Опыт развития малых городов как туристских центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать опыт развития туризма в малых городах России с точки зрения возможности его использования в ОЭЗ ТРТ «Елец». К задачам можно отнести следующее: Обосновать выбор для анализа наиболее типичных турцентров на основе обобщения информации о развитии туризма в них. Проанализировать ресурсную базу развития туризма; нормативно-правовую базу и проследить экономический эффект от турдеятельности. Оценить возможность использования опыта выбранных турцентров для ОЭЗ ТРТ «Елец».

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
I. Малые города России на рынке туризма…………………………………5
II. Опыт развития малых городов как туристских центров………………18
III. Возможности использования опыта развития туризма
малых городов России в рамках ОЭЗ ТРТ РУ «Елец»……………………53
Заключение………………………………………………………..…………62
Список литературы……………………………………………………….…64
Приложение……………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Измалковой О.С..doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.А.БУНИНА

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

Допущено к защите

Зав. кафедрой, к.ф.н., доц. Скроботова О.В.

«____»___________________2009 г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Опыт развития малых  городов как туристских центров

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы Т-51  ____________    ____________ О. С. Измалкова

Научный руководитель

к.ф.н., доц.                        ____________   _____________Р. М. Иванова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЛЕЦ 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

I. Малые города России на рынке туризма…………………………………5

II. Опыт развития малых городов как туристских центров………………18

III. Возможности использования опыта развития туризма

малых городов России в рамках ОЭЗ ТРТ РУ «Елец»……………………53

Заключение………………………………………………………..…………62

Список литературы……………………………………………………….…64

Приложение……………………………………………………………….…68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена изучению опыта развития туризма в малых городах России. Для сравнения будут взяты следующие населенные пункты: города Светлогорск Калининградской области, Торжок Тверской области и Углич Ярославской области. Дело в том, что в современном российском турбизнесе с каждым днем возрастает значение именно малых городов. Среди иностранцев Москва и Санкт-Петербург уже давно и широко известные турцентры. К тому же цены на туристское обслуживание в них выше, чем во многих иностранных городах такого же уровня. Многие российские туристы в последнее время также стали проявлять интерес к внутреннему туризму, ведь на периферии с каждым днем открывается все больше предприятий турбизнеса, стремящихся  к международному уровню сервиса. Огромную роль играют и более низкие, чем в столицах цены.  Таким образом, изучение вопроса развития туризма именно в малых городах на сегодняшний день очень актуально. К тому же, целесообразно будет рассмотреть опыт функционирования индустрии туризма выбранных городов в возможности его полного или частичного переложения на Елец. Это объясняется тем, что в Липецкой области Постановлением администрации Липецкой области №195 от 29.12.2006г. была создана «Особая экономическая зона регионального уровня туристско-рекреационного типа (ОЭЗ РУ)» и  согласно этому постановлению туристско-рекреационный вид деятельности является одним из стратегических направлений развития области в целом и перспективным видом хозяйственного освоения её отдельных территорий. Опыта же развития туризма в области в целом и Ельце в частности пока недостаточно. 

В соответствии с этим цель работы – проанализировать опыт развития туризма в малых городах России с точки зрения возможности его  использования в ОЭЗ ТРТ «Елец».

К задачам можно отнести следующее:

  1. Обосновать выбор для анализа наиболее типичных турцентров на основе обобщения информации о развитии туризма в них.
  2. Проанализировать ресурсную базу развития туризма; нормативно-правовую базу и проследить экономический эффект от турдеятельности.
  3. Оценить возможность использования опыта выбранных турцентров  для ОЭЗ ТРТ «Елец».

Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Малые города России на рынке туризма.

В современной России особую актуальность начинает приобретать проблема формирования государственной политики развития туризма в целом. Пока наряду с единым Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в РФ» существует множество законодательных актов регионального и местного уровня, которые иногда даже несколько противоречат друг другу. Приведение этой системы к единому образцу оказало бы только положительное воздействие на российскую экономику на всех уровнях.

Закон о туризме сохраняет туризм как услугу и тем самым ограничивается возможность участия государства в его развитии. Услуга не может рассматриваться как градоформирующая функция и, следовательно, главы администраций мало заинтересованы в них. Тем более что доходов от этого вида деятельности государство и органы местного самоуправления в частности практически не имеют.

Туризм - многофакторный вид деятельности, это совокупность хозяйственных единиц (предприятий, организаций и др.), специализирующихся на «изготовлении» специфического продукта потребления, в основе которого лежит перемещение людей по отношению к своему постоянному месту жительства на срок, превышающий 24 часа. И в этом контексте эти турпредприятия оказывают людям услугу, организуя их досуг.

Турпродукт же – это сложнокомпонентная услуга, включающая обеспечение смены привычной обстановки, хороших бытовых условий, как при стационарном размещении, так и при движении по некоему маршруту, получение разнообразной информации и эмоционального «заряда». Но понятие «туризм» у обывателей чаще всего ассоциируется со знакомством с культурным достоянием - памятниками архитектуры и походами, будь то автобусные, водные, конные или пешие маршруты.

В малых исторических городах России более чем в какой другой стране все ресурсы для создания турпродукта  есть. Но условия его потребления  настолько специфические и настолько дорогие, что делают его мало привлекательным и для внутреннего, и для внешнего потребителя. Поэтому турфирмы сегодня заняты в основном организацией зарубежных маршрутов, где турпродукт создан, в него нет необходимости вкладывать деньги, а остается только продавать и получать прибыль.

Изменить ситуацию в России возможно, если рассматривать туризм как фактор развития региона с точек зрения:

  1. экологической активности;
  2. архитектурно-градостроительной деятельности;
  3. социального проектирования;
  4. организационно - деятельностного управления. [30]

Говоря о развитии туризма в  конкретном городе или муниципальном  округе, главное четко представлять, какой вид туризма может быть преобладающим для них. К основополагающим видам можно отнести  познавательный, паломнический, лечебно-оздоровительный и спортивный.

Каждый из названных видов может  развиваться на базе имеющихся ресурсов, и выбор приоритетного вида не означает отказа от развития остальных, если на то есть основание, но преобладающие объемы финансирования на начальном этапе должны идти на приоритетный вид. Только правильно выбранное направление развития обеспечит выгодное для государства и частного инвестора размещение инвестиций, что для малого города даст быструю отдачу от вложений, экономический и социальный эффект.

Безусловно, в историческом городе главным потенциалом являются памятники архитектуры, но, к сожалению, большинство из них в удручающем физическом состоянии, а вложение средств в реставрацию или реконструкцию этих объектов без развития и модернизации социальной инфраструктуры может стать не эффективным. Ведь мировая практика показывает, что даже руины могут быть привлекательны для туристов при грамотной организации обслуживания и рекламной кампании.

Но для этого должна быть разработана  программа действий, главным из которых является стремление задержать туриста в городе более чем на 24 часа, обеспечив ему интересный досуг и место временного проживания.

В определенной степени российскую провинцию можно назвать «туристическим клондайком». Ведь в мире существует немного стран, в которых, так же как в России, такое богатство сочетаний памятников архитектуры и редких по красоте ландшафтов. Но только в России сохранилось такое количество исторических городов, еще сохранивших свою самобытность. В последние годы увеличилось количество граждан, посещающих святые места России, а это не что иное, как паломнический туризм. Вот потенциал для развития этого вида туризма. Необходимым условием для принятия и размещения всех желающих является наличие достаточного количества мест проживания – будь то гостиницы, приюты, кемпинги или палаточные городки. Компенсировать их отсутствие сегодня можно созданием частных или семейных гостиниц. Тем самым в кратчайшие сроки может быть обеспечено увеличение гостиничных мест и трудоустройство части жителей города, а городская казна получит прибыль в виде налогов.

Еще одним важным пунктом в условиях нестабильной экономики является организация отдыха россиян, не имеющих возможности купить зарубежный тур. Таких граждан преобладающее большинство, и они являются тем контингентом, для которого отдых в России будет предпочтительным еще долгие годы и, следовательно, при создании турпродукта следует ориентироваться на наших сограждан, что не означает отказа от предложения этого специфического продукта и внешнему рынку.

Именно малые и средние города, оставаясь сегодня культурными  центрами российской провинции, являются единственно доступными для посещения жителям прилегающих территорий, где сохранились традиционные народные промыслы и ремесла. И возрождение ремесел без расчета на поток туристов бесперспективно, так как местное население эти изделия мало интересуют. Следовательно, необходимым условием привлечения является наличие мест проживания разного достоинства, исключая попытки создания пяти - и четырехзвездочных отелей.

Определенные перспективы развития туризма в России отмечаются и  на мировом уровне. Согласно исследованиям, проведенным Всемирным советом по путешествиям и туризму, в ближайшие десять лет ежегодный рост доли туристской отрасли в ВВП России составит 5,1%. В исследовании отмечается неравномерное развитие туризма в стране – лишь 20% территории страны используется для туризма, а в Москве сосредоточено более 50% гостиничных номеров, которыми располагает Россия. [28]

Президент Всемирного совета по путешествиям и туризму Жан-Клод Баумгартен (Jean-Claude Baumgarten) отметил, что Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы в течение ближайших десяти лет стать одной из ведущих стран мира в сфере туризма и путешествий.

Год назад, в мае 2008 года, Ростуризм разработал стратегию развития туристической отрасли до 2015 года.

Стратегия определяет ключевые направления  развития туризма в Российской Федерации (на долгосрочную перспективу и первоочередные мероприятия), реализация которой позволит существенно повысить конкурентоспособность национальной туристской индустрии, занятость и благосостояние населения, будет способствовать эффективному региональному развитию, сохранению и рациональному использованию природного и историко-культурного наследия Российской Федерации.

Проект Стратегии был поддержан  и одобрен представителями субъектов  Российской Федерации.

Согласно этой стратегии, одним  из важнейших пунктов выделено освоение берегов Азовского и Каспийского морей. Внимание уделяется также возможности отмены таможенных пошлин на те предметы, которые не производятся в России, более тщательная работа со статистикой. Вопрос развития туризма в российской глубинке практически полностью обойден стороной. [28]

Рассмотрим развитие туризма именно в малых городах Российской Федерации более детально.

 Малыми принято называть  города, количество жителей которых  не превышает 50 тыс. Парадокс, но повышение эффективности национальной экономики многие теперь связывают с этими, обделенными вниманием общественности и инвесторов локальными территориями. Хотя в 2007 году Совет Федерации обнародовал неутешительные цифры: только 13% бюджетов малых городов самодостаточны. [45] Выход виделся в одном — опека государства и дополнительное финансирование из госбюджета. На фоне такой  ситуации последним «спасательным кругом» для десятков малых городов стал туризм. Его развитию способствовали богатые культурные ресурсы регионов, местный колорит, изобретательность и предприимчивость самих жителей. Основная ставка делается на индивидуальность объектов показа. Именно это и помогает малым городам получить туристский статус. Альтернативой государственной опеке для их второго рождения стали общественные инициативы. В частности, институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) учредил программу «Малые города России», благодаря которой в конкурсе на получение грантов для развития туризма приняли участие 160 поселений России и 37 удостоились реальной поддержки. Города начали активно изучать свою историю, воссоздавать прежние традиции, праздники и предлагать совершенно новые. Все это привлекло в регионы инвесторов, способных вложить определенные средства в реконструкцию памятников истории, культуры, архитектуры, строительство объектов инфраструктуры. [35] Примером может служить город Торжок Тверской области, который вошел в список турпосещений на трассе «Москва–Санкт-Петербург», благодаря удачно найденному в его истории событию. А именно - Александр Пушкин, путешествуя между столицами, много раз останавливался в Торжке: тому есть и документальные свидетельства, и стихотворные строчки самого классика. На основе этого факта в Торжке открыли музей, посвященный поэту.

Печоры (Псковская область) и Кириллов (Вологодская область) в свое время  возникли как слободские поселения  вокруг знаменитых лавр и монастырей. И сегодняшнее благополучие их жителей сохраняется в основном благодаря духовным православным святыням: большинство горожан задействовано в сфере обслуживания туристов и паломников.

 Власти и жители Углича (Ярославская  область), Урюпинска (Волгоградская область), Ялуторовска (Тюменская область) и других мест также проявили инициативу. Очень многие города специализируются на событийном туризме. Так, в Урюпинске возрождена традиция осенней «Покровской ярмарки», которая в дореволюционной России считалась третьей по значимости. В Ялуторовске все более востребованными становятся фестивали: «Декабрьские вечера» – съезд потомков декабристов, научные конференции, спектакли, конкурсы, салонные вечера, а также летний творческий фестиваль памяти известного мецената Саввы Мамонтова, на котором демонстрируются образцы всех видов искусств, а также лучшие изделия художественных промыслов. Благодаря объединению властей и турфирм созданы туристские прецеденты в таких сугубо промышленных городах, как Череповец и Тольятти. В первом – уникальные экскурсии на металлургические заводы, во втором – знакомство с подводными городами Жигулевского моря. И то, и другое пользуется огромным спросом на туррынке. За 2008 год 20 малых городов России, благодаря различным инвестициям в туризм, получили 39 млн рублей. [9]

Информация о работе Опыт развития малых городов как туристских центров