Рельефообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

рельефообразование

Содержание

Введение 3
Общие сведения о рельефе 6
Генезис рельефа 9
Возраст рельефа 10
Факторы рельефообразования 11
Свойства горных пород и их роль в рельефообразовании 11
Рельеф и геологические структуры 12
Рельеф и климат 12
Эндогенные процессы и рельеф 13
Землетрясение как фактор эндогенного рельефообразования 14
Экзогенные процессы и рельеф 15
Выветривание как экзогенный процесс рельефообразования 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

     Механическое  выветривание происходит под воздействием таких факторов, как замерзание воды в трещинах и порах горных пород, кристаллизация солей при испарении  воды, т.е. оно тесно связано с  температурным выветриванием. Особенно сильный и быстрый механический разрушитель горных пород — вода. При ее замерзании в трещинах и  порах горных пород возникает  огромное давление, в результате которого порода

распадается на обломки. Это явление часто  называют морозным выветриванием. Предпосылками морозного выветривания служат трещиноватости горных пород, наличие воды и соответствующие температурные условия. Следует отметить, что интенсивность морозного выветривания определяется не амплитудой, а частотой колебания температуры около точки замерзания воды, т.е. около 0°С. Вследствие этого наиболее интенсивно морозное выветривание протекает в полярных странах, а также в горных районах, преимущественно выше снеговой границы.

     Раздробляющее действие кристаллизующихся солей  ярче проявляется в условиях жаркого, сухого климата, где днем при сильном  нагревании солнцем влага, находящаяся  в капиллярных трещинах, подтягивается  к поверхности и соли, содержащиеся в ней, кристаллизуются. Под давлением  растущих кристаллов трещины расширяются. В конечном счете это приводит к нарушению монолитности горных пород, к их разрушению. Разрушению горных пород способствуют намокание и высыхание (этот фактор особенно важен для глин, суглинков, мергелей), а также физическое воздействие организмов (корней растений, землероев, камнеточцев).

     В результате физического выветривания компактные породы распадаются на остроугольные  обломки различной формы и  разных размеров, т. е. образуется материал, из которого формируются осадочные  обломочные породы — глыбы, щебень, дресва, песок. По мере дробления горных пород интенсивность физического  выветривания ослабевает, и создаются  все более благоприятные условия  для химического выветривания. [13]

     Химическое  выветривание. Химическое выветривание — результат взаимодействия горных пород внешней части литосферы с химически активными элементами атмосферы, гидросферы и биосферы. Наибольшей химической активностью обладают, как известно, кислород, углекислый газ, вода и органические кислоты. С воздействием этих веществ на горные породы и связано в основном химическое выветривание, сущность которого

     заключается в коренном изменении минералов  и горных пород и образовании  новых минералов и пород, отличающихся от первоначальных.

     Изменение исходных минералов и горных пород, их разрушение и разрыхление (наблюдаемое, правда, не всегда) происходят в результате:

     • растворения (связанного с водой, в которой всегда есть большая группа ионов, в том числе "агрессивного" иона Н+),

     • окисления (взаимодействия с кислородом): FeS2 [пирит] + nО2 + mН2О -> Fе2О3 • m2Н2О [лимонит],

     • гидратации (процесс присоединения воды к минералам): СаSО4 [ангидрит] + 2Н2О -> CaSO4 · 2H2O [гипс],

     • гидролиза (сложный процесс, особенно затрагивающий минералы из группы силикатов): К(АlSi3О8) [ортоклаз] + nС02 +

     + mН2О -> А14(ОН)8[A14О10] [каолинит] + SiO2 • nН20 [опал] +К2СО3 [поташ] -> составная часть боксита А12О3 растворимые соли карбонатов; при выветривании железомагнезиальных силикатов образуется еще и лимонит. [7]

     Как видно из вышесказанного, в результате химического выветривания минералы, образовавшиеся внутри Земли в условиях недостатка воды и кислорода (сульфиды, оксиды, силикаты), попадая в область  гипергенеза, превращаются в сульфаты, карбонаты, гидрооксиды, т.е. в минералы, устойчивые в этих новых условиях.

     Химическое  выветривание наблюдается повсеместно. Однако наиболее интенсивно оно протекает в областях с влажным климатом и хорошо развитым растительным покровом. Интенсивность процесса резко возрастает с повышением температуры, тает как при этом усиливается диссоциация воды на ионы Н+ и ОН-. Поэтому химическое выветривание достигает максимальной интенсивности в зоне влажных тропических лесов, где кроме высокой температуры этому процессу способствуют еще органические кислоты, образующиеся при разложении богатого растительного опала. 

     Химическое  выветривание резко замедляется  в полярных областях, где среднегодовая  температура ниже 0°С. Оно ослаблено  в аридных тропических и субтропических областях из-за малого количества осадков.

     Выветривание (физическое и химическое) ведет  к образованию своеобразного  генетического типа отложений —  элювия (от лат. вымываю). Формируется элювий на горизонтальных поверхностях или на пологих склонах, где слабо протекают процессы денудации. [14]

 

      Заключение

     Завершая  курсовую работу, хотелось бы сказать  пару слов о катастрофических процессах  на планете Земля.

     В истории Земли было много событий, считающихся катастрофическими: падение  метеоритов, землетрясения, вулканические  извержения, цунами, обвалы и оползни, наводнения, селевые потоки и др. Резкие смены отмечались в развитии растительности и животного мира. Имеющиеся сведения о быстро протекающих  природных процессах воспринимались да и воспринимаются, как нетипичные или даже аномальные явления в  общей картине развития Земли. Сложилось  мнение, что катастрофические явления  могут быть лишь в населенных областях, причем только при определенных величинах  причиненного ими ущерба. На самом  деле быстрые и существенные изменения  всего природного комплекса той  или иной территории или отдельных  его частей также являются катастрофами, если даже они не принесли материального  ущерба и обошлись без человеческих жертв.

     В последние годы все чаще стал употребляться  термин "экологическая катастрофа", под которым понимается не столько  природный процесс, сколько величина ущерба, связанного с этим процессом. Следует отметить, что в негативных последствиях многих так называемых экологических катастроф виновен  сам человек, его неразумная хозяйственная  деятельность, часто идущая вразрез  с ходом природного процесса.

     В начале 90-х годов XX в. в России были разработаны критерии оценки экологической обстановки для выявления чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

     В числе приложений, представляемых по этим критериям на экологическую экспертизу, значатся геоморфологическая карта и карта опасных современных геоморфологических процессов. Напряженность экологической обстановки, связанная с рельефом, оценивается по величине ее пороговых значений: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная и катастрофическая (в зоне экологического бедствия). Таким образом, оценка процессов рельефообразования официально введена в перечень изучаемых проблем экологии. Прогноз катастроф при рельефообразовании, как и природных катастроф вообще, возможен лишь при достаточно полной информации о современных и древних природных процессах и их воздействии на природную среду и хозяйственную Деятельность человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2000. – 189 с.
  2. Вернадский В.И. Избранные сочинения. – М.: Академия, 1997. – 432 с.
  3. Виноградов А.П. Химическая эволюция Земли. – М.: Изд. АН СССР, 1959. – 44с.
  4. Войткевич  Г.В. Основы теории происхождения Земли. – М.: Изд. “Недра”, 2002. – 135 с.
  5. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Изд.     “Центр”,  1997. – 332 с.
  6. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: Изд.  ООО “ЮКЭА”, 1999. – 832с.
  7. Левитан Е.П. Естествознание. – М.: Просвещение, 1999. – 423 с.
  8. Мамонтов С. Г. Биология: Справочное издание. – М.: Высшая школа, 2001. – 478 с.
  9. Мелекесцев И.В. Вулканизм и рельеф // Проблемы эндогенного рельефообразования. – М.: Наука, 1976. – 412 с.
  10. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. – М.: Изд. “Гардарики”, 2001. – 285 с.
  11. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т. Т.1 – М.: Изд. “Мир”, 1999. – 345 с.
  12. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. — 352 с
  13. Рингвуд А.Е. Состав и происхождение Земли. – М.: Изд. “Наука”, 2000. – 112с.
  14. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания.– Ростов /нД: Изд. “Феликс”, 2002. – 448с.

Информация о работе Рельефообразование