Теория и методология географической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель дисциплины – дать представление студентам о географии как целостной системе взаимодействия естественных наук, ее современных теоретических и методологических основах.
Задачи дисциплины:
- охарактеризовать задачи географии в теории познания современного общества;
- изложить методологические основы географии в ее естественно-историческом развитии и специфику географического познания;

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

 

 

1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ

План последовательного проведения практических занятий.

Раздел дисциплины

Наименование практических работ

Кол-во

часов

1

Периодизация географической науки

1. Заполнение таблицы «Основные этапы развития теории и методологии географической науки» на основе докладов

2

2

Развитие географии: анализ в историческом аспекте

2. Составление краткой характеристики  одной из научных школ отечественной  географии XIX-XX вв. (с указанием выдающихся представителей, главных направлений исследований и важнейших трудов)

4

3

Теория географической науки: определение  ее сущности и методологических основ

1. Выявление на основе новых  публикаций в периодических географических  изданиях новых аспектов развития  понятий «географическая среда», «географическая картина мира»,  «окружающая среда».

2. Составление учебного портфолио по теме «Основные понятия географии»

2

 

 

 

 

 

2

4

Закономерности и движущие силы развития географии

1. Заполнение таблицы «Закономерности и движущие силы развития географии». Формулирование выводов.

 

 

4


 

1.7.1. Темы лабораторных занятий

Не предусмотрено

 

      1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
  1. Основные вопросы теории географии XYΙΙ-XYIII вв.
  2. Основные вопросы теории мировой географии первой половины XIX в.
  3. Основные вопросы теории мировой географии второй половины XIX в.- начала XX века.
  4. Основные вопросы теории зарубежной географии в XX веке.
  5. Географический метод и его формы.
  6. Основные проблемы методологии географии.
  7. Дифференциация и интеграция в развитии географической науки.
  8. Предметная сущность географии
  9. Определение предмета (объекта) изучения, общего для всей географической науки.
  10. Целенаправленное построение системной концепции.

11. Место географии в классификации  наук.

12. Система  географических наук и перспективы  ее развития.

 

 

1.8.  Учебно-методическое обеспечение  дисциплины

 

1.8.1. Рекомендуемая литература 

а) основная литература

  1. Голубчик, М. М. Теория и методология географической науки: учебное пособие для вузов / М. М. Голубчик [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 463 с.
  2. Исаченко, А. Г. Теория и методология географической науки: учебное пособие для вузов / А. Г. Исаченко. – М. : Академия, 2004. – 395 с.
  3. Максаковский, В. П. Географическая культура. М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

 

б) дополнительная литература

  1. Котляков, В. М. Избранные сочинения в шести книгах. Кн. 3. География в меняющемся мире / В. М. Котляков. - М. : Светоч, 2001. – 341 с.
  2. Лавров, СБ. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий. - М. : Дрофа, 2001. – 382 с.
  3. Ласточкин, А. Н. Общая география: предпосылки развития и содержание // География и природные ресурсы. 1998. № 4. С. 5—10.
  4. Ласточкин, А. Н. Системно-морфологическое основание наук о Земле (Геотопология, структурная география и общая теория геосистем) / А. Н. Ласточкин. - СПб. : Нева, 2002. – 129 с.
  5. Любимов, И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география / И. М. Любимов. - М. : Гелиос, 2001. – 321 с.
  6. Симонов, Ю. Г. Язык географии и система терминов в географических науках // Известия АН. Серия география - 2000. - № 5. - С. 8—15.
  7. Ткаченко, А. А. О процессе социологизации и элементах общей теории социально-экономической географии // Региональные исследования. - 2002. - № 1. - С. 20-23.
  8. Холина, В.Н. География человеческой деятельности : экономика, культура, политика / В.Н. Холина. - М. : Просвещение, 1995. – 300 с.

 

в) Ресурсы Интернет:

  1. Географический справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://geo.historic.ru
  2. Национальное географическое общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

      http://www.rusngo.ru/news/index.shtml

  1. Проект WGEO - всемирная география [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.wgeo.ra

 

1.9  Материально-техническое  обеспечение дисциплины.

 

Перечень  используемых технических средств:

а) оборудование компьютерного класса;

б) проектор «оверхед».

Перечень  используемых пособий:

а) плакаты (схемы организации мониторинга, технологии дистанционного зондирования Земли, блок-схемы математических моделей  и др.);

б) географические карты мира, России, СЗФО, Мурманской области, «Экологический атлас Мурманской области», наборы топографических и навигационных  карт;

в) электронные атласы ММБИ-НОАА по арктическим  морям, электронный атлас окружающей среды Белого моря.

 

1.10. Примерные зачетные  тестовые задания

Не предусмотрены

1.11. Примерный перечень  вопросов к экзамену (зачету)

 

1. Система уровней географического  познания.

2. Основы и особенности географического  познания.

3. Объект, предмет и содержание  географической науки.

4. Основы учения о географической  среде как объекте географической  науки.

5. Проблема целостности географической  науки.

6. Структура географии и ее  место в системе наук.

7. Природно-географические науки.

8. Система географических наук, процессы дифференциации и интеграции.

9. Основные географические школы  и взгляды на мир.

10. Учение о географической оболочке  и его место в современной  географии.

11. Географическое районирование.

12. Системный подход в географии  и основы учения о геосистемах.

13. Теоретический компонент географического  знания.

14. Концепция территории и территориальной  организации природно-общественных  геосистем.

15. Общегеографические учения и  концепции.

16. Концепции физической географии.

17. Теории пространственного развития  в социально-экономической географии.

18. Моделирование в географии.

19. Географическое прогнозирование.

20. Место географии во взаимодействии  природы и общества.

21. Сеть географических учреждений, географы и их специализация  в разных странах.

22. Области применения географических  знаний.

23. Роль географии в современном  мире. Новые перспективы развития  географии.

24. Структурная организация современной  географии.

 

1.12. Комплект экзаменационных  билетов.

        Не предусмотрено.

 

1.13. Примерная тематика  рефератов.

  1. Древнегреческая география: Гомер, Фалес Милетский, Анаксимандр, Гекатей.
  2. Геродот у истоков исторической географии.
  3. Древнегреческие философы о географии. Платон и Аристотель.
  4. Эратосфен - «отец географии».
  5. География Древнего Рима: Птолемей.
  6. География в Средние века. География в христианской Европе.
  7. География в Китае. Китайские географические исследования и открытия.
  8. Морские экспедиции португальцев.
  9. Великие географические открытия. Роль в развитии географии.
  10. Кант и его география.
  11. Исследования Александра Гумбольдта.
  12. Проблема целостности географической науки. Причины дифференциации.
  13. Основные географические школы и их взгляды.
  14. Развитие российской географической науки.
  15. Значение трудов В.И. Вернадского для географии.

 

 

    1. Примерная тематика курсовых работ.

 

  1.  Теоретические основы и современные методы исследований в палеогеографии.
  2. Использование географических и биологических методов в биогеографии.
  3. Севморпуть как природно-хозяйственная система

 

1.15. Примерная тематика  квалификационных ( дипломных ) работ.

 

  1.  Теория и методология исследований природной среды Кольского полуострова на основе палеогеографических данных.
  2. Методология сводного биогеографического описания (на примере одного из регионов Северо-Запада).
  3.   Комплексные географические проблемы освоения и эксплуатации Севморпути.

 

 

1.16.  Методика исследований ( если есть ).

Не  предусмотрена.

 

1.17.  Балльно-рейтинговая система

Не предусмотрена

Раздел 2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

Теоретическая часть дисциплины раскрывается на лекционных занятиях, а на практических занятиях в ходе дискуссий, путем написания  самостоятельных работ усваиваются  основные понятия дисциплины, студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие географической науки.

Самостоятельная работа студентов заочной формы  обучения по изучению дисциплины включает:

    • работу с рекомендованной литературой (см. подраздел 1.7.1) и конспектами лекций;
    • поиск информации о новых разработках в области теории и методологии географической науки в сети Интернет;
    • подготовку к выполнению практических заданий 1-4;
    • проработку темы «Применение современных теоретических и методологических принципов в одной из частных географических дисциплин» (климатология, океанология, почвоведение, политическая география и др. – по выбору студента) с подготовкой реферата и выступлением на итоговом семинаре.

При подготовке реферата следует использовать рекомендованную учебную литературу, периодические издания, а также  продумать и сформулировать собственные  примеры научных разработок в  рассматриваемой области географии.

 

Раздел 3. Содержательный компонент  теоретического материала.

 

Лекция 1. Введение. Современная география.

 

  1. Место географии в системе естественных и общественных наук.
  2. Проблема «единой географии».
  3. Основные общегеографические понятия.
  4. Применения общенаучных методов в географии.
  5. Глобальные проблемы и роль географической науки в их решении.

 

Лекция 2. Периодизация географической науки.

 

  1. Формирование представлений о материках и океанах, форме и размере Земли.
  2. Описательный этап развития географии.
  3. Дифференциация географических наук.
  4. Современный этап развития географии.

 

Лекция 3. Развитие географии: анализ в историческом аспекте.

 

  1. Учение о географической зональности.
  2. «Камеральная статистика» - начальный этап социально-экономической географии.
  3. Комплексные землеведческие и страноведческие описания в зарубежной географии.
  4. Российская география в XVIII и XIX веках.
  5. Концепции современной географии.
  6. Применение системного анализа и математических методов в географии.

 

Лекция 4. Теория географической науки: определение ее сущности и методологических основ.

 

  1. Географическая (ландшафтная) оболочка (сфера) Земли и географическая среда.
  2. Методологическая сущность географии.
  3. Географический метод и его формы.
  4. Анализ и синтез в географии.
  5. Детерминизм и неодетерминизм в географии.

Информация о работе Теория и методология географической науки