Факторы формирования географического образа города Ставрополя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:20, реферат

Краткое описание

Восприятие страны или района при комплексной географической характеристике существенно углубляется, если включаются, помимо традиционных аспектов, так называемые «образы» — природы, образы исторического, экономического, социального и картографического характера, а также «образы-аналоги», творческие образы, основанные на абстракции, нестандартном воображении и в то же время доступные для передачи главного.
Очень важно при этом найти наиболее яркую, можно сказать, навязчивую черту индивидуальности характеризуемого объекта, легко запоминающуюся, не искажающую «портрета» территории и помогающую раскрыть механизмы его исторического и современного развития, — своеобразный ключ, с помощью которого территория открывает секреты ее экономических, социальных, национальных и других особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский государственный университет      

 

 

 

 

 

 

 

Факторы формирования географического образа города Ставрополя    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие страны или района при комплексной географической характеристике существенно углубляется, если включаются, помимо традиционных аспектов, так называемые «образы» — природы, образы исторического, экономического, социального и картографического характера, а также «образы-аналоги», творческие образы, основанные на абстракции, нестандартном воображении и в то же время доступные для передачи главного.

Очень важно при этом найти наиболее яркую, можно сказать, навязчивую черту индивидуальности характеризуемого объекта, легко запоминающуюся, не искажающую «портрета» территории и помогающую раскрыть механизмы его исторического и современного развития, — своеобразный ключ, с помощью которого территория открывает секреты ее экономических, социальных, национальных и других особенностей.

Для выбора такого ключа нет единого правила. У каждой территории он может быть индивидуальным, в то же время отдельные территории могут открываться одним и тем же ключом. Однако наиболее интересен все же поиск индивидуальности. Образы могут быть словесными, графическими, картографическими, это могут быть фотографии объектов, через призму которых восприятие территории становится ярче или меняется вовсе.

                         факторы экономико-географического положения.

География — это пространство, а вернее, различия в нем и поиск закономерностей этих различий. Но пространство выстроено историей, т.е. временем, а следовательно, можно сказать: география сконструирована временем.

Анализ территории не есть что-то застывшее, правила которого навсегда узаконены. В нем отражается время. Анализ территории должен отвечать требованиям времени в соответствии с уровнем накопленных обществом знаний, его интересами, вопросами, на которые оно ждет ответов. Еще в недавнем прошлом в учебниках географии главным всегда были отраслевые характеристики промышленности, меньше говорилось о сельском хозяйстве, почти ничего — о транспорте, а знаменитый вопрос Н.Н. Баранского: «А как там люди живут?» — практически всегда оставался без ответа.

Образное восприятие не исключает традиционных характеристик — размеров занимаемой площади, конфигурации территории, положения, границ, соседства, но требует при этом нетрадиционной подачи материала.

. Образ — это инструмент познания (представления, видения) территории, основанный  на определенной абстракции и  являющийся субъективным по своей сути, зависящим от эрудиции, суммы накопленных автором знаний, его аналитических и творческих способностей (игрыR воображения) и многого другого.

Но при этом следует помнить о том, что образы — это только дополнительный инструмент анализа, подчас оживляющий сухость традиционных экономико-географических характеристик, но не заменяющий их.     

 Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др. В самом широком смысле образ города можно определить как совокупность характеристик города, отраженных в сознании людей.  

 По воспринимающему образ  субъекту он делится на внутренний  и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего – гости региона и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ региона (имидж) по этому же основанию разделяется на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж – мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит субъекты имиджа неверно позиционируют свой регион.  

 По числу носителей образа  региона выделяют индивидуальный и групповой образ. Групповой, или общественный, образ региона создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Ряд общественных образов вырабатывается значительной группой людей. Групповые образы необходимы для того, чтобы индивид мог успешно функционировать в пределах своего окружения. Всякий индивидуальный образ уникален. Он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом.  

 По способу восприятия образ региона делится на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ региона представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.   

 1.3. Свойства образа региона  

 Свойства образа региона:  

 Изменчивость. Образ региона не статичен и изменяется во времени. Образ региона складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно (вопросы формирования имиджа города будут рассмотрены ниже). Изменение образа региона зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации. Данный фактор имеет отрицательную роль в сохранении образов.  

 Историчность (вплетенность в  конкретный исторический контекст). Образ региона всегда вплетен  в некоторый исторический контекст и социальную ситуацию. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Образ региона имеет свою судьбу. Каждая эпоха порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняющийся — текучий образ региона и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого.  

 Относительная устойчивость. Устойчивость  образа региона зависит от  его яркости, места региона в  мирохозяйственном понимании и  сложившихся стереотипов.   

 Комплексность. Все составляющие  части образа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.  

 Плюрализм точек зрения. Не  существует какой-то одной точки  зрения, с которой можно было  бы охватить регион как единое  целое. Данное свойство, относится  прежде всего к крупному региону.  

 Зависимость от объективных  характеристик регионального развития.   

 Образ региона описывается  через субъективное отношение  к своему региону различных  групп населения, и представляет  собой, прежде всего представление  о регионе. Однако при описании образа необходимо учитывать и объективные характеристики состояния и развития региона, т. к. именно посредством отношения к ним у человека и формируется образ региона.   

 Классифицировать региональные  характеристики можно по-разному, но суть от этого не изменится: на образ региона влияют они все. Образ региона складывается из представления о следующих составляющих: население; экономика; образование, культура, наука; СМИ; здравоохранение, спорт; политика, властные структуры, региональные лидеры; нормативно-правовая база; быт, коммунальное и транспортное хозяйство; архитектура; географические особенности; историческое прошлое.  

 Изменение этих характеристик, а также представления о них  происходит как стихийно, так  и целенаправленно в процессе имиджевой политики региона.   

 1.4 Структура образа региона

Образ региона состоит из следующих составляющих:

- статус региона.  Статус региона – это место данного региона в структуре и иерархии других регионов страны по различным основаниям: степени развития, роли в экономической, политической, культурной жизни страны. Статус региона определяется потенциалом и ресурсами города (информационными, финансовыми, кадровыми и т.д.), в том числе и внешними связями с другими регионами и странами;

- облик региона. Под обликом города понимается его внешний вид (архитектура, достопримечательности, природные особенности, местоположение, чистота улиц, освещенность дорог и т.п.);

- душа региона;

- региональный фольклор;

- стереотипы о регионе;

- мифология;

- эмоциональные связи с регионом (эмоции, чувства, ожидания, надежды, связанные с городом и отношение к нему);

- региональная символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн и  т.п.).  

 Образы различных регионов  в разной степени насыщены  каждой из этих составляющих, и от этого зависит яркость образа.

Пространство, данное в ощущениях, уже многие тысячелетия назад начинает активно осмысляться. Результаты этого осмысления известны нам в двух автономных формах: литературная запись космогонических мифов и предметно-образная запись, представленная как в материале мегалитических сооружений, так и в наскальных рисунках неолита. Это хорошо известно, но мало обращает на себя внимание тот факт, что при сохраняющем силу до настоящего времени параллелизме автономных форм представления пространства эта их автономность перерастает в обособленность, устойчивость которой стала значительным препятствием для развития познавательных способностей.

Понятия, в которых абстрагированы существенные структурные характеристики образов пространства, — продукт длительной эволюции мировой культуры, до недавнего времени расчлененной на обособленные региональные образования. Сравнительный анализ пространства (воспринимаемого и создаваемого), складывавшихся под влиянием различных природных и социальных условий, различных религиозных и философских концепций, активно осуществляемый практиками художественно-проектной деятельности, представляет собой и значительный теоретический интерес.

Образ региона – это сложная многослойная конструкция, которую можно сравнить с почвенным разрезом, демонстрирующим наслоения разных возрастов, толщин, состава и происхождения. Нижние слои уже давно погребены, но при определенных условиях, например, при глубокой вспашке, могут выходить на поверхность, верхние, питая современный растительный покров, продолжают активно формироваться. Аналогично образ региона, с одной стороны, он подвержен реактивным изменениям, вызванным наиболее свежими событиями и новостями (телевизионной картинкой), а с другой – характеризуется рудиментарностью, инерционностью и окостенением.

 

 


Информация о работе Факторы формирования географического образа города Ставрополя