Геополитика Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

На территории Африки — второго по размерам континента ( 29,2 млн км2) располагаются 53 государства с населением более 800 млн человек крайне неоднородных в своем развитии. Северная Африка включает восемь стран: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару. Население стран Северной Африки в конце XX в. насчитывало около 150 млн человек, в основном это арабы и берберы. Из-за высокой рождаемости количество жителей удваивается каждые 30 лет.

Содержание

1. Геополитическое пространство Африки
2. Геополитические вызовы и угрозы Африки
3. Глобальные риски современной Африки

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА АФРИКИ.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

 » распространение практики нелегитимного принуждения и насилия; 

 » институционализация в широких масштабах применения насилия;  

 » расширение «теневой зоны» как части нового мирового порядка.

Проблема безопасности   

 Для большинства африканских  государств решение проблемы  безопасности представляется не  как задача усиления государственной  военной машины, а исключительно  как возможность эффективно решить  ряд взаимозависимых и жизненно  необходимых задач для выживания  и воспроизводства собственного  населения.  

 Говоря о военно-политических  измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский континент, как  и вся «зона четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться  наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.   

 Задача укрепления безопасности  африканских государств невозможна сегодня без участия международных организаций, реализации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреждения и реакции на возникающие конфликты под эгидой международного сообщества при непосредственном участии общеафриканских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.

Миграция   

 Сложные перипетии XXI в. сделали  миграцию политической дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с миграцией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африканцев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отношении массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.  

 Южная Африка — индустриальная страна, которая предоставляет много возможностей другим африканским странам, нуждающимся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских мигрантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Южная Африка является «большим братом», который должен принимать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не прибегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им политической нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие  криминализации иммигрантской среды.

Африка в поисках культурного синтеза   

 Синтез культур —  неотъемлемая часть общественного  развития на всем протяжении  человеческой истории. Применительно  к Африке тема синтеза культур  приобретает тем более глубокий  смысл, поскольку здесь, как нигде, велики противоречия между «традицией»  и «современностью», т.е. самобытной  культурой Африки и западной цивилизацией. Процесс синтеза в этих условиях выглядит неоднозначно, ибо на карту поставлена судьба африканской цивилизации с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий от Запада стимул к развитию и модернизации, как и множественные проявления результативности культурного синтеза (в сфере быта, интересов, потребностей, видов человеческой деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.), стимулируют процессы перемен и сдвиги в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям.   

 Перемены в общественной  жизни и ментальности (в основном  в городах и в разной степени  для разных социальных слоев  и разных регионов) свидетельствуют  о том, что на фоне инерционных  факторов торможения процесса «драма слияния культур разыгрывается на сцене меняющейся идентичности Африки». В результате в Африке существует разное отношение к проблеме синтеза. В том числе — тенденция к ретродиционализации и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что «вне науки и техники спасения для Африки нет», при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций с целью включения их в процесс развития.  

 Проблема синтеза оставляет  много вопросов, неизменно оставаясь объектом внимания интеллигенции, общественных деятелей и политических лидеров Африки.

Финансовая глобализация и экономическая безопасность Африки  

 Хотя Африка богата самыми  разнообразными природными ресурсами, большинство государств континента никак не научатся использовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая коррупция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих государствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.  

 Финансовая глобализация вызывает  неоднозначные экономические последствия, которые могут нанести ущерб экономической безопасности африканских стран. 

 ♦ Отток из страны иностранного  и национального валютного капитала  в погоне за более выгодными  условиями их размещения оказывает  деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не  только существенно затрудняет  выплату внешнего долга, но и  нередко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным заимствованиям. 

 ♦ Либерализация финансовых  систем привела к расширению  инвестиционной деятельности иностранного  банковского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экспортными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали развитию долгового кризиса в странах Африки. 

 ♦ Рост внешнего долга  и попытки индустриальных держав  сохранить свое политическое  и экономическое влияние на  государства — участники валютных  зон в Африке замедляют развитие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохраняют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.  

 В условиях глобализации  и либерализации международной  торговли, в структуре которой  заметно возросла доля готовых  изделий, особенно высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокращения доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высоких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняющимся неравноправным положением во внешней торговле.  

 Вступление 41 африканской страны  в ВТО (кроме того, семь стран  имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им  улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созданием этой организации развивающиеся страны фактически лишились так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачастую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собственная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера приходит так называемый «скрытый протекционизм» — антидемпинговые меры, технические барьеры, «добровольные» ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр.  

 Сложившаяся ситуация усилила  напряженность в торговых отношениях сильных держав и развивающихся стран. В сентябре 2003 г. на конференции в г. Канкун был создан единый блок развивающихся стран — «Группа 22» — во главе с Бразилией, включающий также ЮАР, Египет и Нигерию с целью противостояния западной политике в вопросах экономического взаимодействия.   

 В результате длительного  поиска компромисса между западными и развивающимися странами-членами ВТО в Женеве ими было подписано 1 августа 2004 г. рамочное соглашение о либерализации мировой торговли. Оно предполагает постепенную отмену экспортных субсидий на продукцию аграрного сектора, а также снижение импортных пошлин. Африканскими странами получены некоторые уступки от США по хлопку.

Валютно-курсовая политика африканских государств   

 Страны Африки, к сожалению, существенно отстали от экономически развитых стран в области среднесрочной стабилизации курсов национальных валют и эффективности проведения валютно-курсовой политики в целом. Между тем валютный курс большинства стран региона объективно становится одним из основных инструментов современной макроэкономической политики государства и обеспечения экономической безопасности стран региона.  

 В странах Африки  применяются различные режимы  и системы регулирования и  корректировки курсов национальных  валют. По классификации МВФ они  подразделяются на две большие  группы: плавающие (27 стран) и жестко  привязанные валютные курсы (26 стран). Одновременно прослеживается тенденция  к целенаправленной диверсификации систем плавающих курсов, используются модификации различных видов плавания — от управляемого плавания до свободно колеблющегося. Одним из основных инструментов валютного регулирования до сих пор остается массированная девальвация национальной валюты. Девальвация соответствует, прежде всего, интересам национальных африканских производителей, защищая африканские страны от дешевого импорта. В Африке намного активнее, по сравнению с большинством стран третьего мира, используются инструменты административного валютного и курсового регулирования. Популярна множественность валютных курсов. Часто для финансовой поддержки экспортных отраслей национальной промышленности допускается льготный курс и порядок обмена.  

 На практике использование  системы плавающих валютных курсов  имеет ряд преимуществ:  

= она обеспечивает определенную  свободу хозяйственной деятельности  и валютно-финансовых операций хозяйствующих субъектов,  

= упрощается процесс регулирования платежных балансов,  

= валютные курсы могут  плавно корректироваться в зависимости  от конкретной рыночной ситуации.   

 Однако, если в экономике сохраняются глубокие структурные диспропорции, то искусственно поддерживать стабильность плавающего курса в течение длительного времени практически невозможно. В этой ситуации устойчивому развитию национального производства все же больше соответствует модель гибкого, но регулируемого валютного курса с учетом сложившихся рыночных условий в экономике и отвечающая целям создания условий для экономического роста и безопасности страны.

 


Информация о работе Геополитика Африки