Демографические процессы на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Дальневосточный регион, один из наиболее важных геостратегических плацдармов России в XXI веке может стать регионом с ярко выраженным демографическим кризисом. Именно поэтому решение этой актуальной проблемы необходимо найти и, по возможности, осуществить в ближайшее время.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты демографических процессов 5
1.1 Понятие, предметы и задачи демографии 5
1.2 Основные факторы, влияющие на изменение народонаселения 7
2 Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке 10
2.1 Особенности процессов воспроизводства населения на Дальнем 10
Востоке
2.2 Анализ современной миграционной ситуации на Дальнем Востоке 15
2.2.1 Межрегиональный миграционный обмен 15
2.2.2 Иммиграция в дальневосточном регионе 19
3 Современные подходы к стабилизации демографической ситуации 23
на Дальнем Востоке
3.1 Важнейшие направления демографической политики в условиях 23 реализации на Дальнем Востоке
3.2 Основные направления совершенствования миграционной 26
политики на Дальнем Востоке в современных условиях
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

География Курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Поощрение китайским  руководством миграции своих граждан  в регионы Дальнего Востока происходит не только в ключе скрытых территориальных  притязаний, но несет заметную экономическую  выгоду стране. Не имеет значения, какие по своим социальным параметрам граждане КНР переселятся в Россию, важно, чтобы они везли в Китай деньги и сырье.

Сегодняшние тенденции  китайской миграции на Дальний Восток свидетельствуют, что территориальное закрепление китайских граждан составляет сферу интересов руководства КНР.

Довольно опасными для  Дальнего Востока являются попытки  китайской стороны создать на российской территории совместные экономические зоны площадью 5-10 кв. км. Это желание китайской стороны в полной мере согласуется с генеральной линией властей КНР по заселению Северного Китая, развитию инфраструктуры северных территорий. В перспективе, когда переселенцам в северные районы Китая потребуется работа, они, по замыслам китайских властей, могут найти ее на объектах, построенных на нашей территории.

Поставить заслон китайским  мигрантам невозможно, однако фильтровать  потоки китайских иммигрантов необходимо, в первую очередь, с позиций национальной безопасности.

Конечно же, когда речь заходит о миграционных проблемах, в первую очередь упоминается китайская экспансия. Но Китай – не единственная страна, которая подбрасывает миграционные проблемы региону.

Конкуренцию Поднебесной  составляют Вьетнам, КНДР, Иран и страны СНГ – Украина, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан. По статистике, в 2003 году в край въехало 320 302 иностранца, а выехало 309 172. В 2004 году эти же показатели составили соответственно 385 781 и 369 911 человек. За 9 месяцев 2005 года – 291 372 и 274 254 человек.

Нет нужды высчитывать, сколько из прибывших в край иностранцев  оседает здесь каждый год. Суть проблемы в другом. Если, как показывают цифры, на семерых жителей Приморья ежегодно приходится один иностранец, становится очевидным, что мы не располагаем достаточными силами и средствами, чтобы удержать наших гостей в рамках сугубо туристических интересов/12, с.79/.

Например, граждане Ирана  наладили канал незаконной миграции в Японию на судах, осуществляющих международное транспортное сообщение через территорию Дальнего Востока.

Канал миграции из стран  СНГ можно было бы рассматривать как благо, если бы не многочисленные нарушения его функционирования. Выдворить кого-то на историческую родину в случае выявленных нарушений невозможно. Российское законодательство не обязывает приезжих из стран СНГ иметь на нашей территории приглашающую сторону, которая отвечала бы за пребывание иностранцев и несла финансовые издержки в случае их депортации.

Кроме того, легализация  граждан СНГ на территории края происходит не совсем равномерно. Выявляются многочисленные факты незаконной выдачи российских паспортов, например, выходцам из Азербайджана, а тысячи русскоязычных переселенцев из Украины, Казахстана и республик Закавказья годами ожидают решения своей участи. На сегодня зафиксировано уже 67 фактов подобных манипуляций с паспортами, а председатель одного из городских судов края даже поплатился своей должностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

3.1 Важнейшие  направления демографической политики  в условиях

     реализации на Дальнем Востоке

Если в ближайшие  пять лет не будет выработана политика по привлечению в ДФО переселенцев, демографические проблемы приобретут необратимый характер.

Одним из решений демографических  проблем на Дальнем Востоке может  стать масштабное привлечение инвестиций в высокоэффективные проекты. Именно с ними в регион придут дополнительные трудовые ресурсы, в том числе молодые кадры, которые принесут с собой высокую рождаемость и снизят уровень смертности населения.

Основной недостаток кадров должен покрываться за счет высококвалифицированной рабочей силы: в первую очередь за счет инженеров и техников из других регионов России, во вторую - из стран СНГ, в третью - из стран Европы и США, в последнюю - из Китая, откуда в основном едут неквалифицированные рабочие.

Сегодняшняя статистика - неутешительная. За пятнадцать лет  Дальний Восток потерял более 1,5 миллиона человек, из них 1,2 миллиона - это эмигранты, которые покинули регион в поисках лучшей жизни. На территории округа сейчас проживают более 6,5 миллиона человек, это в два раза меньше, чем жителей Москвы. При этом ежегодно с восточной территории России уезжает около 40 тысяч человек в год.

Дальний Восток за год  теряет до 10 процентов населения. По прогнозам, к 2025 году в регионе останется  пять миллионов человек, к 2050 году - менее четырех миллионов. При этом в соседней провинции Хэйлунцзян (КНР) население уже сейчас составляет примерно сто миллионов человек.

Дальневосточные ученые подсчитали: остановить демографический  спад можно, если в каждой второй семье появятся по три ребенка. Сегодня суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,4 ребенка на тысячу женщин детородного возраста. Чтобы превысить уровень смертности, этот коэффициент рождаемости должен вырасти почти в два раза.

С другой стороны, чтобы  родить и воспитать двух или трех детей, родители должны быть финансово независимыми. Статистика говорит о том, что появление второго и третьего ребенка в семье - это шаг к бедности, а среди многодетных матерей 70 процентов стоят за порогом бедности. Поэтому, пока в молодой семье живет принцип "две зарплаты и никаких детей", депопуляцию населения остановить очень трудно. Ведь демография - это не только рождение детей, но и, главное, создание социальных условий, материальная поддержка семьи государством.

Сегодня на тысячу женщин приходится 40 рожениц и 60, идущих на прерывание беременности. По статистике, в прошлом году на Дальнем Востоке по этой причине не родились сто тысяч детей.

Пока коэффициент естественного  прироста населения в округе минусовый. Только в Республике Саха (Якутия) и на Чукотке прирост составляет, соответственно, плюс 4,2 и плюс 3,8/18, с.14-16/.

Как утверждают ученые, в  регионе воспроизводство населения  происходит на уровне 65 процентов. То есть возмещения трудового населения нет, а средний возраст жителей увеличивается более интенсивно, чем в целом по России. В итоге может оказаться, что у нас некому будет работать. Ведь демографические процессы, хотим мы этого или не хотим, опосредованно влияют на экономику.

Чтобы покрыть нехватку рабочих рук только Хабаровскому краю требуются пять тысяч человек - столько в субъекте свободных вакансий. Но в связи с дефицитом краевого бюджета средств для жилищного обустройства участников программы нет, поэтому ряд перспективных инвестиционных проектов из-за отсутствия жилья не был включен в перечень проектов переселения

В Республике Саха (Якутия) требуется еще больше специалистов - семь тысяч человек, в основном для работы на строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Местных специалистов не хватает. Приезжие на север не едут. Зато миграционная служба увеличила квоты для приезжающих из СНГ в Якутию до 51 тысячи человек. Правда, теперь говорят, что мигрантов из СНГ можно заменить мигрантами из КНР. Только как это отразиться это на демографической ситуации/16, с.110-111/?

В ближайшем будущем нужна не рабочая сила как таковая, а квалифицированная рабочая сила для новых развивающихся отраслей экономики, с которыми придут инвестиции, а следом за ростом экономики - рост рождаемости. Главное здесь - не экономить.

Ученые сделали выводы, что при росте денежных доходов населения демографическая ситуация не улучшается. Однако она сегодня остается достаточно стабильной. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, хотя и будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы.

Дальнейшее развитие России и, следовательно, Дальнего Востока как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

    1. Основные направления совершенствования миграционной поли-

тики на Дальнем  Востоке в современных условиях

Несмотря на то, что на Дальнем Востоке действует около 30 федеральных целевых программ, как правило, они недостаточно финансируются, или финансируются с перебоями, или непропорционально. Особенно это касается социальной сферы, что и приводит в конечном счете к тем тревожным результатам, о которых сказано выше.

Особая роль в стабилизации численности населения на Дальнем Востоке может принадлежать миграции, которая всегда была базовым источником формирования численности и состава местного населения. Но, к сожалению, регион потерял свою привлекательность. Миграционные потоки из фактора некогда количественного увеличения численности населения превратились в фактор его уменьшения. Начиная с 1989 года Дальний Восток имеет устойчивое отрицательное миграционное сальдо.

Но, по мнению ряда экспертов, в отличие других регионов России миграционные связи Дальнего Востока со странами ближнего зарубежья имеют положительное значение, даже если масштабы такого участия имеют тенденцию к снижению.

Проведенный анализ миграционных потоков позволяет предположить, что миграция в ближайшем будущем  в определенной мере будет способствовать корректировке динамики численности населения в сторону увеличения или по крайней мере стабилизации общей численности проживающих в регионе.

Нарастание процесса депопуляции происходит на фоне мощного  демографического давления со стороны соседних государств. Стихийная и, как правило, нелегальная иммиграция в регион граждан иностранных государств должна вызвать тревогу у местного населения, региональных властей и на федеральном уровне. Наибольшие опасения связаны с обострением конкуренции на рынках труда и усилением социальной напряженности, с разграблением национальных богатств, обострением криминогенной обстановки, угрозами распространения эпидемий и даже с возможностью потери Россией суверенитета над дальневосточными территориями.

Вот почему продуманная  миграционная политика должна стать частью геополитической и экономической стратегии России на ближайшие годы. Цель этой политики – нахождение баланса интересов безопасности государства и экономических интересов, связанных с потребностью предприятий в дешевой рабочей силе и заполнении непривлекательных трудовых ниш, с одной стороны, и долгосрочными интересами Российского государства в условиях глобализации мирового сообщества – с другой.

Исходя из угрозы нарастания миграционного давления со стороны  соседних государств на дальневосточные территории и ожидаемых в связи с этим в недалеком будущем мощных миграционных потоков в сторону Дальнего Востока, основные усилия законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях должны быть направлены на то, чтобы ввести эти миграционные потоки в легальные рамки и поставить их на службу геополитическим и экономическим интересам России.

Наверное, не будет большим  преувеличением утверждать, что у  России пока нет целостной многоаспектной политики по выправлению миграционной ситуации на Дальнем Востоке. Тем не менее, ряд важных элементов такой политики уже просматривается. Среди них меры по созданию и совершенствованию системы иммиграционного контроля (в частности, соответствующий пост создан в Амурской области), восстановление визового режима взаимных поездок граждан РФ и Китая. Сюда примыкает и начавшаяся разработка комплексной программы социально-экономического развития Дальнего Востока. Повышению уровня жизни дальневосточников и закреплению населения в регионе способствовали бы принятие находящихся на рассмотрении в Государственной думе законов о специальных экономических зонах, о разделе продукции (оно, в частности, открыло бы путь к ускорению разработки месторождений нефти на Сахалине), более настойчивая реализация федеральных программ "Рыба" и "Возрождение морского флота России".

Витает в воздухе  вопрос о разработке специальной  переселенческой программы для Дальнего Востока. Но эта проблема требует детального изучения. Если на вопрос "кого переселять?" можно ответить более или менее определенно, то вот на вопросы "куда именно?" и "на какие средства?" найти ответ гораздо труднее. Требует всестороннего обсчета реальная демографическая емкость Дальнего Востока и прежде всего его южной зоны, в том числе с учетом проживания здесь народностей севера (например, одному охотнику нужна территория в 75 кв. миль для добычи достаточного для обеспечения жизненных потребностей количества меха и мяса). Нельзя абстрагироваться и от менталитета жителей Дальнего Востока, нередко именующих себя "аборигенами" и отнюдь не ждущих переселенцев с распростертыми объятиями.

Информация о работе Демографические процессы на Дальнем Востоке