Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промыш-ленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту машиностроение занимает 20-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. На долю тяжелого машиностроения приходится 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание1.docx

— 77.18 Кб (Скачать файл)

В связи с ограниченностью бюджетных средств финансирование последних из названных программ осуществляется не полностью, а только в рамках первоочередных мероприятий и отдельных объектов. По той же причине в инвестиционной программе 1996 г. не решаются многие важнейшие проблемы машиностроения, по большинству которых имеются поручения правительственных органов, в том числе не обеспечиваются:

  • завершение создания мощностей по производству новых видов тяжелых промышленных тракторов и дизельных двигателей к ним в АО «Промтрактор» и АО «Дизельпром» (Чебоксары), по которым имеются неоднократные руководящие поручения;
  • создание мощностей на АО «Уральский автомобильный завод» по выпуску грузовых автомобилей грузоподъемностью до 23 т типа «Ивеко» для работы в условиях Севера на объектах топливно-энергетического комплекса.

Общая дополнительная потребность в централизованных капиталь-ных вложениях превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью капитальных вложений за счет централизованных источников получат дальнейшее  развитие инвестиционные конкурсы.  В 1995г.  государст-венная   поддержка  на конкурсной  основе оказывалась 14  предприя-тиям машиностроения в размере 144 млрд. руб., что позволило им привлечь 396 млрд. руб. инвестиций за счет собственных и заемных средств.

4.6. Внешнеэкономическая деятельность.

При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближне-го зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ. В то же время в 1996 г. в значительной степени сохранилось действие таких негативных факторов в машино-строительных отраслях, как кризис платежеспособности предприятий: невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продук-ции и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность: нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных производств: отсутствие в стране системы страхования экспорта и предоставления банковских кредитов, а также систематизированных маркетинговых исследований структуры спроса на продукцию машиностроения во внешнеэкономической  деятельнос-ти. В условиях сохранения низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке экспортные поставки жизненно важны для машиностроительных предприятий. В 1996 г. произошло увеличение экспорта по продукции производственно-технического назначения. Величина прироста экспорта по дальнему зарубежью составляет примерно 20% к уровню 1995 г., а по ближнему — 8—10%. Объемы экспорта в эти страны составили соответственно 1,7 и 1,2 млрд. долл. Доля экспорта в объеме производства машиностроительной  продук-ции  в 1995-1996гг.  сохраняется  примерно  на  одном  уровне  и находится по основным видам номенклатурных позиций в пределах 20—30%. 

Одновременно  в 1996г.   произошло незначительное увеличения им-порта машиннотехнической продукции, что объясняется  недостаточ-ностью финансовых средств у предприятий, нерешенностью вопросов кредитования импортных закупок и рядом других неблагоприятных факторов. Объемы импорта составили около 1млрд.долл. по  дальне-му зарубежью и 0,9млрд.долл. по ближнему, т.е. возросли относительно 1995г. примерно на 10%. По важнейшим  видам  машиностроитель-ной продукции доля импорта в объеме продажи товаров в 1995—1996 гг. колеблется в значительных пределах — от 15 до 40%, однако благодаря усилиям по импортозамещению, имеет тенденцию к снижению.(6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тяжелое машиностроение — это основа промышленности России. И от того как будет развиваться тяжелое машиностроение в немалой степени зависит и развитие экономики страны. В настоящее время отрасли тяжелого машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации. Что же означает интенсивный путь развития в тяжелом машиностроении. Прежде всего он подразумевает качественно  новое  наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо и фондосберегающих технологий  производства  машин  и  оборудования.

Интенсификация машиностроительного комплекса должна  рассматриваться в двух аспектах.       

Во-первых,  интенсификация  машиностроительного  производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых  машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с  поставленными задачами,  зависит эффективность  работы других  отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения  достижений научно-технического  прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри  машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Каковы же главные направления интенсификации внутри машино-строительного комплекса? Это прежде всего обновление производ-ственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат. Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала.(4)

Одним из средств реализации государственной политики по структурной перестройке экономики является развитие тяжелого машиностроения как многоотраслевого высокотехнологического конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса в интересах укрепления всей экономики.

Основными направлениями государственной научно-технической политики и структурной перестройки в части машиностроения  являются: переориентация тяжелого машиностроения в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных видах машин и оборудования, расширение экспортного сектора машиностроения; решение проблем имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической  безопасности: содействие развитию инфраструктуры российской экономики, необходимой для реализации структурных преобразований.

Важным инструментом оживления производства  предприятий  тяжелого машиностроения являются федеральные целевые программы, содержащие задания по разработке и освоению в производстве новых эффективных, в ряде случаев не производившихся в России машин и оборудования. Предприятия машиностроения участвовали в 1995 г. в реализации 15 федеральных целевых, инновационных и научно-технических программ, в пяти из которых Роскоммаш является заказчиком. В 1995г. было принято к финансированию из  федерального бюджета 10 программ, в том числе 3 в пределах утвержденной инвестиционной программы и лимитов капитальных вложений по машиностроительному комплексу. На 1996г. намечалось к финансированию из федерального бюджета 7 программ, в том числе 4 целевые и 3 инновационные. Однако ограниченное финансирование программ за счет средств федерального бюджета и собственных средств предприятий не позволило реализовать в 1996 г., как и в 1995 г., задания в объемах, предусмотренных федеральными программами.

Анализ состояния и перспектив развития отечественного машино-строения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов. (6)

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Экономика  машиностроительной  промышленности  СССР под  редакцией Краюхина Г. А. Москва, 1987 г.    
  2. Экономика  машиностроения  под  редакцией  Е.М. Карлика. 

Ленинград 1985 г.  

  1. Мозохин С.И., Татаринцева Е.Н. Территориальная организация машиностроительного производства. Москва 1984г
  2. Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации. Москва, 1989 г.
  3. Справочное пособие по географии для поступающих в ВУЗы.
  4. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 г. (обзор). Экономист №1, 1996 г.
  5. Рыбаков А.Я., Коновалов А. А. . Ключевая роль машиностроения. Москва 1987 г.
  6. Региональная экономика под редакцией Морозовой Т. Г. Москва, 1995 г
  7. Экономика и организация промышленного  производства под  редакцией Демичева А. И.

10.Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения