ответить на часть вызовов, заявленных окружающей средой; катастрофическое состояние — разрушение структуры социосистемы. Следует отметить, что итальянский социолог В. Парето еще в 1916 г. В своем «Трактате по всеобщей социологии» отмечал, что общество представляет собой систему, находящуюся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия.

В контексте исследования процессов регионального развития целесообразно выделять социосистемы высшего и низшего уровней. К первой категории будут относиться суверенные государства, ко второй —региональные системы, в составе которых, в свою очередь, находятся муниципальные образования.

В данном подходе четко обозначена политическая проблематика в контексте функционирования социальнополитической системы, наиболее важные положения заключаются в следующем:

1) происходит возрастание  функциональной автономии региональных  сообществ, составляющих современные  государства;

2) изучение региональной  социальнополитической структуры требует не только ее рассмотрения как единого целого, но и анализа каждого составляющего ее элемента, вплоть до низового уровня;

3) региональные подсистемы  общества, такие как политическая, экономическая, культурная и т. п. сферы жизнедеятельности, тесно  взаимодействуют и определяют  друг друга прежде всего в процессе регионального развития;

4) поддержание стабильного  бескризисного состояния государства  невозможно без политики, направленной  на преодоление региональных  проблем и согласование интересов  различных территорий.

Особая роль в данном исследовательском направлении принадлежит известному французскому политологу Ф. Гогелю, который придавал большое значение малейшим местным особенностям политической жизни и сочетаниям политических сил на разных уровнях.

Данный подход оказал существенное влияние на развитие электоральной географии, в рамках которой анализировались результаты выборов, в том числе в регионах.

Социально-политические подходы представляют существенный интерес для политической регионалистики, акцентируя внимание на возможностях анализа следующих политических аспектов регионального развития:

• обозначение факторов и условий, способствующих прогрессивному развитию региональных социумов;

• обоснование значимости социального, экономического, информационного и т. п. потенциала для возможности политического доминирования территории в системе межрегиональных и международных отношений;

• выявление передовых регионов, являющихся мировыми центрами инновационного развития;

• разработка стратегий модернизационного развития для периферийных регионов;

• выявление зависимости между социальной, культурно-исторической, экономической и политической уникальностью региона в государстве и возникновением сепаратистских или экспансионистских тенденций;

• определение ключевых для региона социально-политических проблем, оказывающих влияние на постановку целей стратегического развития.

Вместе с тем в качестве недостатков социально-политических подходов можно выделить следующие:

• во-первых, многие авторы исключают из рассмотрения процессы эволюции и зарождения социально-политических систем;

• во-вторых, анализ региональных сообществ основывается на дифференциации, существующей де-юре, а не де-факто, что значительно искажает полученные данные и затрудняет разработку стратегических проектов развития;

• в-третьих, сторонники данного подхода делают основной акцент на анализе текущих кратковременных тенденций, направленных на создание стабильных и устойчивых региональных социально-политических систем, в то время как процессы динамики и долгосрочные перспективы развития во внимание не принимаются;

• в-четвертых, социальное развитие рассматривается в качестве однонаправленного процесса, однотипного для всех стран и регионов.

Социальнополитический подход, наряду с политикогеографическим, геополитическим и политикоисторическим подходами, предоставляет новые возможности для изучения политической организациии развития регионов.

Предпринятый нами анализ подходов к изучению проблем регионального политического развития показывает их значительную теоретико-методологическую разнородность по содержанию, основным темам исследования, полноте охвата проблем.

Вместе с тем мы можем обозначить следующий ряд теоретико-методологических принципов, которые возможно использовать в политической регионалистике:

1) изучение процесса формирования  и развития региональных общественно-политических систем в ходе исторического развития;

2) анализ позитивного  и конфликтного потенциала в  отношениях центра и периферии;

3) изучение направленности (вектора) регионального развития;

4) рассмотрение всех этапов  развития региональной политической  системы, а именно: рождение, формирование, период зрелости—равновесия, отмирание  или трансформацию.

Изучение процессов регионального развития, предпринятое учеными в рамках различных обществоведческих дисциплин, подготовило плодотворную базу для развития политической регионалистики.

 

Теоретические школы в политической регионалистике

Политическая регионалистика к настоящему моменту находится в процессе теоретико-методологического оформления в самостоятельное научное направление, сопоставимое по степени концептуальной разработанности с такими дисциплинами, как региональная география, экономическое регионоведение и этнорегионалистика.

Информация о работе Этапы становления, эволюция и основные направления политической регионалистики за рубежом