Демографическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы народонаселення, прогнозы их на будущее – важные вопросы для современных людей, не разучившихся размышлять над судьбой мира. Актуальность темы демографии возросла, когда люди стали замечать, что мир оказался «тесным» для совместного проживания разных народов и технократическая среда стала обеспечивать почти мгновенное перемещение людей и техники из одной точки планеты в другую.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

За своїм змістом загальна теоpія наpодонаселення — це система теоpетичних концепцій pозвитку наpодонаселення та методологічних підходів до його вивчення; мета її — виявляти закони й закономіpності відтвоpення наpодонаселення. Основні завдання теоpії наpодонаселення полягають у pозкpитті системи зв’язків відтвоpення наpодонаселення з суспільним pозвитком. Загальній теоpії наpодонаселення належить провідна pоль у забезпеченні комплексного вивчення населення (рис. 1)[5]

Среди законов народонаселения  можно условно выделить подсистемы законов, охватывающие наиболее общие  характеристики воспроизводства населения:

1. Законы пространственного  движения населения (размещение  населения, миграционная подвижность);

2. Законы социального движения населения (изменение профессиональной,

образовательной, квалификационной структуры населения);

3. Законы «естественного» движения населения (они носят название демо-графических законов и занимают особое место в системе законов народонаселения. К ним относятся законы воспроизводства населения, смены поколений, смены исторических типов воспроизводства населения и др.)[6]

Теория народонаселения, изложена Т. Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения». Центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества верна и актуальна.[8]

Мальтус устанавливает три следующих положения, которые можно считать опорой всего его учения:

1. Народонаселение строго ограничено  средствами существования.

2. Народонаселение всегда увеличивается,  когда увеличиваются средства  существования, если только оно  не будет остановлено какой-нибудь  могущественной встречной причиной.

3. Все препятствия, которые, ограничивая  силу размножения, держат население  на уровне средств существования,  сводятся, в конце концов, к нравственному  воздержанию, пороку и несчастьям.[7]

Первое из этих положений — ключевая первичная аксиома; второе и третье — фактически выводятся из первого. Недостаток средств существования есть конечный ограничитель, поскольку остальные ограничители рассматриваются как проявление нехватки продовольствия. Это относится и к предупредительным факторам, так как Мальтус не сумел объяснить добровольное ограничение численности населения никакими иными мотивами, кроме страха перед голодом.[8]

Важнейшим препятствием к размножению населения является недостаток пищи, происходящий от различия отношений, в которых возрастают, с одной стороны, население, а с другой стороны, средства существования. Но это важнейшее и окончательное препятствие, которое является конечным результатом всех остальных, оказывает свое непосредственное действие только в случае бедствий, производимых голодом. Непосредственные препятствия проистекают от нарушения привычек и от болезней, создаваемых недостатком средств существования; сюда же необходимо причислить независящие прямо от этого недостатка физические и нравственные причины, причиняющие преждевременную смерть. Эти препятствия к размножению населения, действующие постоянно, с большей или меньшей силой во всех человеческих обществах и удерживающие размер населения на уровне его средств существования, могут быть сведены к двум разрядам. Одни действуют, предупреждая размножение населения, другие - сокращая его по мере чрезмерного возрастания. Первые можно назвать препятствиями предупредительными, вторые - препятствиями разрушительными.[10]

В книге первой Т.Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного  стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся  в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий  этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения  обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения».[8]

История показала, что состав и численность народонаселения  зависят не от фатума природы, вечного  и неизменного, а от конкретных социально-экономических  и политических процессов. Через  эти процессы можно регулировать демографические явления. Мальтус  не учитывал:

  • социальные влияния на народонаселение;
  • влияние способа производства;
  • национальные традиции;
  • влияние культуры различных народов;
  • исторические события;
  • возможности усовершенствования способов обработки земли;
  • роста промышленности;
  • развития науки. [9]

Т. Мальтус в работе "Опыт о законе народонаселения" приводит такие слова: «Человек, пришедший в занятый уже мир не имеет ни малейшего права требовать какого-бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».[9]

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В  обыденном представлении   его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если   классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.[11]

Неомальтузианство подтверждает основную доктрину, обоснованную Т.Мальтусом – демографический детерминизм.[9] Демографический детерминизм – положение теоретического анализа, в основе которого лежит тезис об определяющей роли населения в развитии общества.[12]

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую  сферу воспроизводства человеческого  рода и отодвигает на задний план как  незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство  игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. [11]

 

1.3 Теорія  демографії

 

Демография (от греч. demos – народ и grapho – пишу) – стала формироваться как наука со второй половины ХVII века. В настоящее время демография рассматривается как наука о закономерностях воспроизводства и миграции населения, особенностях их проявления и эволюции на разных исторических этапах общественного развития, в различных социально-экономических и этно-культурных условиях. [12]

Предметом ее изучения является также  демографическое поведение, его виды (репродуктивное, самосохранительное, матримониальное и миграционное) и их возрастно-половая специфика.  Эта наука изучает рождаемость, смертность, брачность, разводимость, процессы воспроизводства населения, изменение возрастных и половых пропорций, семейную и генетическую (от генезис) структуры, динамику населения и его формирование в районах нового освоения.[12]

У процесі розвитку демографії як науки сформувався певний понятійний апарат, удосконалення й збагачення якого триває. До основних понять належить:

Демографічна подія  — це подія, що відбувається в житті окремої людини і має значення для зміни чисельності й структури населення в цілому. Демографічна подія означає входження людини до певної групи населення або виходу з неї. Наприклад, народження, смерть, укладення шлюбу, розірвання його, перехід з однієї вікової групи до іншої, зміна місця проживання тощо. Демографічні події можуть зменшувати, збільшувати кількість населення або змінювати його склад. Послідовність цих подій утворює демографічний процес.[5]

Демографічний процес —  це послідовність однойменних подій у житті людини. Демографічний процес за своєю сутністю є складним соціальним явищем, в якому поєднуються загальні тенденції демографічного розвитку з окремими особливостями демографічного розвитку на окремих етапах. На демографічні процеси впливають інші сфери людської життєдіяльності, зокрема економіка.[5]

Все демографические процессы, несмотря на их кажущуюся самостоятельность, в конечном счете социально детерминированы, их интенсивность обусловлена социально-экономическими условиями. Воздействие условий жизни населения на параметры рождаемости, смертности и т.д. осуществляется опосредованно через образ жизни, социокультурные нормы, ценностные ориентации и т.д. Значит промежуточным звеном между социально-экономическими условиями (в данном случае – факторами) и процессами воспроизводства и миграции населения выступают различные виды демографического поведения. При изучении закономерностей функционирования и развития населения демография использует различные, прежде всего, статистические и социологические методы. [12]

Демографические структуры населения — обусловливающие воспроизводство населения группы, сформированные в соответствии со значениями того или иного признака.[13]

Виды демографических структур:

  • половая структура
  • возрастная структура
  • брачная и семейная структура
  • конфессиональная структура
  • языковая структура
  • доходная структура [13]

Половая, возрастная, брачная и  семейная структуры имеют непосредственное отношение к воспроизводству населения, к предмету демографии, в то время как остальные выступают экзогенными, дополнительными переменными, влияющими на демографические процессы лишь косвенно. Они действуют опосредованно, через демографические структуры, что даёт ещё более точные знания о демографической науке.[13]

Между демографическими процессами и структурами существует тесная взаимосвязь: интенсивность одних  ведет к изменению других и  наоборот. Так с ростом рождаемости  происходит омоложение населения,  увеличение в нем доли лиц до трудоспособных возрастов. Падение уровня рождаемости, а также увеличение продолжительности жизни выступают факторами демографического старения, увеличение в населении доли лиц пожилого возраста.[12]

Демографічні знання —  це знання загальних закономірностей демографічних процесів (народжуваності, смертності, розвитку сім’ї) та їх особливостей у різних соціально-економічних умовах.[5]

Демографическая политика -  это целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов. Она  призвана сохранить или изменить тенденции динамики численности, состава, размещения населения, его качества и миграции.  Демографическая  политика, с одной стороны, - это  составная часть общей социально-экономической  политики общества. С другой стороны, демографическая политика -  это  составная часть политики народонаселения  наряду с регулированием занятости,  условий труда, уровня жизни, социального  обеспечения населения.[14]

Демографічна ситуація (демографічна обстановка) — це стан демографічних процесів, складу й розміщення населення на певний час (найчастіше рік) на певній території.[5]

Демографический оптимум  – наилучшие и рациональные,  с точки зрения выбранного критерия,  тип воспроизводства населения, пропорции демографических структур, объемы и направленность миграции.[14]

Демографическая статистика – область статистики, занимающаяся сбором, обработкой и анализом данных, характеризующих численность, состав, размещение и воспроизводство населения страны или отдельных его групп. Демографическая статистика разрабатывает методы получения данных о численности и составе населения при переписях и обследованиях (половом, возрастном, национальном и др.), изучения демографических процессов (брачности, рождаемости, смертности) и миграции, а также текущей оценки численности и состава населения и демографического прогноза.[15]

Демографічне старіння населення  — це важливі еволюційні зміни  вікової структури населення. Воно проявляється у збільшенні частки старих людей у загальній чисельності населення. Розрізняють «старіння знизу» (внаслідок зниження народжуваності скорочується чисельність дітей) і «старіння зверху» (зростання чисельності старих людей внаслідок зниження смертності у старому віці при відносно повільному збільшенні кількості дітей).[5]

Для оцінки демографічної  старості щодо осіб віком 65 років і більше демографами ООН побудована триступенева шкала, за якою: при питомій вазі кількості населення у віці 65 років і більше 4 % — молоде населення; 4–7% — населення на порозі старості; 7 % і більше — старе населення.[5]

Етапи старіння та рівні старості населення

Етап

Частка осіб у віці 60 років  і старших у загальній кількості  населення

Рівень старості населення

I

Менше 8

Демографічна молодість

II

8-10

Перші ознаки старості

III

10-12

Власне старість

IV

12 і більше

Демографічна старість

12-14

Початковий рівень демографічної  старості

14-16

Середній рівень

16-18

Початковий рівень

18 і більше

Дуже високий

Информация о работе Демографическая проблема