Перспективы развития современного малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:21, творческая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследованию социально-экономической динамики российского бизнеса, выявлению основных факторов, влияющих на его становление и развитие. В соответствии с выбранной целью необходимо было решить следующие задачи:
– Проанализировать особенности развития предпринимательской деятельности в Российских условиях;
– Рассмотрение современного состояния малого предпринимательства и его развития в современных условиях;
– Осветить отношение населения страны к бизнесу;
– Проанализировать мнение россиян по отношению социальной роли ответственности отечественного бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпринимательство в России……………………………………………4
1.1. Особенности развития предпринимательства в России……………………….4
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях……………………………………………………………………………….6
Глава 2. Российское общество и бизнес……………………………………………..9
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений……………………...9
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Творч по географии Дускалиева.docx

— 136.77 Кб (Скачать файл)

Бузулукский финансово-экономический колледж

(Бузулукский филиал Финуниверситета)

 

 

 

 

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

На тему: Перспективы развития современного малого бизнеса в России.

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 17 группы

Дускалиева А.Б

Руководитель:

Суворина В.Г

 

 

 

 

 

Бузулук,2013 год.

Содержание

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Предпринимательство в России……………………………………………4

1.1. Особенности развития предпринимательства в России……………………….4

1.2. Состояние малого предпринимательства  и его развитие в современных условиях……………………………………………………………………………….6

Глава 2. Российское общество и бизнес……………………………………………..9

2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений……………………...9

2.2. Социальная роль и ответственность  бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Российское предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Целью данной работы является исследованию социально-экономической динамики российского бизнеса, выявлению основных факторов, влияющих на его становление и развитие.

В соответствии с выбранной целью необходимо было решить следующие задачи:

– Проанализировать особенности развития предпринимательской деятельности в Российских условиях;

– Рассмотрение современного состояния малого предпринимательства и его развития в современных условиях;

– Осветить отношение населения страны к бизнесу;

– Проанализировать мнение россиян по отношению социальной роли ответственности отечественного бизнеса.

В отечественной литературе вопросы предпринимательства и бизнеса российской специфики затрагиваются во многих трудах авторов как Алимова Т.А. "Инновационные процессы в малом предпринимательстве", Андреев В.К. "Основы предпринимательского права России", Беляева Л.А. "Средний класс проблемы формирования и развития в России", Блинов А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития", Лисиненко И.Т. "Предпринимательство и рынок – важнейший экономический и социально-культурный феномен современности", Манжикова В.Э. "Особенности развития предпринимательства в России".

Хотелось бы отметить работы авторов Мау В. "Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России", монографию Перепелицы Г.В. "Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике", и работу Смирнова С.А. "Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию" которое позволило использовать статистические данные о состоянии бизнеса в России.

Глава 1. Предпринимательство в России

1.1. Особенности развития предпринимательства  в России

Предпринимательство в России возникло еще с давних времен, с Киевской Руси. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы и купцы. Со времен Петра I стали создаваться мануфактуры, начали развиваться такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. После реформы 1861 года началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. В 90-е годы XIX в. складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство в России становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник. Развитие предпринимательства дало толчок развитию экономики России и повышению ее престижа на мировом уровне. Зарубежные эксперты предсказывали громадный подъем российской промышленности, который сравнивали с колоссальными сдвигами в экономики США в последней трети XIX века.

В дальнейшем развитие российской экономики было прервано войнами и революциями (февральской и октябрьской). Страна находилась в состоянии хозяйственной разрухи.

Предпринимательское движение после 1917 года было фактически прервано.

В истории последних десятилетий исследователями выделяются три главных этапа: период "военного коммунизма", нэп и несколько десятилетий административно-командной экономики.

Первый период характеризовался национализацией предприятий крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, всех банковско-кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж. Другой стороной этого периода явилась конфискация всех помещичьих владений и значительной части земель, принадлежащих кулакам, что привело к сокращению поголовья крупного рогатого скота, овец, свиней. К этому следует добавить, что была установлена продовольственная диктатура, введена продразверстка, вся произведенная сельскохозяйственная продукция изымалась для потребления городским населением.

Через несколько тяжелых лет выживания пришли к выводу о необходимости найти ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих социалистов. Все это вылилось в новую экономическую политику.

Основное содержание нэпа заключалось в стимулировании экономической предприимчивости, товарно-денежных отношений, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.

В 1928–1929 гг. в стране происходит смена политического курса, которая привела к свертыванию нэпа и переходу к командно- административной системе хозяйства. Происходила насильственная ломка сложившихся производственных отношений, ликвидация всех видов собственности, включая и кооперативную, огосударствление сельского хозяйства и раскулачивание.

Возникло несоответствие между ростом производительности труда и зарплатой, началось расстройство денежной системы, стал ощущаться товарный голод. В 30-х годах была введена карточная система. В дальнейшем развитии страны, отрасли I подразделения значительно опережали отрасли II подразделения, структура экономики отставала от развитых государств мира примерно на 50 лет.

Ситуация, в которой оказалась страна после событий 90-х годов ХХ века, привела к необходимости возрождения рыночных отношений, рыночных субъектов, в первую очередь – предпринимательства. Таким образом, развитие российского предпринимательства должно основываться на следующих предпосылках:

– ни одна страна мира не имеет столь резких географических, экономических и социальных контрастов в региональном развитии, как Россия;

– интеграция в мировую систему хозяйствования в качестве полноправного партнера возможна только на основе развитого промышленного потенциала, конкурентоспособного с индустриально развитыми странами;

– экономический рост возможен только при опоре на собственные силы и возможности, так как, имея в виду конкурентные начала в мировом рыночном хозяйстве, ждать масштабной международной помощи на восстановление утраченного потенциала и его наращивание вряд ли возможно.

1.2. Состояние малого предпринимательства  и его развитие в современных  условиях

В Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений (рис. 1).

Рисунок 1.

Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.

Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44 %, что более, чем в 2 раза меньше показателей развитых стран.

За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс. единиц или 11,2 %. Однако с 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3% (ликвидировалось ежегодно 25 тысяч компаний). Тенденция постепенного роста наметилась лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году.

Изменение динамики, по нашим оценкам, обусловлено общей благоприятной макроэкономической ситуацией и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в 2002-2004 годах:

- упрощение процедуры регистрации  юридических лиц с использованием  принципа "одного окна";

- введение специальных налоговых  режимов;

- установление 3-летнего моратория  на проведение контрольно-надзорных  мероприятий в отношении созданных  малых предприятий.

Отмечая положительный ежегодный прирост малых предприятий в 25 тысяч компаний, мы понимаем, что в абсолютном выражении он явно не достаточен. В Польше ежегодно возникает около 80 тысяч компаний, во Франции – 220 тысяч, а средний показатель развитых стран – ежегодное создание от 10% до 20% новых предприятий. Столько же компаний ликвидируется. Это обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тысяч населения).

По этому показателю, регионы могут быть разделены на три группы:

- низкий уровень – "плотность" малых предприятий – от 0 до 300 – 19% регионов;

- средний уровень – "плотность" малых предприятий – от 301 до 700 – 67% регионов;

- высокий уровень – "плотность" малых предприятий – от 701 и  более – 14% регионов.

Максимально близки к среднеевропейским показателям (3000 малых предприятий на 100 тысяч жителей) Москва и Санкт-Петербург (2,0 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей соответственно). А разрыв между регионом-лидером (Санкт-Петербургом) и регионами-аутсайдерами достигает десятки и сотни раз.

Конечно, такие диспропорции во многом следствие структуры экономики, сложившейся за десятилетия в регионах.

Вместе с тем это требует от региональных правительств более активных мер по устранение различий в уровне развития малого предпринимательства.

Структура малого бизнеса не меняется на протяжении 11 лет. Наибольшее количество рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%). Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %).

Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах, мягко говоря, удручающие: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах.

По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики.

Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности.

Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %).

Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия.

По имеющимся оценкам Росстата малые предприятия производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, приходятся около 60 % валовой продукции сельского хозяйства.

Создание условий для изменения структуры малого бизнеса – несомненная задача Правительства России. Но она не может решаться директивно. Правительство должно создавать условия для прихода малых предприятий в такие сектора как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение, наука прежде всего через реформы государственного сектора этих отраслей. Яркий пример – жилищно-коммунальное хозяйство, где малые предприятия демонстрируют высокий уровень рентабельности в 4,2 %, при отрицательной рентабельности "-9%" крупных предприятий.

 

Глава 2. Российское общество и бизнес

2.1. Бизнес, общество и власть: характер  взаимоотношений

Какой же именно крупный бизнес и при каких условиях легитимен в глазах россиян? И как вообще они видят обязательства бизнеса по отношению к обществу? Полученные данные показывают: лишь треть россиян убеждена, что любой законный бизнес всегда имеет право на общественное одобрение и государственную защиту. А вот для большинства населения отношения "бизнес – общество – власть" носят конвенциональный характер и предполагают выполнение всеми сторонами определенных условий. По мнению наших сограждан, для бизнеса это означает необходимость развиваться не за счет присвоения госимущества, а за счет собственных ресурсов, а приобретение госсобственности допускается только в тех случаях, когда необходимо спасти умирающее предприятие.

Информация о работе Перспективы развития современного малого бизнеса в России