Учение о географическом ландшафте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…….3
Глава 1. Формирование географических представлений в древнем мире………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье……………..………...8
Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени……...……......11
3.1. Учение о географическом ландшафте в России……………………11
3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения………………………...…..15
3.2.1. Немецкая школа……………………………………………….……15
3.2.2. Французская школа……………………………………………...…18
Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте..……..…….20
Заключение……………………………………………….………………23
Список литературы………………………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

          3.1. Учение о географическом ландшафте в России

На рубеже 18-19 веков организовывалось большое число академических экспедиций с целью изучения природы и деятельности человека. Это позволяло обобщать и систематизировать отдельные виды растений, животных, почв по географическим областям. Появляются гипотезы о возникновении чернозема, составляются планомерные характеристики Прикаспийской низменности, Предкавказья, Забайкалья, Камчатки. Создаются научные общества, такие как «Московское общество естествоиспытателей», «Императорское русское географическое общество». Собранный и накопленный ими фактический материал, обобщался и систематизировался в огромные географические фонды изданий.

Быстрое развитие ландшафтоведения определилось экономическим положением общества в тот момент. В России появляются все новые отрасли промышленности, происходит разделение труда и быстрыми темпами развивается капиталистическое производство. Развитие экономики способствовало осмыслению разнообразия явлений и образований природы, изучению земельного хозяйства и составление различных карт. Для России эти вопросы были крайне актуальны. Из-за своей большой территории, она нуждалась в логичном климатическом делении и систематизации. В 1784 году профессор истории и географии Е. Ф. Зябловский предложил разделить территорию России на северную холодную, среднюю умеренную, южную теплую полосы. Через несколько лет  еще была выделена четвертая полоса  - Арктика. От этой классификации в дальнейшем отталкивались в своих исследованиях другие ученые-географы.

Основоположниками учения о ландшафте считается специалист-почвовед В. В. Докучаев и его ученик географ-лесовод Г. Н. Высоцкий. Особая экспедиция, организованная Докучаевым в 1892 году, имела огромный успех в географической среде. Планировалось провести небывалые по замыслу в степных условиях работы: создавать леса в виде лесных полос различной ширины в степи по водоразделам, перевалам, в местах малопригодных или вовсе непригодных для сельскохозяйственного пользования. Одной из главнейших задач экспедиции была организация опытных сельскохозяйственных полей среди лесонасаждений и на открытых участках[24]. В результате семилетних исследований Особой экспедиции были выделены качественно отличные природные территориальные единицы и разработаны  планы эффективного использования природных ресурсов, учение о географическом ландшафте было поставлено на научную основу.

Число последователей Докучаева по сей день продолжает множиться. Его географический метод исследований природных процессов внес огромный вклад в развитие физической географии 20 века. Успех Докучаева был связан с его незаурядными творческими способностями, углублением в естественно-историческую концепцию. Его рекомендации по оптимизации природных комплексов активно использовались в сельском хозяйстве. Лесовод Д. Ф. Морозов, один из членов экспедиции, вспоминал, что учение Докучаева «сыграло решающую роль и внесло в мою деятельность такую радость, такой свет и дало такое нравственное удовлетворение, что я не представляю себе жизнь без основ докучаевской школы и воззрения ее на природу» [16, с.83-88].

Высоцкий один из первых высказал важную мысль об общей особенности почв и растений – их строгой зависимости от одних и тех же факторов внешней среды, элементов жизни, как он их называл. Идея создания карт типов местопроизрастаний, перекликаясь с учением Морозова о типах насаждений, явилась руководящей в разработке метода ландшафтных исследований и создании карт природных ландшафтов [3, с.60-61]. Для появления этого нового направления современной географии особое значение имело подмеченное Высоцким постоянное чередование, повторение одних и тех же типов местопроизрастаний: «Однохарактерные сочетания типов местопроизрастаний, связанные в один или несколько соседних территориальных массивов, составляют естественные округи (местности)». В этом высказывании заключена суть научного представления о типе местности, впервые четко сформулирована идея «географических ландшафтов», поэтому Высоцкий признается одним из основоположников современного ландшафтоведения [3, с.9].

Развитие учения активно продолжил академик Л.С. Берг. В 1913 году он высказал мысль о том, что вся поверхность суши образована многочисленными цельными системами территориальных единиц.  Он писал, что «предметом изучения для географии являются, ... по моему мнению, закономерные пространственные группировки на земной поверхности, или географические аспекты (ландшафты)» [2, с.300]. К тому же, Берг утверждал, что каждый из таких аспектов необходимо рассматривать как единое природное целое, потому что все явления, предметы и процессы географического ландшафта вступают друг с другом в тесную взаимосвязь.

В дальнейшем, стремительно развивающееся географическое направление, поддержали многие ученые, дополняя и развивая его.

Академик Б. Б. Полынов при изучении географический ландшафтов делал глубокий акцент на происхождение почв. Он является одним из первых ученых, кто смог научно обосновать критерии выделения и классификации географических ландшафтов. Ему принадлежат множество оригинальных методов их практического исследования, за которые Полынов получил государственные награды [7, с.27].

Работы выдающегося почвоведа С. С. Неуструева внесли большой вклад в ландшафтоведение. Вместе с географом Л. И. Прасоловым он разработал принципы естественно-исторического районирования, дал образец региональной физико-географической характеристики. Главные его работы были посвящены территории Оренбуржья. Это направление в отечественном ландшафтоведении было впоследствии развито другим исследователем Ф. Н. Мильковым [22, с.123-124].  .

Одним из ярких ученых в отечественной географии 20 века стал С. В. Калесник. В качестве главного постулата он развил представление о природе как едином целом и попытался показать это единство с позиций учения о географической оболочке. Калесник впервые включил учение о географической оболочке в учебную дисциплину, и так умело, что это понятие в качестве основного объекта географии вскоре стало общепризнанным. «Ландшафт, – пишет С. В. Калесник, – реально существующий генетически однородный участок земной поверхности; он обрамлен естественными границами; обладает индивидуальными чертами, позволяющими отличить его от других ландшафтов: представляет собой не случайное, не механическое, а закономерное и внутренне взаимосвязанное сочетание компонентов и структурных особенностей; в пространстве и во времени неповторим; характеризуется территориальной целостностью; внутри себя морфологически разнороден, так как слагается из различных территориальных комплексов низшего ранга; вместе с тем однороден, так как общий стиль сочетания разнородных компонентов и структурных особенностей сохраняется в пределах ландшафта неизменным» [9, с.3].

Как мы видим, идея о необходимости выделения на местности природных территориальных аспектов родилась в России. Представление о ландшафте рассматривался как комплекс взаимосвязанных компонентов. Эта идея была вызвана потребностями социальной практики, требованиями сельского хозяйства и подготовлена всем предшествующим ходом развития русского естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Зарубежные школы  ландшафтоведения

3.2.1. Немецкая школа

Оформление географии как самостоятельной науки во всех ее направлениях, конечно, проходило не только в России. На становление теоретических основ географии 19 века большое влияние оказали два немецких географа - Александр Гумбольдт и Карл Риттер. Они, несомненно, внесли огромный вклад в поднятие современной науки на профессиональный уровень. Их огромный авторитет и слава способствовали объединению различных определенных идей и теорий исследователей в научном обществе, определил географию как самостоятельную и профессиональную науку в Германии. Под их именами в ряде стран появлялись естественнонаучные сообщества, выделялись специальные кафедры в университетах и академиях под управлением профессоров-географов.

Немецкий путешественник, географ и мыслитель Александр Гумбольдт сумел объединить в своем известнейшем сочинении "Космос" почти все, что было известно человечеству к середине 19 века о естествознании. Он был большим знатоком в различных научных отраслях, за что получил прозвище «Аристотель 20 века». Воззрения Гумбольдта стали основой почвоведения, общей физической географии и ландшафтоведения, оставив большой след в изучении климата Земли. Гумбольту принадлежат разработки метода изотермии схематической карты их распределения в Северном полушарии. Он дал классификацию распространению растений, выделив широтные и вертикальные зональности, смог систематизировать и развить экологическое направление в географии растений, предложил подробную характеристику континентального и приморского климатов, определил причины их различий и процессы формирования, проводил многочисленные исследования в области ботаники.

Карл Риттер с 1820 года являлся профессором Берлинского университета. Его самой известной и обширной работой стал труд "Землеведение". В нем ученый попытался обобщить и систематизировать собранные материалы известных географов по отдельным регионам Земли. При его жизни в свет вышло 19 томов. Они были посвящены в основном Азии и Африке. Описание регионов в его трудах отталкивалось от орографических признаков. Главным в географии Риттер считал познание взаимосвязей различных ландшафтных систем - связей между различными формами вещества на земной поверхности и изучение отдельных пространств. В своих работах и исследованиях профессор использовал, прежде всего, сравнительный метод. Только благодаря ему, по мнению Риттера, можно получить полную картину представления о ландшафтах, понять влияние природы на человечество.

Первым после Риттера профессором немецкого университета, имевшего географическое образование, был Альфред Геттнер. К тому же, он являлся последователем Риттера и смог теоретически обобщить созданную ранее хорологическую концепцию - концепцию индивидуальной действительности. После многочисленных исследований Геттнер подкрепил ее большим количеством фактического материала. Он рассматривал ландшафты как реальные, объективно существующие явления, отрицая попытки некоторых ученых полностью изолировать географию природы от социально-экономической географии. Геттнер считал, что связи между ландшафтами имеют причинно-следственную природу. К подобным системам географических объектов ученый относил и человеческое общество.

Идею Геттнера поддерживал и профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцель. Им была разработана антропогеографическая концепция, которая обеспечивала синтез географического описания и исторического объяснения. Ратцель был уверен в большой взаимосвязи природных факторов и поведения людей, обитающих в различных климатических условиях. Так, избыток тепла и влажности при их незначительном колебании, присущий тропикам, порождает, по Ратцелю, ослабление силы воли, упадок энергии, потребность в покое у жителей тропических стран [21, с.36]. 

Особенно активное изучение ландшафтов развернулись в восточной части Германии в 60-х годах 20 века. В трудах таких ученых-географов как Э. Нееф, К.Тролль, А. Тенсли и других географов содержится большое количество теоретических обоснований ландшафтных исследований. Географическая оболочка, континенты, зоны исследуются геофизическими методами, которые позволяют высчитывать балансы лучистой энергии и воды, изучить планетарную систему циркуляции атмосферы. Ландшафтно-экологические исследования в современной Германии тесно связаны с задачами сельского хозяйства, территориальной организации, ландшафтного планирования, что в целом соответствует направленности подобных работ в других странах Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2. Французская школа

Основателями ландшафтоведения во Франции можно справедливо считать Элизе Реклю и Видаля де ла Блаша. Французская школа - одна из известнейших школ, одновременно признаваемая мировыми географами и практически игнорируемая отечественными исследователями. Французские географы занимаются в основном вопросом изучения географической среды как жилища человека, эстетикой ландшафта.

По мнению Э. Реклю и Блаша, между человеком и природой существует постоянное и активное взаимодействие, а взаимосвязь между почвой и человеком сформирована еще в глубокой древности и отличается своей непрерывностью. Почва является учителем человека, а человек учеником. Французские географы считают, что умелое и правильное изучение почвы может пролить свет на характер, нравы и предпочтения народа, обитающего на ней. Видаль де ла Блаш отмечал, что в тех странах, где люди селятся с незапамятных пор, эти отношения приобретают постоянный, устойчивый и непрерывный характер. Ландшафт оказывает определенное влияние на предпочтения населения.

Таким образом, культура формируется под воздействием географического фактора, и в этом Видаль де ла Блаш всецело согласен с Ратцелем, но последний, по мнению французского геополитика, явно переоценил влияние географической среды и недооценил человеческий фактор. Человек, по Видаль де ла Блашу, тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициативой и предприимчивостью. Подобную мысль в свое время уже высказывал Г. Спенсер, когда он разделял конкретную животную особь и человеческую, которая дискретна, то есть наделена свободой воли, и ее действия не подчиняются только природным законам. [23]. 

Элизе Реклю делал наибольший акцент на изучение региональных территорий - составляющих страны, создающих образ местности. В его трудах к каждому описанию страны прилагается ее «визитная карточка» - краткий обзор. Это полностью соответствует французским традициям. Но отличительной чертой становится именно уклон на региональную часть, которая ярко выражена в описании стран.

Взгляды Реклю и Блаша и создали французскую географию – страноведческую, в основном, региональной направленности, образную и «человеческую» по своему основному объекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ЛАНДШАФТЕ

Учение о ландшафте, имеющее предпосылки еще в древнем мире, прошло долгий путь до нашей современности. Если ранее в понятие ландшафт входило лишь описание формы определенного рельефа или группировки однородных форм, то  настоящее время ландшафт имеет более обширное определение. Это закономерно повторяющиеся группировки не только форм рельефа, но и других предметов и явлений на поверхности Земли. Следует отметить, что географический ландшафт – это единая взаимосвязанная цепочка природных  предметов и явлений (со своими рельефными и климатическими особенностями) с деятельностью, т.е. гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении данной зоны Земли.

Ландшафтоведение как современная географическая дисциплина тесно связано с экологией и геоэкологией. Оно охватывает изучение не только природных процессов и явлений, но и взаимодействие с ней человеческого общества. Рассматривает различные системные подходы и методы географического и геоэкологического познания окружающего нас мира. Учение о ландшафтной сфере Земли в настоящее время нацелено на формирование географических представлений человечества, как о единых многоуровневых природных комплексах, тесно связанных с природно-антропогенными геосистемами. Утверждение высокой ответственности людей за судьбы очеловеченной природы и жизни на Земле в целом - одна из основных мировоззренческих задач современного изучения ландшафтов. Ландшафт - это целостная группировка высшего порядка, соединяющий различные сообщества организмов, называемые биоцинозами.  Но сих пор ученые не сошлись в едином мнении о границах ландшафтного пространства. Однако большинство географов останавливаются на обособлении ландшафтного пространства по наблюдаемой в нем и свойственной только ему глубочайшей интеграции всех состояний вещества, характерных для земной поверхности: абиогенного – твердого, жидкого, газообразного – и качественно совершенно особого – живого. Поэтому ландшафтное пространство занимает ту контактную позицию в географической оболочке, в которой наиболее тесно смыкаются, пронизывают друг друга, осуществляют взаимный обмен веществом и энергией литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Если первые три составляющие большей своей частью выходят далеко за пределы контактного ландшафтного пространства, то последняя, т. е. биосфера, основной своей массой сконцентрирована именно в нем.

Информация о работе Учение о географическом ландшафте