Сельскохозяйственные земли Могилёвской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проектирования изучение сельскохозяйственных земель Могилёвской области.
Исходя из цели курсового проекта можно поставить следующие задачи:
Рассмотреть распределение сельскохозяйственных земель по территории Могилёвской области.
Изучить эффективность использования сельскохозяйственных земель Могилёвской области.
Дать оценку проблем использования сельскохозяйственных земель Могилёвской области.
. Актуальность данной темы в том, что для существования необходимы продукты питания, большинство из которых выращивается на сельскохозяйственных землях.

Вложенные файлы: 1 файл

сельскохозяйственные земли Могилёвской области и проблемы их использования.docx

— 945.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В данном курсовом проектировании объектом исследования выступают сельскохозяйственные земли Могилёвской области.

Сельскохозяйственные земли – это земли, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным землям относят пашню, многолетние насаждения, залежные земли, сенокосы и пастбища. Пашня – основной источник производства продовольственных, технических и отчасти кормовых культур. Занимает около 40 % общей площади сельскохозяйственных угодий. Многолетние насаждения – сады, ягодники, виноградники, цитрусовые, чайные и многолетние эфирно-масличные плантации, плодопитомники и др., а также залежь занимают ок. 1 % площади сельскохозяйственных угодий. Остальная их часть приходится на сенокосы и пастбища. Путём мелиоративных мероприятий (орошение, осушение и др.) непригодные для сельскохозяйственного использования земли превращают в один из видов сельскохозяйственных угодий.

Главной особенность сельскохозяйственных земель является плодородие почв. Этот ресурс уже издавна используется человеком.

В Могилёвской области  сельскохозяйственные земли занимают половину земельных ресурсов. В структуре  сельскохозяйственных земель преобладает  пашня, которая занимает 33,1 %.

Цель данного курсового  проектирования изучение сельскохозяйственных земель Могилёвской области.

Исходя из цели курсового  проекта можно поставить следующие задачи:

  1. Рассмотреть распределение сельскохозяйственных земель по территории Могилёвской области.
  2. Изучить эффективность использования сельскохозяйственных земель Могилёвской области.
  3. Дать оценку проблем использования сельскохозяйственных земель Могилёвской области.

. Актуальность данной темы в том, что для существования необходимы продукты питания, большинство из которых выращивается на сельскохозяйственных землях.

 

ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ  ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Земельные ресурсы – это  часть земельного фонда страны, которая  пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного  производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов  наземной деятельности человека.

 Земельный фонд Республики  Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе  по этому показателю Беларусь  занимает 13-е место, следовательно,  большинство европейских государств  обладают гораздо меньшими земельными  ресурсами. Земельный фонд страны  распределялся следующим образом  (по категориям землепользователей) (рис. 1.1).

Рис.1.1 Структура земельного фонда  Республики Беларусь [3]

 

 Наибольшие площади  земельного фонда заняты сельскохозяйственными  угодьями — это те участки  земли, которые используются в  сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным  особенностям и сельскохозяйственному  назначению. К основным категориям  сельскохозяйственных угодий относятся:  пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые  в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре  земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные  земли занимают наибольшую площадь  (9205 тыс. га, или 44,3 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.

 Динамика сельскохозяйственных  угодий имеет отрицательную направленность. Так, за период с 1981 по 2002 г. плошадь сельскохозяйственных земель сократилась на 522,2 тыс. га, или на 5,4 % . Уменьшилась и обеспеченность каждого жителя страны — с 1,1 до 0,9 га сельскохозяйственных угодий, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказывается также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем[3].

 Особую ценность представляют  пахотные земли (пашня), наиболее  интенсивно эксплуатируемая часть  земельных ресурсов, систематически  обрабатываемая и используемая  под посевы сельскохозяйственных  культур. Пахотные земли Беларуси  занимают 5761 тыс. га, распаханность территории достигает 28 %, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом. За 1981-2002 гг. площадь пашни уменьшилась на 450,2 тыс. га (7,2 %), что было следствием, главным образом, исключения из оборота радиационно опасных земель, а также перевода пашни в другие виды сельскохозяйственных угодий. В итоге обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилась с 0,64 до 0,58 га, что вдвое превышает среднемировые показатели.

 Управление земельными  ресурсами в Республике Беларусь  определяется проводимой государственной  земельной политикой, целью которой  является повышение эффективности  использования и охраны земельных  ресурсов как неотъемлемого условия  устойчивого социально-экономического  развития страны. Основной задачей  текущего периода является совершенствование  земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.

 Механизм управления  земельными ресурсами и регулирования  земельных отношений, посредством  которого реализуются цели и  задачи государственной земельной  политики, включает:

 • совершенствование  законодательной базы, формализующей  государственную земельную политику  и обеспечивающей нормативно-правовое  регулирование земельных преобразований;

 • развитие структуры  органов государственного управления  в области регулирования земельных  отношений, использования и охраны  земель;

 • проведение землеустройства  как системы юридических, экономических  и технических мероприятий по  практической реализации государственной  земельной политики;

 • ведение государственного  контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблюдения земельного законодательства в условиях реформирования земельных отношений;

 • создание и ведение  современного государственного  земельного кадастра как информационной  и регистрационной системы, обеспечивающей  функционирование и развитие  всех элементов механизма управления  земельными ресурсами[3].

 Повышение эффективности  землепользования связано с оптимальным  распределением земель по сферам  и отраслям народного хозяйства,  радикальным улучшением результативности  использования этого ресурса  во всех без исключения сегментах  экономики. Генеральным направлением  в распределении земель в процессе  хозяйственной деятельности остается  учет необходимости максимального  сохранения сельскохозяйственных  угодий, дальнейшее совершенствование  их структуры. Однако сельскохозяйственное  использование земель не всегда  может быть признано как наиболее  рациональное. Интересы гармоничного  развития экономики страны требуют  отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные  цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие  земель сводилось к минимуму  и по возможности осуществлялось  вовлечение в народнохозяйственный  оборот ранее не используемых  территорий[3].

 

    1. Земельные ресурсы Могилёвской области

 

Все земли Могилевской области составляют земельный фонд. Это земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лес-ного, водного фондов; земли запаса[3].

Земли сельскохозяйственного  назначения используются сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, гражданами. Их площадь 1358,4 тыс. га (почти 1/2 земель; 2004 г.)(рис 1.2).

 

Рис. 1.2 Балл урожайности пахотных земель Могилёвской области[8]

 За последние 15 лет  эти земли сократились на 473,1 тыс.га. Основными причинами сокращения этих земель являются: загрязнение радионуклидами, изъятие для государственных и общественных нужд, зарастание кустарником и мелколесьем мелкоконтурных участков, передача земель государственным лесохозяйственным пред-приятиям (земли лесного фонда). Доля сельскохозяйственных угодий в землях категории составляет 89,5 %, в т.ч. пахотных - 53,6 (рис 1.3). 

Земли населенных пунктов составляют 235,0 тыс. га, в т.ч. городов – 36,1, поселков городского типа – 5,4, сельских населенных пунктов - 187,8 тыс.га. За 1991–2003 гг. из земель сельскохозяйственного назначения в ведение сельских советов было передано 185,1 тыс.га. Возросли площади приусадебных земель граждан (с 32 до 51% земель сельских населенных пунктов).

В настоящее время существует три правовые формы использования  зе-мель гражданами: право пожизненного владения землей, право землепользования и право частной собственности на землю. В частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами Беларуси для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживание жилого дома, для садоводства и дачного строительства. В частной собственности граждан находится 5000 га. Средняя площадь приусадебного участка пере-данного в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,56 га.

 

Рис. 1.3 Общий балл кадастровой оценки пахотных земель Могилёвской области[8]

 

Массовое выделение земельных  участков для ведения личного  подсобно-го хозяйства, строительства и обслуживание жилого дома привело к тому, что большинство приусадебных земель оказалось в собственности пенсионеров и горожан, которые должны были унаследовать право на эту собственность, но этого не сделали. В результате, часть приусадебных земель, находящихся в частной собственности граждан, оказались бесхозными, бросовыми, заросшими кустарником и мелколесьем. Передача земель в частную собственность на территории области происходила неравномерно, что обусловлено природными, историческими, социально-экономическими условиями. Размер приусадебного участка, находящегося в собственности граждан, варьируют в зависимости от спроса-предложения, местоположения, целевого использования. Так, наибольшее количество земельных наделов для ведения личного подсобного хозяйства приобретено в собственность в районах расположенных вокруг областного центра (Белыничском, Могилевском, Шкловском, Дрибинском, Быховском) или вокруг крупных районных центров (Бобруй-ском, Осиповичском, Глусском). Наибольшая доля земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, переданных в частную собственность приходится на Могилевский и Бобруйский районы – 59%.

Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны занимают в структуре земельного фонда области 2,1% (61,5 тыс. га). 50% площадей составляют земли транспорта (в т.ч. 72% под автодорогами). Земли обороны занимают 14,3% площадей этой категории.

Земли лесного фонда. Лесные угодья занимают в области 1071,2 тыс. га (36,8% территории), причем 89% земель лесных угодий относятся к лесному фонду (ГЛФ). Площадь ГЛФ 1198,3 тыс.га (2004), в т.ч. 13,3 тыс. га сельско-хозяйственных угодий (отдаленные и труднодоступные сенокосы). Земли лесного фонда включают 50,6% площади болот области.

В земли водного фонда (36,6 тыс.га) включены площади водоемов, за-нятые плотинами и зданиями на них.

Земли запаса составляют 106,3 тыс.га (3,6% земельного фонда; 2004 г.). Площади и структура земель данной категории постоянно меняется. Наибо-лее существенные изменения земель произошли после 1986 г., когда в их со-став были включены земли загрязненные радионуклидами в результате ката-строфы на ЧАЭС[3].

Состояние земельного фонда. Административные районы не в оди-наковой степени обеспечены сельскохозяйственными землями. Распахан-ность сельскохозяйственных земель колеблется от 79,2 % в Шкловском до 36,2 - в Краснопольском районе. Сельскохозяйственная освоенность террито-рии области составляет почти 50%. В наибольшей степени освоены для сель-скохозяйственного производства районы Горецкий – 72,0%, Дрибинский, Кричевский, Круглянский, Мстиславский, Шкловский, Могилевский, Чаус-ский, Кричевский. Наименее освоены районы Осиповичский (30,3 %), Кли-чевский и Глусский. Одним из показателей интенсивности использования зе-мельного фонда для природно-климатических условий является площадь осушенных земель, которая составляет в области 331,1 тыс. га (2004). Самый высокий показатель мелиоративной освоенности территории отмечается в Хотимском районе (14,5 %), Осиповичском и Бобруйском районах. Наи-меньшая доля земель осушена в районах северо-восточной части области - Мстиславском, Дрибинском, Кричевском, Чаусском, Шкловском районах. Наибольшую долю в структуре осушенных земель занимают луговые земли – 61,9 % и пахотные земли – 25,0 %[3].

Площадь орошаемых земель в области составляет 15,6 тыс. га, наиболь-шая их площадь в Кировском (2,7) и Могилевском (2,5 тыс. га) районах. От-сутствуют орошаемые земли в Глусском, Костюковичском, Краснопольском, Кричевском, Славгородском районах. По результатам кадастровой оценки сельскохозяйственных земель только 5,65 % относятся (по степени благоприятности для возделывания сельхозкультур) к группе "наиболее благоприятные" (более 236,9 у.е. нормативного чистого дохода на 1 га). К группам "благоприятные" (158,1…236,9 у.е./га) принадлежат 21,38 %, "хорошие" (79,0…158,0 у.е./га) – 38,57, "удовлетворительные" (0,1-78,9 у.е./га) – 25,31, "неудовлетворительные" (0…–78,9 у.е./га) – 8,12, "плохие" (–79,0…–158,0 у.е./га) – 0,92 и "самые плохие" (ниже –158,0 у.е./га) – 0,04 %. Таким образом, 9 % земель области (в республике - 13) имеют отрицательный нормативный чистый доход и рассматриваются в качестве первоочередного объекта для перепрофилирования их использования или консервации[3].

Информация о работе Сельскохозяйственные земли Могилёвской области