Географическое положение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:38, реферат

Краткое описание

Географическое положение Республики Беларусь является очень важным с точки зрения расселения водных чужеродных видов, поскольку по территории страны проходит континентальный водораздел между бассейнами Черного и Балтийского морей. Многочисленные озера и реки также содействуют распространению вселенцев. Однако наиболее важным фактором, приведшим к появлению в Беларуси первых чужеродных видов и их дальнейшему продвижению в восточную и западную Европу, было создание нескольких межбассейновых судоходных каналов.

Вложенные файлы: 1 файл

Географическое положение Республики Беларусь является очень важным с точки зрения расселения водных чужеродных видов.docx

— 18.88 Кб (Скачать файл)

Географическое положение  Республики Беларусь является очень  важным с точки зрения расселения водных чужеродных видов, поскольку  по территории страны проходит континентальный  водораздел между бассейнами Черного  и Балтийского морей. Многочисленные озера и реки также содействуют  распространению вселенцев. Однако наиболее важным фактором, приведшим  к появлению в Беларуси первых чужеродных видов и их дальнейшему  продвижению в восточную и  западную Европу, было создание нескольких межбассейновых судоходных каналов.

 

Озера

 

 На территории  Беларуси располагаются 1072 озера  ледникового происхождения с  площадью поверхности >0.1 км2. Большинство этих озер (72.7%) находится в северной части страны в пределах водосборного бассейна реки Западная Двина (см. рисунок ниже). Помимо озер ледникового происхождения в Беларуси есть более 1000 пойменных водоемов. Последние в основном приурочены к бассейнам рек Днепр, Припять и Сож. Большинство озер являются изолированными; крупные озерные системы, состоящие из нескольких связанных протоками водоемов, немногочисленны (Курлович и Серафимович 1981).

Реки

 

 Среди более чем 20800 известных в Беларуси ручьев и рек, только 6 (Днепр, Березина, Сож, Неман и Западная Двина) имеют длину свыше 500 км; длина 42 рек превышает 100 км, а 19300 водотоков имеют длину <10 км. Реки Днепр и Припять дренируют 56% территории Беларуси в Черное море, остальные 46% дренируются в Балтийское моря реками Неман, Западная Двина, Нарев, Западный Буг и Ловать. Таким образом, около 56% белорусского речного стока уходит на территорию Украины, 25% – в Латвию, 17% – в Литву и 2% – в Россию и Польшу. В свою очередь, питание водотоков Беларуси осуществляется с территории России (70%) и Украины (30%). Общая длина судоходных рек Беларуси составляет около 3900 км. При этом наиболее интенсивное судоходство имеет место на реках Днепр, Припять, Березина и Сож (Блакiтная кнiга Беларусi 1994).

 

Днепровско-Бугский канал (Королевский канал)

 

 Этот канал пролегает  между реками Днепр и Висла  (Черное море → р. Днепр →  р. Припять → р. Пина → канал → р. Мухавец → р. Западный Буг → р. Висла → Балтийское море) и был построен для осуществления судоходства между Херсоном (побережье Черного моря) и Гданьском (побережье Балтийского моря). Общая длина канала составляет 196 км. В его состав входят канализованная часть реки Пина (74 км), собственно канал, проходящий через водораздельный бьеф (Королевский канал, 58 км), и канализованная часть реки Мухавец (64 км). Строительство канала началось в 1775 г., однако вскоре было приостановлено и далее возобновлено только в 1848 г. (Тюльпанов и др. 1948). Тем не менее, перемещение грузов началось еще до окончания строительства. Например, уже в 1817 г., по каналу прошли 382 судна и 221 плот древесины (Лопух 1989).

 

 Судоходство было  возможным только в многоводные  годы и, как правило, весной (Блакiтная кнiга Беларусi 1994). Королевский канал был построен преимущественно для транспортировки древесины в виде плотов, и, соответственно, грузопоток был в основном односторонним, т.е. большинство плотов направлялось в сторону Вислы. Например, в 1897 г. 241 судно с 14290 плотами прошло через г. Брест в Польшу и только 14 суден (без плотов) прошли в обратном направлении (Днепровско-Бугская система 1903).

 

 В 1919-1939 гг. основные  конструкции канала вышли из  строя, однако в 1940 г. их отремонтировали,  а сам канал расширили для  облегчения судоходства (Тюльпанов  и др. 1948). Во время Второй мировой войны основные конструкции опять были разрушены, но затем реконструированы в 1945-1946 гг. В это же время на реке Мухавец в г. Бресте была построена глухая плотина для поддержания высокого уровня воды в канале. Тем самым гидрологическая связь между реками Мухавец и Западный Буг была прервана (Тюльпанов и др. 1948, Блакiтная кнiга Беларусi 1994).

 

 В последние годы  Беларусь продала несколько кораблей  Польше. Их перегон осуществлялся  по временной схеме: в акватории  Брестского речного порта вырывали  искусственные шлюзовые каналы-камеры, запускали туда корабли, за  ними проход засыпался, а впереди  открывалась земляная перемычка  – и суда выходили на чистую  воду. Таким образом, гидрологическая  связь на время восстанавливалась,  что могло способствовать миграции  ряда гидробионтов из Мухавца в Западный Буг. В 1997 правительством Беларуси принята программа реконструкции гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала. В соответствии с этой программой, сегодня осуществляется переделка шлюзов под европейские судоходные стандарты, заменяются устаревшие гидротехнические сооружения, и др. Очевидно, что восстановление судоходства между Днепром и Вислой в итоге приведет и к восстановлению коридора миграции Понто-Каспийский видов гидробионтов в бассейн Балтийского моря.

 

Днепровско-Неманский канал (Огинская система)

 

 Канал Огинского  соединял реки Днепр и Неман  (р. Днепр → р. Припять →  р. Ясельда → канал → оз. Выгоновское → р. Щара → р. Неман → р. Куршский залив, Балтийское море). Общая длина канала составляла 54 км. Его сооружение было начато по инициативе и при финансовой поддержке известного композитора и поэта Михаила Казимира Огинского. Строительство канала длилось с 1770 по 1784 гг., а затем в 1866-1868 гг. выполнялась реконструкция отдельных его частей (Тюльпанов и др. 1948). Канал преимущественно использовался для транспортировки древесины из Российской Империи в Мемель (теперь Клайпеда) и Кенигсберг (теперь Калининград). Перевозились также зерно, мех, лен, мед и другие грузы. Максимальный грузопоток был достигнут в 1847-1848 гг. (Лопух 1989).

 

 Полностью разрушенный  во время Первой мировой войны, канал был реконструирован в 1924-1939 гг. Однако его значение как транспортного пути было утеряно уже к концу XIX в. в связи с широким развитием железных дорог. В первой половине XX в. Огинская система использовалась лишь как местный судоходный путь на отдельных участках (Телеханы-Пинск) и между крупными населенными пунктами по реке Щара. В 1942 г. во время боя между белорусскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. В 1980 г. канал перекрыли земляной дамбой на выходе из озера Выгоновского (Геаграфiя Беларусi 1992). В настоящее время правительство Беларуси планирует реконструировать всю Огинскую систему для восстановления судоходства. Это, в свою очередь, восстановит коридор миграции гидробионтов из Днепра в Неман.

 

Днепровско-Западно-Двинский канал (Березинская водная система)

 

 Это была очень  сложная система из рек, озер  и каналов, соединяющая Березину (приток Днепра) и Западную Двину  (р. Днепр → р. Березина →  Сергучский канал → р. Сергуч → озера Манец и Плавно → Березинский канал → оз. Береща → р. Береща → Вербский канал → р. Эсса → оз. Прошо → Первый Лепельский канал → оз. Лепельское → Второй Лепельский канал → р. Улла → Чашницкий канала → опять р. Улла → р. Западная Двина → Рижский залив, Балтийское море). Общая длина пути составляла 162 км. Строительство канала происходило в 1797-1805 гг. (Березинская система 1904, Тюльпанов и др. 1948, Блакiтная кнiга Беларусi 1994). Первоначально транспортировка древесины и сельскохозяйственных грузов осуществлялась только в одном направлении – от реки Березина до порта г. Риги. В 1823-1836 гг. система была реконструирована для осуществления транспортировки в обоих направлениях. Однако в начале XX в. судоходство здесь практически прекратилось в связи с чрезмерной вырубкой леса, обмелением рек и развитием железных дорог (Тюльпанов и др. 1948). Вплоть до 1941 г. использовались лишь отдельные части пути для локальных перевозок древесины. В настоящее время ведется обсуждение возможности реконструкции Березинской системы. Если она осуществится, то коридор миграции гидробионтов из Днепра в Западную Двину будет восстановлен.

 

 Августовский канал

 

 Этот канал соединяет  реки Неман и Висла (р. Неман  → канал → р. Черная Ганча → оз. Микашево → канал → оз. Кривое → озера Панево и Орлово → канал → оз. Студеничное → озера Белое и Нетта (Нецко) → р. Нетта → р. Висла → Балтийское море). Общая длина канала с 18 шлюзами составляет 102 км, из которых 22 км приходится на белорусскую часть и 80 км – на польскую. Построен в 1824-1839 гг. для транспортировки древесины в виде плотов кораблями с грузоподъемностью до 130 т (Тюльпанов и др. 1948, Блакiтная кнiга Беларусi 1994). К концу XIX в. (после восстания Кастуся Калиновского, 1963) транспортировка древесины по белорусской части канала была остановлена и выполнялась только на территории Польши. Пик грузооборота пришелся на 1928 г. (Туризм и отдых… 2007).

 

 Большинство конструкций  канала было разрушено во время  войны 1941-1945 гг. В 2006 г. завершилась  реконструкция белорусской части  канала, и он начал функционировать  в качестве водного туристического  маршрута. Несмотря на то, что  Августовский канал не является  межбассейновым (соединяет реки  Неман и Висла, которые обе принадлежат к бассейну Балтийского моря), он имеет важное значение в расселении чужеродных видов (например, считается, что с территории Польши по этому каналу в Беларусь проник американский полосатый рак Orconectes limosus).

 

 

 

Литература:


Информация о работе Географическое положение Республики Беларусь