Применение настольных игр на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы применения настольных игр в преподавании начального курса географии………………………………………………………..6
1.1. Применение настольных игр на современной этапе………….…….………….6
1.2. Особенности применения игровых технологий …………………………..…….8
1.3.Методика применения настольных игр на уроках географии………………………………………………………………………….….10
2. Практическое применение настольных игр при изучении тем начального курса географии……………………………………………………………………….17
2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема «Австралийский союз»…………………………………………………………..…...17
2.2.Экспериментальный урок с применением настольной игры №2: "Южная Америка…………………………………………………………………………….…24
2.3.Экспериментальный урок с применением электронной игры №3: тема “Атлантида”………………………………………….……………………………….32
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы применения настольных игр  в преподавании начального курса географии………………………………………………………..6

1.1. Применение настольных игр на современной этапе………….…….………….6

1.2. Особенности применения игровых технологий …………………………..…….8

1.3.Методика применения  настольных  игр на уроках географии………………………………………………………………………….….10

2. Практическое применение настольных  игр при изучении тем начального курса географии……………………………………………………………………….17

2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема  «Австралийский союз»…………………………………………………………..…...17

2.2.Экспериментальный урок  с применением настольной игры  №2: "Южная Америка…………………………………………………………………………….…24

2.3.Экспериментальный урок с  применением электронной игры №3: тема  “Атлантида”………………………………………….……………………………….32

Заключение………………………………………………………………….…38

Список использованной литературы…………………………………………40

Приложение ……………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

Игровые формы обучения  получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Данная тема имеет важное теоретическое и практическое значение, так как использование настольных игр в обучении географии решает множество задач: они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны[6, c.82]. Многие из настольных игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Настольные игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Всё вышеперечисленное обуславливает актуальность темы курсовой работы. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) может быть приготовлен  самим ребятами.   Игровые моменты возможно также  использовать на разных этапах урока. В настоящее время необходимо теоретически осмыслить применение игр в процессе обучения, выявить отношение игрового обучения к таким основополагающим категориям дидактики, как процесс, метод и организация обучения. 

Цель – в период педагогической практики в 8 классе выявление эффективности использования настольных игр на уроках географии. 

Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи: 
- раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий;

- разработать и апробировать  систему уроков с применением настольных игр;

- экспериментально проверить  влияние настольных игр при изучении тем начального курса географии на развитие познавательного интереса учащихся и усвоение ими учебного материала;

Перспективность опыта состоит в его длительном и многофакторном воздействии на познавательный интерес и успеваемость учащихся; а так же в возможности применения его в практической деятельности педагога.

Теоретическая база опыта. Традиционные методы обучения (догматическая и объяснительно-иллюстративная) не всегда позволяют в полной мере решать задачи формирования личности, образования и воспитания учащихся, возникла потребность поиска новых образовательных моделей. В своих исследованиях опиралась на опыт ведущих педагогов:

- теорию проблемного обучения М.И. Махмутова;

- теорию развития познавательного  интереса Г.И. Щукиной и др., а  также технологию разноуровневого  и игрового обучения. 

В основе обоснования опыта лежат и работы современных педагогов-исследователей и новаторов:

- Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.

- Мухина С.А., Соловьева  А.А. Нетрадиционные педагогически  технологии в обучении

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу показал- проблема создания методики проведения игр в преподавании  является одной из основных для дидактики, педагогической психологии и частных методик. Это связано с тем, что игры являются традиционной формой выработки и закрепления социальных и культурных норм поведения. Отечественные педагоги Л. М. Панчешникова, С. Н. Праслова и др. относят игру к одному из важнейших способов обучения и тесно связывают ее с возрастными психологическими особенностями обучаемых.

Таким образом, настольная ирга при изучении тем начального курса географии является формой совместной коллективной деятельности, где обучаемый становится в активную позицию по отношению к усваиваемым знаниям. Настольные игры при изучении тем начального курса географии требуют собственного психолого-педагогического обоснования и сопровождения как на этапе реализации, так и при конструировании. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы применения настольных игр  в преподавании начального курса географии

1.1. История применения  игр как эффективного способа обучения

История применения игр как эффективного способа обучения уходит своими корнями в глубокую древность. Одно из первых упоминаний встречается у древнегреческого философа Платона. Известно, что Аристотель также видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела. А в работе «Патетика» говорится о пользе игр в развитии интеллекта [7, c.86].

Современное философское отношение к игровой деятельности определяет игру как условное бытие реального субъектно-объектного отношения и совокупность всех проявлений игровой активности взаимодействующих субъектов (или единичного субъекта), направленную не на внешний объект, а на внутренний – на процесс самой деятельности и контроль за ней. Таким образом, игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом. 

Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Методы внедрения игр в школьную практику разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающиеся, учебные, ролевые, имитационные, игры моделирование и т.д. существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими. В целом это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. Так, если за основание принимать время проведения игры, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки[12, c.75].

В том случае, когда в основу классификации положена функциональная результативность, деловые игры подразделяются на дидактические и сюжетные или подготовительные и творческие. В методическом плане наиболее интересна классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову, что наглядно отражено в таблице 1. 

Таблица 1.Классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову[16, c.21].

 
1. Процессуальный аспект

 
Уровень познавательной активности

 
репродуктивные 
конструктивные  
творческие 

 
Логика чередования шагов игры

 
индуктивные 
дедуктивные 
трансдуктивные

 
Способ принятия решений

 
дискретные 
непрерывные 
комбинаторные

 
Время протекания игры

 
кратковременные 
длительные 
деловые

 
2. Управленческий аспект

 
Формы организации контроля и самоконтроля

 
устные 
письменные 
машинные

 
Способ определения результатов принимаемых решений

 
свободные 
жесткие

 
Формы проведения игр

 
коллекционные 
групповые 
индивидуальные

 
3. Социально – психологический  аспект

 
Характер игрового процесса

 
комбинаторные 
азартные 
стратегии

 
Вид игры

 
соревновательные 
художественные 
загадочно-выигрышные 
организационные

 
Соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры

 
общность целей и интересов 
общность целей различие интересов 
различие целей и интересов


 

Такая форма организации деятельности учеников на уроке поможет учителю сделать процесс обучения более разнообразным, с учетом интересов школьников. Эта классификация учитывает не только игровую, но и учебную цель[15, c.71]. 

Несмотря на кажущуюся универсальность такого вида обучения, необходимо точно определить положение игры в каждом конкретном случае. Необходимо помнить, что недостаток игр вреден, а избыток недопустим, иначе происходит перенос центра тяжести с дидактической стороны дела на формальную сторону. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место ее включения в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. 

1.2. Особенности применения игровых технологий

Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных учащихся.

Используемые игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам – на игры изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большое количество игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные, игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблемы, игры исследования, открытия[5, c.91].

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать». Следует отметить и большую роль электронно-тестовых и компьютерных игр в обучении. Так как тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, то я и здесь можно применить игровую форму[13, c.106]. На уроках возможно применение электронных форм тестового опроса, когда большое значение уделяется образной форме вопросов. К примеру,  обыкновенный тест с 10 вопросами, на которые необходимо ответить, чтобы получить оценку. Ответы даны в виде серии картинок.

Современный курс школьной географии Беларуси насыщен материалом, глубинный смысл которого отражает реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях. Являясь отражением реальных условий и имитируя конкретные процессы, настольные  игры имеют ярко выраженный социально-психологический аспект и включают следующие характерные черты: групповые, деятельные и игровые. Обладая повышенным положительным потенциалом, игровая деятельность порождает специфические социально-психологические обстоятельства, а именно сбои и проблемы, возникающие при их использовании[2, c.138].

Информация о работе Применение настольных игр на уроках географии