Черная металлургия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс – это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:
добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);
металлургический передел – основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.;

Содержание

1. Введение
2. Черная металлургия
3. Черная металлургия России
3.1. Уральская металлургическая база
3.2. Центральная металлургическая база
3.3. Металлургическая база Сибири
4. Заключение
5. Список литературы.
II часть к вопросу: «Особенности экономико-географического положения и природные ресурсы Центрального экономического района России. Население и трудовые ресурсы Центрального экономического района России. Отрасли промышленности и сельского хозяйства Центрального экономического района России».
1. Введение.
2. Административный состав района.
3. Особенности экономико-географического положения.
4. Место района в хозяйственном комплексе страны.
5. Оценка природных ресурсов и условий района.
6. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
7. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
8. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
9. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
10. Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
11. Развитие внешних связей района.
12. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
13. Заключение.
14. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контролка по географии.docx

— 50.94 Кб (Скачать файл)

   Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва - грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево - автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

   Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний - Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт - Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

   Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

   Текстильная промышленность - старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

   Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

 

8.   Отрасли, дополняющие промышленную специализацию  района, комплекс услуг.

 

   Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения - Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

   Электротехническая промышленность - Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются - Москва, Рязань, Коломна.

   Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

   Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

   Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

   Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях и торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте.

   На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

 

9.   Специализация, уровень развития сельского хозяйства  района.

 

   Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере - значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

 

10. Территориальная  структура хозяйства район (крупнейшие  промышленные узлы, подрайоны, ТПК).

 

   Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района - радиально кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.

 

11. Развитие внешних  связей района.

 

   Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.

 

12. Проблемы развития  района в условиях перехода  к рыночной экономике.

 

   В этом районе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы.

   Московская агломерация является одной из самых загрязненных. Загрязнение атмосферы загрязнение вод суши утрата продуктивных земель загрязнение почв деградация лесных массивов снижение природно-рекреационных качеств ландшафта.

   Москва и окружающее ее кольцо малых и средних городов Волжско-Окского междуречья с высокой плотностью городского населения, мощной промышленностью и развитым транспортом сформировали зону чрезвычайно сильного по мировым масштабам антропогенного пресса на среду обитания человека.

   Лишь в пределах Москвы насчитывается более 1200 промышленных предприятий, более 10 ТЭЦ, несколько тысяч котельных. Для поддержания жизнедеятельности города в холодное время года ежесуточно используется около 60 млн. куб. м. газа, 400 вагонов угля, 500 вагонов мазута и т.д.

   В результате в атмосферу Москвы за год выбрасывается более 1млн. т окислов азота и серы, многие тысячи тонн угарного газа, твердых частиц и т.п.

   Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в районах, расположенных в центральной и юго-восточной частях города. При этом главными показателями бедствия являются продолжающееся загрязнение воздуха, вод, шумовой режим и перенасыщение почв химическими веществами.

   К концу 90-х гг. главными загрязнителями окружающей среды Москвы и Подмосковья становятся транспорт и энергетика. На долю автотранспорта (парк которого насчитывает около 1 млн. автомобилей) приходится 2/3 объема атмосферного загрязнения.

   Крупным источником загрязнения территории и почв Центрального района и Московского региона являются промышленные и бытовые отходы. Практически все виды отходов пригодны для использования в хозяйстве в качестве вторичного сырья, однако, промышленная переработка отходов - уязвимое место всей российской экономики.

   Общепринятым показателем экологического благополучия является обеспеченность ее жителей питьевой водой.

   Однако здесь важен не только, а иногда и не столько количественный объем потребления воды - более 750 л в сутки на человека. По имеющимся оценкам, общий перерасход воды лишь в жилищно-коммунальном секторе достигает как минимум 50% из-за неисправностей и низкого качества санитарно-технического оборудования в жилых домах и, главное, - неэффективного ее использования.

   Масштабы радиационного загрязнения Российской территории, связанного с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, огромны. Согласно официальным данным, загрязнение почв с плотностью более 1 Ки/кв.км.

   Зарегистрировано во всем Центрально экономическом районе. Наиболее сильно пострадала Брянская область, особенно с точки зрения концентрации загрязнении. В некоторых наиболее сильно пострадавших административных районах (Гордеевском, Злынковском, Клинцвском, Климовском, Красногорском, Новозыбковском, Стародубском) отмечались уровни в 20, 30, 40 Ки/км. кв. и более. Главный критический радионуклид - цезий 137 (более 90% загрязненной территории).

   За усредненными показателями скрываются цифры гораздо более серьезные: в отдельных пунктах фиксируются максимальная плотность загрязнения 100 КИ/ км. кв. и более. Другой опасный загрязнитель - стронций 90 - встречается небольшими “пятнами".

 

 

 

 

 

 

4.  Заключение.

 

   Преимущества экономико-географического положения Центрального экономического района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.

   Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение.

   Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

   Район имеет равнинно - холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы - лесные, дерново-подзолистые.

   Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

   Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

   В этом районе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы.

 

 

 

5.  Список литературы.

 

1. Региональная экономика /Под.ред. профессора Т.Г. Морозовой – М.1995/

  1. "За рубежом", N15-16 (2026-2027) 25-31 мая 2000 г. - Спецвыпуск "Металлургия" N2
  2. Справочное пособие по географии, “География хозяйства Росиии”, “Физическая география” /Пашканг К.В.
  3. Юзов О.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий черной металлургии. – М.: Металлургия, 1980. – 326 с.

В подборе литературы использованы материалы Internet:

1. http://russmet.chat.ru/chmr.html

       2. http://sme.ural-business.ru//expoural/russian/30508.htm

3. http://www.vologda.ru/~avo/Rus/Ferrous.html

 

 

 

 


Информация о работе Черная металлургия России