Сущность и основные черты географии мировых и местных религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Цель реферата заключается в том, чтобы, не только выяснить сущность религии, но и выявить ее географию распределения. Почти в каждой части нашего земного шара живет народ, который имеет свои устои, обычаи, традиции и соответственно религию. Проводя исследования, мы должны выявить, где зародилась религия и при каких условиях она начала распространяться и у каких народов она получила призвание. Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов остается очень большой.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Сущность религий………………………………………………… 4
• Мировые религии…………………………………………... 5
• Местные религии…………………………………………… 8
2. Основные черты географии религий…………………………….. 9
Заключение………………………………………………………………..11
Приложение…………………………………………………………….....12
Литература……………………………………………………………….. 13

Вложенные файлы: 1 файл

география. Дондокова.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Третьей (самой поздней по времени  возникновения) “мировой” религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди североиндийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его  яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с  самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд “откровений”, записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Можно считать установленным, что  Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел  мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.  

Догматика ислама очень проста.  Мусульманин должен твердо верить, что есть только один   бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как  существо с чисто человеческими  моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

 

Местные религии

 

Альтернативными названиями сторонников  местных религиозных течений  являются "этнические фанатики" или "анимисты ". Число людей, которые  исповедуют местные религиозные  течения различно. Согласно одним  из данных число сторонников местных религиозных течений составляет сто миллионов человек, а вот согласно другим данным – 457 миллионов человек. Эти данные включают в себя африканскую традиционную религию и диаспорик. Эта группа, то есть группа местных религиозных течений также включает, но не ограничена теми людьми, народной религией которых является одна из форм шаманства или язычества. Достаточно большую долю в этой религиозной нише занимают те люди, которые живут в Сибири и для которых является традиционной сибирская шаманистская культура. Вполне очевидно то, что несмотря на достаточно широкую классификацию, эти верования нельзя отнести к одной религии. Эта группа верований включает тысячи отличных друг от друга религиозных традиций, главным образом, религиозно-культурного наследия народов, которые группировались в одну категорию. Подобное группирование происходит на основание того, что у подобных народностей либо вообще нет своей письменности, либо они менее технологически развиты, чем западные и европейские культуры. Среди основных местных религиозных течений и культур есть достаточно много схожих признаков, например, они используют устный, а не письменный канон, нет твердых, четко определенных границ между священными и светскими аспектами жизни. Большая часть, сторонников местных традиционных религиозных течений, находится в Африке, и в Азии, (включая Индию).

На территории полуострова Индостан в разное время и у различных  народностей, населявших его, складывались и развивались многообразные  религиозные представления и практики. Эти представления и практики можно систематизировать в рамках отдельных индийских религий. К ним относится индуизм, джайнизм, сикхизм и буддизм. Три первые являются национальными религиями, последняя же – древнейшая мировая религия. У всех этих религиозных традиций собственная история, свои священные тексты, святилища, свои духовные лидеры. Индийской религиозности в целом присущ дух толерантности, догматичности, готовность ассимилировать инородное и описывать новое в категориях традиционной культуры, высокий авторитет духовных наставников и некоторые другие черты. Также к местным или национальным религиям относятся конфуцианство, даосизм, синтоизм, вера бахаи, мандеизм и другие.

Более подробно мы рассмотрим одну из наиболее известных и распространенных местных или национальных религий – Индуизм.

 Индуизм - религия, возникшая на Индийском субконтиненте.

Несмотря на противоречия между  различными вариантами индуизма, в  основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

Судьба души в каждой новой жизни  зависит от ее поведения в прежних  воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без  награды; если человек не получил  заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований  является сонм богов. В индуизме насчитываются  сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье.

Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую  роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

 

2. Основные  черты географии религий

 

География религий отражает сложные  процессы освоения планеты, развития мировой  цивилизации в целом, а также  духовной культуры отдельных стран и народов.

К XVIII в. сложились основные особенности  географии религий, и с тех  пор больших изменений в ней  не происходило. Изменения касались в первую очередь лишь численности  верующих отдельных религиозных  течений, которые были связаны с более высоким приростом населения той или иной группы (медленнее росла численность христиан, особенно приверженцев православия и протестантизма).

Примерно 2/5 верующих мира составляют христиане (оценки численности верующих относительны, т.к. в большинстве стран мира вероисповедание не учитывается при переписи населения). Они составляют абсолютное большинство в Америке, Австралии и Европе. В Африке их численность примерно одинакова с мусульманами, и лишь в Азии христиан относительно мало. Можно сказать, что христианство — религия западного мира (см. так же статью "Население Земли").

Половина всех верующих христиан приходится на католиков. Самым «католическим» регионом мира стала Латинская Америка, где самая большая абсолютная численность католиков, составляющих более 9/10 верующего населения. Вдвое меньше католиков в Европе, да и преобладание их относительно — только 1/3. Крупнейшие страны мира по численности верующих католиков (в млн. чел.): Бразилия – 133, Мексика — 76, США — 67, Филиппины — 54, Италия — 48. К ним относится и Испания, которую называют «любимой дочерью католицизма».

Как и для всех христиан, священным  для католиков стал город Иерусалим (Иерусалим — священный город также для мусульман и иудеев.), являющийся, по существу, родиной христианства. Чисто католическая святыня — Рим, в котором расположен Ватикан (религиозный центр католического мира, где находится резиденция главы всех католиков — папы римского). Среди христиан не так широко распространено паломничество к святым местам, как, например, у мусульман или индуистов. Тем не менее южнофранцузский город Лурд ежегодно принимает до 2 млн. католиков, приезжающих к местному чудотворному источнику.

Протестантов в мире вдвое меньше, чем католиков. Их основная часть сосредоточена в Европе, а также в США и Канаде. Лишь в Австралии протестанты составляют абсолютное большинство среди верующего населения (около 2/3). Наибольшее число протестантов сосредоточено (в млн. чел.) в: США — 70, Великобритании — 40, Германии — 30. Много протестантов сконцентрировано в ЮАР, Австралии и Канаде.

Численность православных верующих относительно невелика, и их основная часть сосредоточена в Восточной Европе. Православные лишь в Европе составляют значительную часть верующего населения (около 1/4). Самые большие по численности верующего православного населения страны — Россия, Украина, Румыния.

Вторая по численности верующих религия мира — ислам. Польше всего мусульман в Азии, однако, лишь в Африке они вместе с христианами составляют большинство верующего населения. Довольно много мусульман в Европе (около 1/10 верующих). Из коренных жителей ислам исповедуют в основном в Юго-Восточной Европе, на территории бывшей Османской империи. Много мусульман-иммигрантов во Франции и Великобритании. Большинство верующих — мусульмане-сунниты, и лишь в Иране и частично Ираке много приверженцев шиитского толкования ислама. В исламском политическом мире эти религиозные различия вызывают иногда сложные конфликты. Исламские страны довольно компактно размещены от Северной Африки до Южной Азии. Исключение составляет крупный исламский очаг в Юго-Восточной Азии. Самые большие по численности верующих мусульман страны (в млн чел.): Индонезия — 161, Пакистан — 126, Индия — 100, Бангладеш — 100, Турция — 58.

Паломничество к святым местам является одним из важнейших элементов в исламской вере. Особым почитанием пользуются два города в Саудовской Аравии: Мекка — место рождения пророка Мухаммеда (в русской транскрипции Магомета) и Медина — место его погребения. У шиитов есть свои священные места на территории Ирака. Миллионы мусульман ежегодно совершают паломничество к святым местам Аравии, правда, теперь в основном на самолетах.

Третья мировая религия — буддизм значительно уступает двум первым по численности верующих. Буддисты довольно компактно проживают в Азии, за исключением ее западной части. Паломничество не носит массового характера, однако многие верующие посещают место рождения Будды в небольшом селении Лумбини (предгорье Гималаев), где сохранился памятник с надписью: «Здесь родился возвышенный». Крупнейшие по численности буддистов страны мира (в млн. чел.): Япония — 92, Китай — 70, Таиланд — 54, Мьянма — 39, Вьетнам — 38.

Большинство местных религий расположено  в восточной части нашего полушария. В Китае с древних времен получили распространение конфуцианство и даосизм, в Японии - синтоизм, в Израиле - иудаизм, исповедуемый еврейским населением и в других странах. Важно помнить, что многие религии одновременно являются философско-этическими учениями. Кроме основных религиозных верований, на Земле можно встретить многочисленные племенные религии, особенно в Африке, Южной Америке, Китае, частично в Азии и Океании.

Местные традиционные культы и религии  – это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов  Африки в процессе исторического  развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Хотя составными компонентами религиозных  представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные души и духи), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая сверхъестественная сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определённых социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родоплеменные и национально-государственные.

 

Заключение

 

В заключение стоит сказать, что  религия, у большинства людей, занимает очень важное место в жизни, так как она дает человеку веру в лучшее и помогает справиться с различными проблемами. Религии, ставшие мировыми, получили признание у огромного большинства человечества и распределены по всему миру.

Информация о работе Сущность и основные черты географии мировых и местных религий