Природно-рекреационный потенциал района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: развитие рекреационной деятельности приводит к обострению проблем сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства естественных природных рекреационных комплексов влечет за собой недооценку их значимости, следствием чего является деградация экосистем. Средств на их сохранение выделяют всегда меньше, чем вкладывают в экономически значимые объекты, приносящие прибыль отраслям сельского, лесного или рыбного хозяйств, добывающей промышленности, промышленно-гражданского и транспортного строительства.
Объект: объектом и предметом исследования являются урбанизированные ландшафты Чувашской Республики, предмет исследования природно-рекреационный потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 8.23 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

Историко-географический факультет 

 

Кафедра физической географии  и геоморфологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Природно-рекреационный  потенциал района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ИГФ-41-14

Краснова С.В

Научный руководитель:

кан. геогр. наук, доцент

Гуменюк А.Е.

 

 

 

Чебоксары 2013

Введение:

 

Актуальность  темы: развитие рекреационной деятельности приводит к обострению проблем сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства естественных природных рекреационных комплексов влечет за собой недооценку их значимости, следствием чего является деградация экосистем. Средств на их сохранение выделяют всегда меньше, чем вкладывают в экономически значимые объекты, приносящие прибыль отраслям сельского, лесного или рыбного хозяйств, добывающей промышленности, промышленно-гражданского и транспортного строительства.

Объект: объектом и предметом исследования являются урбанизированные ландшафты Чувашской Республики, предмет исследования природно-рекреационный потенциал.

Цель работы: анализ природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Чувашской Республике. Для достижения поставленной цели необходимо сделать следующее - изучить и дать характеристику.

Задачи работы:

  • Изучить методологическую основу природно-рекреационного потенциала
  • Описать физико-географическое положение Чувашской Республики
  • Проанализировать природно-рекреационные ресурсы региона
  • Разработать новую экскурсионную программу «По Чувашской земле»

 

В работе были использованы методы: описательный, сравнительно-описательный, статистический, картографический.  

Россия хорошо обеспечена природными ресурсами. Она занимает первое место в мире по запасам  леса, угля и многих других полезных ископаемых. Важная проблема для России – эффективное использование  природных ресурсов.  
Природно-рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. К ним относятся морские побережья, берега рек и озер, горы, леса и другие. В этих районах есть хорошие условия для отдыха, спорта, охоты, рыбной ловли и так далее.

Таким образом, рекреация, являясь избирательным видом деятельности, становится необходимым условием нормальной жизни человека, средством компенсации напряжения и восстановления его работоспособности. Основная задача рекреации заключается в восстановлении и развитии физических и психических сил каждого члена общества, а также духовного мира человека, являющегося его высшей потребностью.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

    1. Теоретико-методологические основы оценивания природно-рекреационного потенциала

 

Необходимым условием для  развития рекреации является наличие  рекреационного потенциала. Рекреационный  потенциал – это вся совокупность природных, культурно-исторических и  социально-экономических предпосылок  для организации рекреационной  деятельности на определенной территории. (Т.В. Николаенко). Иногда рекреационным  потенциалом называют отношение  между фактической и предельно  возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Очень часто под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или интересных не только местным жителем  объектов. Н.Ф. Реймерс понимает под рекреационным потенциалом один из показателей природно-ресурсного потенциала – степень способности природной территории оказывать на человека положительное физическое, психологическое и социально-психологическое воздействие, связанное с отдыхом. Рекреационный потенциал территории определяется ее рекреационной емкостью, которая включает совокупною рекреационную нагрузку всех участков территории, способную привести эти участки к определенной стадии дигрессии. Рекреационная нагрузка определяется количеством отдыхающих на территории в 1 га на протяжении всего вегетационного периода. [А.С. Кусков, О.В. Лысикова «Культурология и оздоровительный туризм» Учебное пособие Ростов-на Дону «Феникс» 2004 стр 299]

Природные рекреационные  ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы целей рекреации и туризма. [А.С. Кусков, О.В. Лысикова «Культурология и оздоровительный туризм» Учебное пособие Ростов-на Дону «Феникс» 2004 стр 291]

Рекреационная специализация - позитивное влияние на человека необходимого сочетания ингредиентов природной среды.

Методология - концепция  развития теории на стадии перехода к  практике (наука о принципах построения, формах и способах научного познания).

Метод - способ достижения цели (совокупность приемов - операций познания действительности).

Методика - совокупность приемов  и способов исследования.

Система (от греч. «целое, составленное из частей») - множество элементов, образующих целостность - единство, взаимодействие которых направлено на выполнение единой функции - достижение единой цели.

    1. Теоретические вопросы природно-рекреационного потенциала

 

Рекреационные ресурсы –  совокупность природных, историко-культурных объектов и местностей, которые при  существующих социально-экономических  и инженерно-технических возможностях используются или могут быть использованы для организации туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения.

Ресурс – вспомогательное  средство. В рекреационной географии  важно различать ресурсы естественные (природные) и ресурсы, созданные  человеком.

Природные ресурсы:

  • Климатические
  • Орографические
  • Гидрологические
  • Биотические
  • Ладшафтные

Рекреационные ресурсы характеризуются  по следующим основным признакам:

  • Географическая специфичность
  • Аттрактивность (привлекательность)
  • Уникальность, экзотичность
  • Комфортность (физиологическая, психологическая)
  • Доступность
  • Время, требуемое для использования  (время маршрута, осмотра и другие)
  • Степень изученности
  • Экскурсионная значимость
  • Пейзажные и видеоэкологические характеристики
  • Информативность (научная, образовательная, воспитательная)
  • Потенциальный запас
  • Способ использования и др.

 

    1. Классификация природно-рекреационных ресурсов

 

Природные рекреационные  ресурсы характеризуются и оцениваются  по следующим признакам и параметрам.

Климатические ресурсы:

          - повторяемость (%) по сезонам  года комфортных и дискомфортных  физиологических типов погод

           - продолжительность периода с  погодами, благоприятными для рекреационных  занятий на открытом воздухе

           - число  солнечных дней, число  дней без ветра

           - число дней, благоприятных для  принятия солнечных и воздушных                 ванн

- продолжительность периода  (число часов) с благоприятными  условиями ультрафиолетового облучения 

- высота и продолжительность  сохранения снежного покрова

- повторяемость явлений,  затрудняющих и ограничивающих  отдых на открытом воздухе: сильные ветры (более 15 м/сек), грозы, ливневые дожди, туманы и др.

Горные ресурсы:

- общий характер рельефа:  равнинный, предгорный, низкогорный,  среднегорный, высокогорный

          - абсолютные высоты над уровнем  моря

          - крутизна и длина склонов 

          - глубина и густота расчленения  рельеф

            - наличие и число природных  достопримечательностей, памятников  природы: скалы-останцы, горные хребты, перевалы, потухшие вулканы и др.

            - ориентировочная продолжительность  осмотра природных достопримечательностей, памятников, пребывания на видовых  точках.

Ресурсы крупных озер, водохранилищ, рек:

             - наличие и протяжённость рек,  пригодных для водного туризма  разной категории сложности (прохождение  порогов, перекатов и др.)

              - площадь акватории озер, водохранилищ, пригодных для водных рекреационных занятий, характер берегов (доступность, лесистость, заболоченность и др.)

              - ветро-волновой режим озер и  водохранилищ

              - пейзажная привлекательность берегов  рек и водохранилищ 

              - продолжительность периодов температурами  закаливающими (14 – 16 , тренирующими (16 – 18 ), комфортными (19 - 21)

              - длительность периода с ледовым покрытием, толщина льда, наличие торосов и других опасных образований

Спортивно-рыболовные ресурсы  зимнего периода:

               - длительность периода ледостава  и разрушения ледового покрова

               - санитарно-гигиеническое состояние  водоемов

               - пригодность водоемов для спортивно-любительского  рыболовства

               - повторяемость опасных для туризма  и отдыха природных явлений:  паводки, волнения и др.

Гидроминеральные  ресурсы:

               - число источников лечебных минеральных вод

               - дебит источников, температура  воды

               - химический состав минеральных  вод и его бальнеологическая  оценка

               - пригодность минеральных вод для лечения разных групп заболеваний

               -  формы использования минеральных  вод (ванны, питьевые воды и  т. д)

               - характер существующего использования  источников минеральных вод (организованный, неорганизованный («дикий»), не освоенные,  но перспективные для освоения  и др.)

                - санитарное состояние бассейна  формирования минеральных вод

                - транспортная доступность источников  лечебных минеральных вод

                - привлекательность природы в  местах выхода минеральных вод

Грязевые ресурсы:

                 - тип месторождения грязей (торфяные, сапропелевые, иловые и др.) эксплуатационные  запасы грязей 

                 - лечебные свойства грязей и  их потребительская ценность 

                 - освоенность месторождений (курорты,  самодеятельное лечение, неосвоенные)

                 - транспортная доступность месторождения  грязей

Лесные ресурсы:

                  - тип лесов, используемых для  рекреациации, и их площадь

                  - транспортная доступность рекреационных  лесов

                  - рекреационное обустройство лесов 

                  - наличие лесных угодий, пригодных для утилитарных видов отдыха (сбора грибов, ягод, орехов, лечебных трав и др. полезных дикорастущих)

                  - ресурсы охотничье-трофейного туризма

                  - допустимая рекреационная емкость  лесов 

                  - наличие редких и исчезающих  видов растений и животных

                  - эстетическая привлекательность  лесов

                  - природоохранное значение лесов

Ландшафтные ресурсы:

                  - горизонтальная и вертикальная расчленённость лесных масивов

                  - количество планов и видов,  дальность обзора

                  - контрастность элементов ландшафта  в зависимости от рельефа и  наблюдаемой растительности  

                  - состояние сохранности естественных  свойств ландшафта 

                  - экологическая и природоохранная  ценность ландшафта 

                  - оценка риска особо опасных  природных явлений, эпидемиологической  и санитарно-гигиенической безопасности.

 

Вначале определяются технологические  требования, предъявляемые видами рекреационных  занятий к территории (природным  комплексам). Каждое занятие предъявляет определенные требования к природным комплексам: для купания – водоемы с определенной температурой воды, для пляжного отдыха – солнце и воздушные ванны, для прогулочно-промыслового отдыха – лес с грибами, ягодами, для прогулок на водных лыжах – водоемом, период с отсутствием волнений, период с комфортной температурой воды, пространственная и временная характеристика этих явлений.

Информация о работе Природно-рекреационный потенциал района