Характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:02, реферат

Краткое описание

Состав района.
Физико- и экономико-географическое положение района.
Природа района и природные предпосылки его развития.
История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района.
Население и трудовые ресурсы района.
Народнохозяйственный комплекс района
Территориальная структура расселения и хозяйства района.

Вложенные файлы: 1 файл

har-dalnvost-rai.DOC

— 481.50 Кб (Скачать файл)

   Найболее  перспективным направлением экономики  Дальнего Востока является реализация  сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

   Условиями  успешного перехода к рынку  Дальневосточного региона России являются :

  • дальнейшее разгосудаствление экономики района;
  • возникновение элементов свободной конкуренции;
  • создание рыночной инфраструктуры;
  • устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности.

   На Дальнем  Востоке в настоящее время  существуют три свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.

   Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.

   Для решения  проблем в регионе создано  НПО “Экопрос” , разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.

   Огромную  территорию Дальневосточного района  по уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.

   В южную  зону интенсивного развития входят  Приморский край , южные части  Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

   В состав  средней зоны входят северные  районы Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.

   Южно-Якутский  ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.

   Вблизи  угольного бассейна находится  Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения  Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн.

   В бассейнах  рек Олекмы и Чары разведаны  магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

   В зоне  Южно-Якутского минерального комплекса  выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев и других полезных ископаемых.

   Выход  якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.

   В дальнейшем  кроме угольных предусмотрено  вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер.

   В северной  зоне Дальнего Востока очаговое  развитие характерно не только  для сельского хозяйства , но  и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.

   Анализ  территориальной структуры Дальневосточного  района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.

   Дальний  Восток имеет достаточно развитые  межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района , и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.

   Развитие  внешнеторговых связей влечет  за собой улучшение транспортной  системы района , экономических показателей  работы , совершенствование структуры  грузооборота и межрайонных транспортных связей.

   Если  до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

   Совершенствование  структуры хозяйства Дальневосточного  района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. — М., 1996.
  2. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
  3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
  4. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
  5. Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.

Информация о работе Характеристика Дальневосточного экономического района