Составление экономико-географической характеристики Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:37, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является составление экономико-географической характеристики Чувашии на основе литературных, статистических и иных источников.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Определение положения Чувашии относительно объектов природного и неприродного характера.
2. Характеристика промышленности данного региона по комплексам.
3. Характеристика сельского хозяйства: растениеводства и животноводства.

Вложенные файлы: 1 файл

география реферат.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Российская федерация состоит из 83 субъектов, каждый из которых имеет свои отличительные черты и особенности. Каждый регион по-своему важен и значим для нашей страны, для ее успешного развития и процветания. Любой субъект России можно охарактеризовать с помощью экономико-географического положения, которое может быть очень выгодным и, в таком случае, может способствовать развитию региона, или наоборот – невыгодным и неудобным, что также отражается на развитии региона. В данном реферате будет рассмотрено экономико-географическое положение Чувашской Республики, а то есть положение Чувашии относительно объектов как природного, так и искусственного характера, которые влияют на экономическую и социальную сферы данного региона.

Таким образом, объектом исследования в данном реферате является Чувашская Республика, предметом исследования – её экономико-географическое положение, состояние промышленности и сельского хозяйства.

Целью данного реферата является составление экономико-географической характеристики Чувашии на основе литературных, статистических и иных источников.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Определение положения  Чувашии относительно объектов  природного и неприродного характера.

2. Характеристика промышленности  данного региона по комплексам.

3. Характеристика сельского  хозяйства: растениеводства и животноводства.

Данное исследование региона позволит понять, какое место Чувашия занимает относительно других субъектов РФ, и какую роль она играет в нашей стране.

 

1 . Общие сведения о регионе.

 

1.1. Площадь. Население. Крупные  города.

 

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России. На сравнительно небольшой территории (18,3 тыс.кв. км) проживает 1243 тыс. человек, в том числе 40% - в сельской местности. Плотность населения (67,79 человек на 1 кв. км) является одной из самых высоких в России.  В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Крупнейший город республики – ее столица г. Чебоксары (464,9 тыс. жителей, около 37% населения республики). Второй по величине город – его спутник, Новочебоксарск (125 тыс. жителей), возникший как поселок строителей при сооружении Чебоксарской ГЭС и получивший статус города только в 1965 г. Оба города расположены на берегу Чебоксарского водохранилища. Третий по величине город – Канаш (45 тыс. жителей), возникший как железнодорожная станция Московско-Казанской дороги и получивший статус города в 1925 г.

 

1.2. Экономико-географическое положение.

 

Чувашская Республика располагается в Волго-Вятском регионе – центр европейской части России. Рельеф Республики равнинный, сильно расчлененный оврагами и балками. На правобережье расположена Приволжская возвышенность. Левобережное Заволжье – низменная равнина с болотами и торфяниками.

 Основная, правобережная, территория Чувашии расположена  в лесостепной зоне с умеренно  континентальным климатом. Почвы  – серые лесные и выщелоченные  черноземы. Почвенные и агроклиматические  условия благоприятны для земледелия. Леса занимают треть территории  республики. Основные лесные массивы  расположены в Присурье и Заволжье. В основном это хвойные и смешанные леса, а также нагорные дубравы, боровое краснолесье.

Чувашию по праву называют «страной трех тысяч рек и озер». Республика может похвастаться крупными водоемами – Волга, Сура, Цивиль. По Чувашскому краю разбросано около четырех сотен озер. Самое крупное из них – озеро Когояр.

Природные ресурсы Чувашии включают в себя минерально-сырьевую базу, представленную неметаллическими полезными ископаемыми (торф, пески, глина, корбонаты, горючие сланцы).

Республика окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Связь с другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом.

В экономике республики транспортный фактор имеет большое значение. С конца XIX века на территории Чувашии начал развиваться железнодорожный транспорт, а в XX веке он приобрел большое значение. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 397 километров. Железнодорожные пути общего пользования на территории Чувашии относятся к Горьковской железной дороге. По территории республики проходят две железнодорожные линии:

1. Москва — Казань — Екатеринбург (на участке от границы с Нижегородской областью на  западе Республики на перегоне Пильна — Княжиха до границы с Татарстаном в районе Свияжска на востоке Республики) — двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль, обеспечивающая транспортную связь центральной части России с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока.

2. Тупиковая линия  Чебоксары — Канаш (с ответвлением Чебоксары II — Новочебоксарск) и часть участка Канаш — Алатырь — Красный Узел (Мордовия) до границы с Мордовией в районе о.п. Светотехника — однопутная железнодорожная линия, обеспечивающая связь Чебоксар и Новочебоксарска с линией Москва — Казань — Екатеринбург, а также сетью дорог Юга и Юго-Запада страны.

Крупнейший железнодорожный узел - станция Канаш, на которой пересекаются железнодорожные линии Москва - Екатеринбург и Чебоксары - Канаш - Алатырь - Красный Узел.

Для внешних и внутренних перевозок в Чувашии используется автомобильный транспорт. Первой вошла в строй главная магистраль Чебоксары - Канаш, вслед за ней были построены дороги Канаш - Батырево, Ядрин - Шумерля, Чебоксары - Вурнары, Батырево - Шемурша, Чебоксары - Ядрин. Современная разветвленная сеть дорог с твердым покрытием связывает Чебоксары со всеми районными центрами и городами республики, а также с Москвой, с соседними регионами и их центрами - Казанью, Йошкар-Олой, Саранском, Нижним Новгородом, Ульяновском. На современном этапе автомобильный транспорт республики играет ведущую роль не только в пассажирообороте, но и грузообороте.

Самый древний транспорт республики - речной. Судоходство осуществляется по Волге и Суре, протяженность водных путей составляет 233 км. Всего в республике имеется 9 грузопассажирских пристаней, крупнейшей является Чебоксарская. Появление водохранилища обеспечило работу сквозного глубоководного пути от Каспийского до Балтийского моря. Суда типа "река-море" соединяют Чебоксары с Астраханью и Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону и Архангельском.

Чебоксарский аэропорт, является единственными воздушными воротами Чувашии, и имеет важное социальное, политическое и экономическое значение для Республики. Расширяется сеть регулярных российских и международных авиарейсов, выполняемых из аэропорта. В настоящее время из аэропорта города Чебоксары выполняются рейсы в Сочи, ежедневные полеты в Москву и другие крупные города. Также в аэропорту осуществляются прием и выпуск чартерных рейсов в Хургаду (Египет) и Анталью (Турция). Службы аэропорта сегодня активно работают над развитием сети маршрутов.

 

1.3. История освоения, заселения, формирования границ и развития хозяйства.

Во 2 тыс. до н.э. на территории Чувашии проживали племена балановской (по селу Баланово, Чувашия), срубной и абашевской (по селу Абашево, Чувашия) культур. В 1 т до н.э. - племена ананьинской и городецкой культур. В 7-9 вв. н.э. на территорию Чувашии началось переселение болгар и сувар с Нижнего Поволжья. Из этих народов впоследствии сформировались чувашские племена. В 10-13 вв. на территории Чувашии существовало государство Волжская Болгария. В 1236-41 Болгария была завоевана монголо-татарами, к 14 в. окончательно пришла в упадок. В 15-16 вв. территория Чувашии оказалась в составе Казанского ханства.

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года, когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство. Однако люди жили здесь значительно ранее даты первого письменного упоминания. По данным археологических раскопок на месте будущего города в XIII-XIV веках существовало болгаро-чувашское поселение. Стояло оно на правом берегу Волги при впадении в неё двух речек - Чебоксарки и Кайболки. Местному населению, оказавшемуся между двумя воюющими государствами, Русью и Казанским ханством, жилось трудно. То татары совершали набег на русские земли, то Москва шла "воевать Казань".

С первых лет существования крепость Чебоксары использовалась не только для борьбы с кочевниками. На её гарнизон возлагались карательные функции по "усмирению недовольных" и сбор налогов с населения. Бунтовщиков было много. В начале XVII века Чебоксары дважды захватывали повстанцы.

С конца XVII века военное значение Чебоксар упало. Сгоревшую крепость не стали восстанавливать, часть служилых людей перевели в податные сословия. Чебоксары постепенно становились торговым городом.

К середине XVIII века по численности мужского посадского населения  среди 202 городов России  занимали 41-е место. Ремесленное производство в городе представляли кожевники, колокольники, кирпичники, скорняки, сапожники, даже свои часовщики. В Чебоксарах начали создаваться небольшие промышленные салотопенные, солодовенные, мыловаренные предприятия, работавшие на местный рынок и на вывоз. В городе открылась соляная контора с большим запасом соли, которую вывозили в глубинные районы Сибири. Увеличилось купеческое сословие. Среди чебоксарских купцов были даже гостинодворцы. Беднейшие слои населения становились бурлаками, занимались рыболовством или шли в услужение к посадским богачам.

В 1781 году Чебоксары получили статус уездного города Казанской губернии. К концу столетия население города составило более четырёх тысяч человек. В городе работало 14 разных заводов, более 40 ремесленных мастерских и примерно столько же торговых лавок. Изменился его облик.

Середина XVIII века стала для Чебоксар периодом наивысшего развития. В дальнейшем город не смог выдержать конкуренции с такими центрами торговли, как Нижний Новгород и Казань. Вятские мастера колокольного дела оказались предприимчивее и удачливее в торговле. Раньше чебоксарские колокола знали в Лондоне и Париже, но в дальнейшем Вятка вынудила Чебоксары постепенно свернуть производство литья колоколов и перейти к изготовлению бубенцов для ямских троек.

В начале XIX века Чебоксары переживали времена застоя. В течение века прирост городского населения составил мене тысячи человек. Не достиг город успехов и в развитии промышленности. Его предприятия ограничивались лесопилкой и несколькими маленькими заводами. Кустари и ремесленники продолжали заниматься традиционными промыслами, хотя, появились и новые специальности: слесари, токари, столяры и моляры.

2. Характеристика  промышленности по комплексам.

 

Результаты развития экономики Чувашской Республики по итогам 2012 года свидетельствуют о продолжении устойчивого экономического роста. Положительными темпами роста характеризовалась динамика промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, введенного жилья, оборота розничной торговли, платных услуг населению, реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения.

Промышленность Чувашии представлена различными комплексами отраслей.

1. Машиностроение и электротехника. Занимают около 44% в структуре промышленного производства. Этот комплекс представлен различными отраслями:

  •  Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Численность работающих в отрасли – 12,9 тыс.человек. Основная продукция: сталь, цветные металлы, радиаторы и конвекторы отопительные, котлы отопительные.

  •  Производство машин и оборудования. 14,6 – численность работающих в отрасли. 
    Основная продукция: бульдозеры, трубоукладчики на тракторах, погрузчики строительные, станки ткацкие, насосы центробежные.

  •  Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Численность работающих в отрасли – 17,5 тыс.человек. 
    Основная продукция: низковольтная и высоковольтная аппаратура; силовые трансформаторы; кабельная продукция; электродвигатели малой мощности; счетчики электрические; контрольно-измерительные приборы; релейная аппаратура; комплексы телемеханики, энергосбережения; автоматизированные системы и учета электроэнергии.

  •  Производство транспортных средств и оборудования. Численность работающих в отрасли – 14,6 тыс.человек. Основная продукция: автомобили-фургоны и автоцистерны, прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, трейлеры и специальные прицепы тяжеловозные, вагоны грузовые магистральные, детали узлов к самолетам, вертолетам.

2. Пищевая промышленость. Опирается на переработку местного  сырья. Основная продукция: кондитерские изделия - шоколадные конфеты, карамель, ирис, печенье и вафли; ликеро-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, минеральная вода; макаронные изделия, зерновой хлеб; молоко, кисломолочные продукты; масло сливочное; сухое и сгущенное молоко; мороженое и плавленый сыр; казеин; мясо цыплят-бройлеров, полуфабрикаты и готовые изделия; колбасные изделия, мясные деликатесы, мясные консервы; плодоовощные консервы. Маслосыродельное и молочное производство сосредоточено в Чебоксарах, сырокомбинаты – в Алатыре, мясокомбинаты – в Канаше.

3. Химическая и нефтехимическая  промышленность. Возникла на базе местных ресурсов. Крупнейшее предприятие – «Химпром» (Новочебоксарск) производит синтетические красители, каустическую соду, средства защиты растений, соляную кислоту, жидкий хлор. Другие крупные предприятия отрасли: Вурнарский завод смесевых препаратов, «Лакокраска», «Производственное объединение им. В.И. Чапаева».

4. Легкая промышленность. Включает текстильную, швейную, обувную, трикотажную, лентоткацкую отрасли. Крупные предприятия: Чебоксарский  хлопчатобумажный комбинат, Чебоксарский  трикотаж, «Пике» (Новочебоксарск). Предприятия  обувной промышленности расположены  в Алатыре, Канаше, Чебоксарах. Продукция  легкой промышленности Чувашии  пользуется спросом во многих  регионах России.

5. Лесная и деревообрабатывающая  промышленность. Комплекс представлен лесозаготовкой и деревообработкой. Предприятия сосредоточены в Чебоксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Шумерле, Урмарах. Основными видами продукции являются: пиломатериалы, дома деревянные, блоки дверные и оконные, паркет, мебель, бумага, картон, формованные картонные упаковки.

Информация о работе Составление экономико-географической характеристики Чувашии