Демографическое развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной работы является то, что развитию демографических наук в настоящее время способствует обострение мировой демографической ситуации и то, что проблемы народонаселения стали неотъемлемой частью глобальных проблем человечества. В их число сейчас входят: демографический взрыв в развивающихся странах, переходящий в мировой; демографический кризис в экономически развитых странах; проблемы урбанизации и мировых международных миграций. При этом демографические проблемы влекут за собой не менее острые проблемы социальные, такие как увеличивающийся разрыв в уровне жизни населения развитых и развивающихся стран.
Целью работы является изучение особенностей демографического развития Республики Беларусь, выделение основных социальных проблем и изучение политики государства в социальной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Демографическое развитие РБ.docx

— 231.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 3. Государственная политика Республики Беларусь в социальной сфере

3.1 Социальные проблемы белорусского  общества

Исходя из особого положения женщины в обществе, её роли в семье, воспитании детей, представляется резонным начать с характеристики женских проблем и вытекающих отсюда других социальных сложностей.

Женщины составляют 53,5 % от общей численности населения. инвалидностью [14].

Можно сказать, что по отношению к женщине в обществе реализуется «двойной стандарт» : с одной стороны- существенные достижения в области социальной защиты женщин : декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, различные пособия; с другой стороны- женщина считается «нерентабельной» в условиях рынка, т.к. ей необходимо предоставлять различные льготы, выплачивать социальные пособия. Поэтому наниматели стараются ограничить применение женского труда и как следствие- женская безработица, которая в 2006 г. составляла 66% от общего числа безработных. Однако в последние годы произошло заметное снижение  её уровня и в 2012г. уровень женской безработицы составил уже 48% от общего числа безработных [14].

Современный рынок труда не позволяет женщине оптимально сочетать свои потребности в трудовой и домашней сфере. Забота о семье, воспитание детей зачастую отходит на второй план, что крайне негативно сказывается на семье и довольно часто приводит к разводу.

 В  январе 2013 г.  по  сравнению  с  соответствующим  периодом 2012  года количество  зарегистрированных  браков  увеличилось  на 21,8%,  количество разводов уменьшилось на 24,3%. В январе 2013 г. на 1 000 браков приходилось 578 разводов, в январе 2012 г. – 930 разводов (см. Табл. 3.1).

Таблица 3.1 Данные о числе браков и разводов [14]

 

январь 2012 г.

январь 2013 г.

всего

на 1 000 человек 
населения

Всего

на 1 000 человек  
населения

Браки

3 508

4,4

4 274

5,3

Разводы

3 264

4,1

2 472

3,1


Высокий уровень количества разводов и рост внебрачных рождения приводит к увеличению количества неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 17,7%. В том числе семей, состоящих из матерей с детьми в возрасте до 18 лет – около 158 тысяч, отцов с детьми – более 12 тысяч. По сравнению с данными переписи населения 1999 года число семей, состоящих из матерей с детьми в возрасте до 18 лет, уменьшилось на 44,2 тысячи, или на 22%, отцов с детьми – незначительно увеличилось (на 100 семей, или менее чем на 1%). В неполных семьях воспитывается только матерью или отцом 217 тысяч детей в возрасте до 18 лет. [6]

Важной социальной проблемой является высокий уровень детской инвалидности. По данным за 2010г. среди детей-инвалидов в возрасте до 18 лет удельный вес девочек меньше – 44,2%, мальчиков – 55,8%. При этом частота  инвалидности среди девочек 132 случая, среди мальчиков 157 случаев на 10 тысяч детей соответствующего пола. В общей численности детей–инвалидов на долю детей с высокой степенью утраты здоровья (III и IV группы) приходится более 47%, в том числе среди мальчиков около 50%, среди девочек – около 45%. За последние 4 года численность детей-инвалидов, как мальчиков, так и девочек, уменьшилась более чем на 10%.[15]

В современных условиях среди социальных проблем молодежи важное место занимает безработица. Рассматривая данную проблему относительно различных возрастных групп, следует отметить, что наибольший уровень безработицы приходится на возраст 20-24 года. Безработными оказываются выпускники высших учебных заведений и учреждений профессионально- технического и среднего образования. Молодежь на рынке труда менее конкурентна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительных затрат. [8]

Серьезной проблемой белорусского общества остается  проблема инвалидности. Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни, инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов , а отсутствие общения приводит к дезадаптации, которая ведет к большей изоляции. Следовательно задача восстановить социально- ролевую функцию становится проблемой для инвалида. Большинство инвалидов стремятся быть трудоустроенными, вернуться к активному участию в жизни общества и улучшить свое материальное положение.

В Беларуси на проблему инвалидности большое влияние оказала авария на Чернобыльской АЭС, которая сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост числа заболеваний, связанных со злокачественными образованиями. Серьезной стала проблема «чернобыльских» детей, подверженных огромному количеству заболеваний, которые в большинстве своем носят хронический характер. Тревожной остается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частота рождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняется возрастанием мутаций, спровоцированных облучением. [8]

3.2 Социальная защита и социальная  поддержка населения Республики Беларусь

Социальная защита – это осуществление органами государственной власти и органами местного управления и самоуправления, организациями и общественными объединениями мер экономического, социального и правового характера, направленных на обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения [12].

Общественные отношения в сфере социальной защиты регулируются множеством нормативных правовых актов. Наличие такого объема обусловлено непосредственно структурой самой системы социальной защиты, которая включает в себя государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственные пособия семьям, воспитывающим детей, государственную адресную социальную помощь, социальное обслуживание, предоставление гражданам различных льгот и гарантий и др.

Одним из важнейших направлений социальной защиты является государственное социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов. Правовую основу государственного социального страхования составляют [12]:

  • Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года ”Об основах государственного социального страхования“;
  • Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года ”Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь“ в редакции Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 года;
  • Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года ”Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования“;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 ”О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты“;
  • иные акты законодательства, предусматривающие порядок обеспечения выплатами застрахованных лиц при наступлении определенных страховых случаев.

Пенсионное обеспечение является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения. В целях повышения уровня жизни пенсионеров совершенствуется и развивается законодательная база в этой сфере общественных отношений. Вопросы пенсионного обеспечения граждан регулируются следующими законодательными актами [12]:

  • Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“;
  • Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года ”О профессиональном пенсионном страховании“.
  • Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих регулируются также Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года ”О государственной службе в Республике Беларусь“.
  • Особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрены Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года ”О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий“.

Защита семьи, материнства и детства также одно из важнейших направлений системы социальной защиты, поскольку от благополучия семьи, ее прочности зависят социальный прогресс общества, численность и качество населения. Исходя из этого, государство считает необходимым проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, всестороннем воспитании детей, расширять меры, направленные на улучшение материальных и бытовых условий семьи, уделяя при этом особое внимание молодым семьям и семьям с детьми.

1 января 2013 года вступил в силу Закон  Республики Беларусь  
от 29 декабря 2012 года ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“, которым усовершенствован порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, выплачиваемыми за счет средств государственного социального страхования; применяется новый подход к расчету размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

В новом законе виды государственных пособий систематизированы в три большие группы: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.

Социальное обслуживание – деятельность по организации и оказанию социальных услуг, содействию активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней. Трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее нормальную жизнедеятельность гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть за счет собственных средств и имеющихся возможностей. Основными источниками законодательства о социальном обслуживании, регулирующими порядок и условия предоставления социальных услуг, являются[12]:

  • Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года ”О социальном обслуживании“;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь  
    от 27 декабря 2012 г. № 1218 ”О некоторых вопросах оказания социальных услуг“;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь  
    от 27 декабря 2012 г. № 1219 ”О некоторых вопросах государственного социального заказа“.

С целью систематизации актов законодательства, регулирующих предоставление социальных льгот и для обеспечения эффективности государственной социальной поддержки населения Правительством Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь подготовлен и Парламентом Республики Беларусь 14 июня 2007 года принят Закон Республики Беларусь ”О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан“, который носит характер комплексного нормативного правового акта. Принятие данного закона было также обусловлено необходимостью совершенствования системы государственной социальной поддержки населения на основе принципов социальной справедливости, экономической обоснованности, адресности и доступности различных форм такой поддержки и направлено на обеспечение ее социальной и экономической эффективности и комплексности.

Законом сохранены основные льготы, гарантии и преимущества для отдельных категорий граждан, имеющих особые заслуги перед республикой либо в силу нетрудоспособности нуждающихся в особой поддержке со стороны государства. [12]

Таким образом, можно сказать, что масштабы и острота современных социальных проблем ставят перед социальной политикой множество задач, реализовать которые на практике возможно лишь в условиях понимания общественностью сущности и значимости социальной работы, её концепций и моделей, преодолев утвердившиеся стереотипы.

 

Заключение

На протяжении большого отрезка времени демографическая ситуация в стране характеризуется стабильностью. Такие выводы можно сделать, прослеживая численность населения, которая оставалась в районе 10 млн. человек. Однако, начиная с 1994 года и до настоящего времени, в целом по республике отмечается уменьшение из года в год числа рождений, что отразилось на общей численности населения . Такую обстановку в стране можно назвать периодом демографической депрессии, причиной которой является целая группа факторов – демографических, социально-экономических, экологических и др.

Обобщая результаты проведенного исследования в области миграционных потоков, можно констатировать, что миграция должна рассматриваться не как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Оказывая влияние на общую численность населения и на его социально-экономическую структуру, она в настоящее время превращается в постоянную составляющую политического и социально-экономического развития общества. Сегодня оптимальная и эффективная, рассчитанная на перспективу миграционная политика должна стать важным инструментом общей государственной демографической и социальной политики. В связи с этим назрела острая потребность в совершенствовании государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития Республики Беларусь.

Подводя итог всей проделанной работы стоит отметить, что в Беларуси последовательно реализуются меры, направленные на повышение уровня материальной поддержки граждан, стимулирование рождаемости детей, социальной безопасности граждан. Необходимо отметить, что важные задачи по регулированию демографической ситуации в Республике Беларусь поставлены перед здравоохранением. Это своевременная диагностика врожденных пороков, профилактика основных социально значимых заболеваний, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение новых лечебно- диагностических, профилактических и реабилитационных методов и технологий.

Информация о работе Демографическое развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы