Энергетическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:53, контрольная работа

Краткое описание

Не секрет, что в нашей стране в течение достаточно длительного времени не уделялось должного внимания вопросам энергетической безопасности. Как следствие, сегодня Россия имеет целый ряд проблем в этой сфере (перебои с поставками электроэнергии и нарастающий дефицит природного газа внутри страны). Но это лишь верхушка айсберга и неизвестно, что может произойти в будущем, если и дальше продолжать игнорировать имеющиеся проблемы. Не исключено, что в ближайшие: 5-10 лет это обернется полномасштабным энергетическим кризисом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Определение энергетической безопасности………………………………3
2. Характеристика внутренних аспектов энергетической безопасности......8
3. Возможные пути модернизации стратегии энергетического развития России………………………………………………………………………….13
4. Заключение……………………………………………………………….....15
5. Список использованной литературы……………………...……………….17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа НАЦ БЕЗОПАСНОСТЬ.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Если рассмотреть структуру  генерирующих мощностей России, то обнаружится, что почти 70% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, работающих на органическом топливе, а  более 60% этих электростанций работают на природном газе. Это значит, что  газовые ТЭС вырабатывают более 40% всей электроэнергии.На внутренний рынок поставки газа осуществляют как компания «Газпром», так и независимые производители газа. В 2005 году «Газпром» поставил на внутренний рынок 290 млрд. куб. метров природного газа, а независимые производители - 53,5 млрд. куб. метров.

Именно компания «Газпром» решающим образом влияет на надежность поставок природного газа внутри страны. Но «Газпром»  обладает также и монопольным  правом на экспорт природного газа, который осуществляется не по спотовым ценам, а на основе долгосрочных контрактов. Особенность данных контрактов заключается в том, что в них не указан точный объем природного газа, который должен быть поставлен на экспорт, а указан лишь интервал, в пределах которого должно лежать это значение. Уже возникала ситуация, когда из-за холодной погоды «Газпром» увеличивал поставки газа как национальным, так и иностранным покупателям. В этом случае приходилось задействовать газовые хранилища, так как добыча газа за сутки в этот период была ниже, чем его потребление.

В прошлом году, как и раньше, не наблюдалось каких-либо серьезных  перебоев с поставками природного газа, но сохранится ли это равновесие в  будущем? Скорее всего - нет. Причина  тому - уже упоминавшееся истощение ряда ключевых месторождений и недостаток инвестиций в освоение новых. Так, в период с 2000 по 2004 гг. инвестиции Газпрома в геологоразведку и газодобычу не превышали 30% от общего объема инвестиций в основной капитал. Из-за этого был перенесен срок ввода в эксплуатацию ряда месторождений, например, Бованенковского, Харасавэйского и Новопортовского, как минимум до 2009 года.

Но это еще не все. Одним из ключевых факторов, которые определяют приоритетные направления поставки природного газа, является цена. На рынок  Европы газ в среднем поставляется по цене в 200-240 долларов США за тыс. куб. метров, в то время как средняя  цена газа на внутреннем рынке - порядка 50 долларов. Столь высокая разница  в ценах делает поставки природного газа на экспорт в Европу гораздо  более привлекательными, чем на внутренний рынок.

Как же «Газпром» обеспечивает потребности  внутреннего рынка и в то же время находит газ для экспортных поставок? В основном это делается за счет поглощений независимых производителей газа под предлогом «возврата  активов». Стоит отметить, что независимые поставщики газа демонстрируют довольно неплохие темпы прироста добычи газа, например, с 1999 по 2004 гг. прирост у этой части поставщиков составил почти 100%. Однако это не решает всех проблем «Газпрома», и ему приходится покупать газ у азиатских республик СНГ, в первую очередь у Туркменистана, а также у Казахстана и Узбекистана. Но основной поставщик газа, Туркменистан, настолько обременен обязательствами по поставкам газа, что их надежность в ближайшие годы станет крайне сомнительной: у страны просто-напросто нет достаточного количества газовых мощностей, чтобы выполнить все контракты. Как же можно решить проблему надвигающегося дефицита природного газа и, в то же время, максимально эффективно использовать сложившуюся конъюнктуру на европейском рынке?

Выход только один - отвлечь часть  газа с внутреннего рынка, но из какого сегмента? Для домохозяйств дешевый  газ играет важную социальную роль, и отвлечение его из этого сектора  повлечет за собой увеличение цен, что  приведет не только к тому, что ряд  отдаленных регионов, где газ единственный энергоноситель, окажутся в тяжелом  положении, но и к росту неплатежей. Например, Чечня начала частично рассчитываться за газ совсем недавно, и это при  текущем уровне цен. Следовательно, изъятие газа из этого сегмента приведет к тому, что внутренний газовый  рынок станет еще менее рентабельным. Похожая ситуация с продажами  природного газа предприятиям. Единственный оставшийся сектор - электрогенерирующий.

Электростанции, работающие на природном  газе, потребляют порядка 38% всего добываемого  в стране газа, а это около 227 млрд. куб. метров. Для сравнения, население  расходует 16% всего добываемого газа, или 95 млрд. куб. м, а промышленность - 10% (порядка 60 млрд. куб.м.). Таким образом, существенные объемы газа можно найти только в электрогенерирующем секторе.

Но чем заменить газовые электростанции? Единственный возможный вариант - угольные электростанции. Современные модели тепловых угольных электростанций имеют  КПД, схожий с предыдущим поколением газовых электростанций, а новейшие очистные фильтры могут сократить  вредные выбросы в атмосферу  до минимума. Более того, интенсивное  развитие этого типа электростанций должно дать импульс угледобывающей промышленности, которая переживает не лучшие времена. Сегодня вполне реально  снизить долю ТЭС, работающих на природном  газе, с 70% до 60% и заместить их угольными  и, частично, гидроэлектростанциями  к 2010-2012 гг. Несложно подсчитать, что  при реализации этой идеи может быть сэкономлено до 35 млрд. куб. м. природного газа в год. Что касается финансирования, то реформа «РАО ЕЭС» позволит либерализовать электрогенерирующий рынок России и, посредством вывода новых компаний на биржу, привлечь необходимые средства.

 

 

 

 

 

3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ  СТРАТЕГИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ

Как видно из краткого анализа внутренних аспектов энергетической безопасности, текущее положение дел далеко от идеального. Тем не менее, можно констатировать, что в части внутренних аспектов энергетической безопасности у руководства нашей страны есть четкий план по улучшению ситуации в этой области, который нашел отражение в «Энергетической Стратегии России на период до 2030 года».К сожалению, данный план можно рассматривать лишь как реакцию на сложившуюся ситуацию, более того, он не лишен ряда изъянов и изрядно запоздал. Например, сомнение вызывают технологические вопросы строительства угольных электростанций, которыми в будущем планируется замещать газовые. На настоящий момент у нас нет передовых разработок, позволяющих повысить КПД угольных электростанций хотя бы до 50-52%, не говоря уже о технологиях, с помощью которых можно добиться еще более высокого значения их КПД. Именно такие значения КПД позволяют угольным электростанциям составить полноценную конкуренцию газовым. Более того, может возникнуть проблема со строительством угольных станций, так как в России очень мало специалистов, способных проводить работы такого высокого уровня. Решение этой проблемы возможно только посредством незамедлительных инвестиций в образование.

Как представляется, для обеспечения  внутреннего рынка природным  газом и электроэнергией в  долгосрочном периоде необходимо:

  • увеличить инвестиции в разведку и разработку новых месторождений. В настоящий момент «Газпром» тратит весьма значительные средства на сторонние цели, и эти расходы должны быть по максимуму оптимизированы. В случае невозможности резко увеличить инвестиции в геологоразведку и разработку месторождений, необходимо искать альтернативные источники финансирования. Это может быть привлечение средств внешнего инвестора или кредит под гарантии Правительства РФ. Для этих целей можно задействовать также часть Стабфонда;
  • предоставить независимым производителям газа большую свободу. Создание биржи по торговле природным газом - только начало. Независимые производители гораздо более эффективны, чем монополист «Газпром», несмотря на то, что они преимущественно оперируют на месторождениях «жирного» газа, добыча которого обходится дороже, чем обычного;
  • инвестировать в профильное техническое образование. Для успешного претворения в жизнь планов замещения газовых электростанций угольными необходимо достаточное количество специалистов. Компаниям необходимо наращивать сотрудничество с ВУЗами для того, чтобы сразу привлечь выпускников к реализации этих задач;
  • повысить цены на природный газ в электрогенерирующем сегменте. Как ни неприятно это звучит, но это даст хороший стимул для развития ТЭС, работающих на угле. В настоящий момент, отношение цен на газ и уголь (в условном топливе) близко к 0,9:1, в Европе - 2:1. Для успешного развития отрасли нужно, чтобы это соотношение превысило 1:1 и достигло 1,7-1,8. Это связано с тем, что газовые и угольные электростанции обладают разной эффективностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для обеспечения энергетической безопасности в РФ необходимо решение  первоочередных проблем.

1. Должна быть сформирована  система объективных показателей  (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать  и проанализировать состояние  защищенности жизненно важных  интересов населения, предприятий,  муниципальных образований и  субъекта РФ в целом в настоящее  время и в прогнозируемой перспективе.  На основе этого анализа формируется  перечень показателей с указанием  степени их значимости и связанных  с ними угроз.

2. Необходимо осуществить  модернизацию во многом устаревшей  морально и изношенной физически  технологической базы ТЭК и  обеспечить воспроизводство его  вырабатываемой ресурсной базы - обычно в новых регионах и  худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем  десятилетии ввиду ограниченности  инвестиций (кроме нефтяной отрасли)  технологическая модернизация будет  происходить в первую очередь  на существующих производственных  мощностях (с учетом продления  сроков их службы), а в дальнейшем - путём их коренной реконструкции  и создания новых мощностей  с использованием лучших отечественных  и соответствующих нашим условиям  зарубежных технологий Энергетическая  стратегия России на период до 2030 года .

3. Потребуется изменение  структуры потребления и размещения  производства топливно-энергетических  ресурсов. Предусмотрено увеличение  потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи  углеводородов из Западной Сибири  по другим регионам страны.

4. Важнейшим условием  обеспечения энергетической безопасности  и сбалансированного развития  ТЭК необходимо единство целей  и методов государственной энергетической  политики на федеральном и  региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.

Федеральные государственные  органы разрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную  основу функционирования ТЭК и взаимоотношений  в обществе в сфере топлива  и энергии, в директивном порядке  осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют  стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические  регламенты, стандарты и нормативы  безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие  угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются  разработка и реализация системы  оперативных и долгосрочных мер  по предупреждению и нейтрализации  внутренних и внешних угроз, использование  критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга  и механизмов, позволяющих стабилизировать  ситуацию.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5
  2. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны. //

Российский экономический журнал. 1997. №1.

  1. Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  2. Фрай, К. «Экология или энергетическая безопасность - что важнее?» Вопросы экономики, №4, 2006. - С. 104.
  3. Статистичeский обзор мировой энeргeтики за 2005 г., подготовленный компанией British Petroleum.
  4. Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.
  6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года http://www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1
  7. Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

 


Информация о работе Энергетическая безопасность РФ