Экономико-географическая характеристика района тяготения Юго-Восточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт оказывает большое влияние на рациональность размещения производительных сил, при этом в зависимости от соотношений веса сырья, топлива и готовой продукции в каждой отрасли, с учётом транспортного фактора, предприятия размещаются по-разному.
Существует экономическая политика в России в области транспорта, которая заключается в создании и развитии единой транспортной системы. Единая транспортная система включает в себя: железнодорожный, автомобильный, воздушный, внутренневодный, морской, трубопроводный, ВЛЭП - виды транспорта. Россия располагает крупнейшей в мире транспортной сетью наземных путей сообщения – 1.5 млн. км.

Содержание

Введение
2)Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.
3)Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги.
А. Железнодорожный транспорт.
Б. Речной транспорт.
В. Автомобильный транспорт.
Г. Трубопроводный транспорт.
Д. Воздушный транспорт.
4)Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, краям, и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом.
5)Картосхема района тяготения Юго-Восточной железной дороги.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа чистовик.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Также район обладает крупными запасами нерудных ископаемых: гранитов, огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы медно-никелевых  руд и бокситов.

В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные месторождения бокситов — Висловское месторождение, но из-за большой глубины  залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не эксплуатируется.

Медно-никелевые месторождения  Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и  Кольской) медно-никелевую провинцию  Российской Федерации. Кроме того, в  области имеются месторождения  цементного сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское месторождение  огнеупорных глин и Павловское —  строительных материалов.

В Курской области имеются  залежи торфа, фосфоритов, строительных материалов.

Липецкая область располагает  месторождениями строительных материалов и доломитов. Наиболее известны месторождения  строительных материалов, такие, как  Студеновское, Сокольско-Ситовское, а  доломитов — Данковское.

В Тамбовской области имеются  запасы строительных материалов, фосфоритов, минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка  — Тамбовское и Полковское.

Район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

  Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всей остальной территории — разного типа черноземы с содержанием гумуса от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 120- 130 см. Это самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель, поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району — 8%. Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.

 Гидрографическая сеть  бедна. Единственной крупной рекой  является Дон с притоками Воронеж  и Северный Донец. Дон только  в нижнем течении до Павловска  судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование —  водоснабжение населения и промышленных  предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных городах.

Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более 80% электроэнергии дают атомные электростанции (Курская мощностью 4,0 млн.кВт и Нововоронежская — 1,8 млн.кВт). К 2005 г. ожидается достройка пятого блока Курской АЭС. Готовность реактора составляет около 70%. Это единственный в мире реактор чернобыльской типа, который находится в стадии строительства. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. В 1997 г. в регионе было выработано 37,3 млрд.кВт/ч электроэнергии, часть электроэнергии еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства. 
  Население района составляет 7,51 млн.чел. или 5,3% численности населения Российской Федерации. В городах проживает 4,66 млн.чел., или 61,96% населения, в сельской местности — 2,84 млн.чел., или 38,04%.  
   На территории района проживают люди нескольких национальностей это, в основном: Русские, Украинцы, Белорусы, Армяне и Азербайджанцы. 
   В регионе сложилась сложная демографическая ситуация, которая остро сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на протяжении двух последних десятилетий шел интенсивный отток населения, в основном, из сельской местности. 
   В связи с изменением геополитической обстановки России усилился миграционный обмен между странами СНГ и в районе ситуация несколько улучшилась за счет русскоязычного населения, прибывшего из стран ближнего зарубежья.

   В последние годы  население района тяготения дороги восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы  миграции.

   Уровень безработицы  в Тамбовской, Белгородской и  Липецкой областях превышает  среднерайонный показатель, что  объясняется небольшим сокращением  рабочих мест в металлообрабатывающей,  машиностроительной отраслях промышленности  и в военно-промышленном комплексе.

   В будущем, однако, численность трудовых ресурсов  имеет тенденцию к снижению, и  район из разряда трудоизбыточных,  возможно, перейдет к разряду  трудодефицитных.

 

Плотность населения района

Администротивно-территориальная  единица 

Территория, тыс. км2

Численность населения, тыс.чел.

В том числе население

В % ко все населению

Плотность населения, чел/км2

городское

сельское

городское

сельское

Белгородская область

27,100

1,511,620

985,584

526,036

65,2

34,8

55,77

Воронежская область

52,400

2,378,803 

1,471,799

907,004

61,9

38,1

45,39

Курская область

29,800

1,235,091

756,480

478,611

61,2

38,8

41,44

Липецкая область

24,100

1,213,499

779,983

433,516

64,3

35,7

50,35

Тамбовская область

34,300

1,178,443

674,095

504,348

57,2

42,8

34,35

Волгоградская область

112,877

2,594,825

1,984,005

610,820

76

24

22,99

Ростовская область

100,967

4,260,643

2,874,258

1,386,385

67,46

32,54

42,1

Рязанская область

39,605

1,148,457

815,068

333,389

70,97

29,03

29,1

Тульская область

25,679

1,544,545

1,219,910

324,635

78,98

21,02

60,5

Саратовская область

101,240

2,508,754

1,876,269

632,485

74,79

25,21

24,78

Пензенская область

43,352

1,376,538

930,155

446,383

67,57

32,43

32


   Отрасли промышленности.

Чёрная металлургия. В промышленном комплексе района тяготения ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В перспективе при наличии  средств возможна добыча железной руды на Яковлевской шахте (Белгородская область) в объеме до 1,5 млн.т.

Основными потребителями  руды Курской магнитной аномалии являются металлургические заводы Центра, Центрально-Черноземного района, Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье.

Черная металлургия региона  представлена Новолипецким металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Сокол», расположенными в Липецкой области. Новолипецкий комбинат является основным поставщиком в России автолистовой и трубной стали. По качественным параметрам только 20-26% российской металлопродукции из черных металлов является конкурентоспособной  на западном рынке. Однако ряд видов  проката, выпускаемых АО «Новолипецкий  комбинат», сертифицированы Германским ТЮФом и Британским Регистром  Ллойда (т.е. отвечает мировым стандартам). Завод «Свободный Сокол» специализируется на выпуске литейного чугуна, водопроводных  труб, отопительных радиаторов и фасонного  литья. В Белгородской области черная металлургия представлена Оскольским электрометаллургическим комбинатом (ЭМК), который выпускает высококачественную сталь и прокат по бездоменной  схеме методом прямого восстановления железа. Черная металлургия создает  основу для развития машиностроения

Машиностроение. На долю машиностроения и металлообработки приходится 15,5% от отраслевой структуры промышленности. Машиностроение характеризуется многоотраслевой  структурой. В регионе получили развитие как сложные трудоемкие отрасли  — радиоэлектроника, авиационная, приборостроение, так и металлоемкие отрасли —  горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечнопрессовых машин, металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций.

Станкостроение. В рыночных условиях актуальной проблемой является возрождение и развитие отечественного станкостроения.

Оборонная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее высокотехнологичных  и значительных отраслей промышленности.

Развитие рыночных отношений  заставляет предприятия и организации, в том числе и оборонного комплекса, искать иные пути и все более диверсифицировать  производство.

Воронежский механический завод  — головной завод ракетного двигателестроения, используя передовые аэрокосмические  технологии, сумел впервые на территории СНГ организовать серийный выпуск фонтанного оборудования для добычи нефти и  газа, которое не уступает, а по некоторым  параметрам превосходит европейское  и американское.

Размещение машиностроительного  комплекса отличается крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в  Воронежской области, также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.

Промышленность строительных материалов. Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это относится к производству огнеупоров (Семилуки Воронежской области). Мощность завода 1500 тыс.т., продукция — глина огнеупорная, потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы.

Строительная промышленность района базируется на комплексном использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской магнитной аномалии, наличии крупных ресурсов сырья и использовании шлаков металлургического производства.

В состав Оскольского металлургического  комбината входит Объединение строительных материалов и бытовой техники, которое  включает четыре завода и является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из керамики. Продукция отгружается потребителям без завоза ее на склад, с колес. Появились  новые потребители из государств Балтии и Красноярского края. Перспективная  политика основывается на вытеснении с отечественного рынка иностранных производителей аналогичной продукции. Производство строительных материалов дает возможность основному производству улучшать свое финансовое состояние. Достаточно сказать, что масштабный выпуск строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом комбинате дает 50% всей массы прибыли, получаемой этим крупнейшим предприятием России.

Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП «Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и  Липецкой областях (АО «Липецкцемент»).

Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности региона. В размещении отрасли большое значение имеет  потребительский фактор, поэтому  предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных центров.

Химическая промышленность. Химическая промышленность в районе тяготения относится к отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов.

 Легкая промышленность. Легкая промышленность района  развита слабо и размещена  очень неравномерно. Предприятия  сосредоточены, в основном, в Тамбовской  и Курской областях. Тамбовская  область специализируется на  производстве шерстяных тканей, Курская область — шелковых  тканей и трикотажных изделий,  использующих химическое волокно.  Дальнейшее развитие отрасли  связано с совершенствованием  ее территориальной структуры  и направлено на более полное  удовлетворение потребностей населения района. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.

Пищевая промышленность. Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.

Агропромышленный комплекс. Агропромышленный комплекс региона  создает 7,8% сельскохозяйственной продукции  России. Объем валовой продукции  сельского хозяйства, произведенный  на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.

В районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России. Из зерновых культур  во всех областях, кроме Курской, преобладает  озимая пшеница, а в Курской области  — озимая рожь. В районе также  возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос.

Ведущее место среди технических  культур принадлежит сахарной свекле. Наиболее благоприятные условия  для ее выращивания имеют Белгородская, Воронежская и Курская области. В целом район занимает первое место в России по размерам посевных площадей, сахаристости и объемам заготовок сахарной свеклы.

Основные посевы подсолнечника  сосредоточены в Воронежской  и Белгородской областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло (40% масла  вывозится из района), отходы производства — шрот и жмых используются в  качестве кормов в животноводстве. Воронежская область — основной производитель в стране эфирных  масел: на ее территории выращивается и перерабатывается кориандр и анис (Алексеевский эфирокомбинат). В Воронежской  области выращивают также махорку. Выращенный в районе картофель частично идет на производство крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями увеличения производства продукции растениеводства  за счет внедрения научно обоснованных севооборотов, увеличения доли использования  возможностей агрохимии, проведения мероприятий  по сохранению и увеличению естественного  плодородия земель.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Юго-Восточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов