Воспроизводство населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Существует две концепции трактовки предмета демографии: узкая
и широкая.
Узкая концепция трактует предмет демографии как воспроизводство населения, включающее в себя процессы естественного движения: рождаемость, смертность, брачность и разводимость, «двусторонний процесс размножения и гибели людей

Содержание

Задание 2 . 9
2. Задание 3 . 12
2. Список используемой литературы . 23

Вложенные файлы: 1 файл

Демография..doc

— 938.00 Кб (Скачать файл)

 

Задание:

  1. Постройте поло-возрастную пирамиду.
  2. Выделите возрастные группы 0-14, 15-49, 50 и старше лет и, пользуясь соответствующей шкалой, определите тип поло-возрастной структуры.
  3. Рассчитайте показатели женского перевеса в общей численности населения и в отдельных возрастных группах.
  4. Рассчитайте коэффициент старости и другие показатели процесса старения населения. Охарактеризуйте уровень старения населения  
    по шкале Россета.
  5. Рассчитайте коэффициент долголетия.

Решение:

  1. Половозрастная пирамида Российской Федерации за 2002 год  
    в абсолютных показателях выглядит следующим образом (диагр. 1):

 

 

 

Диаграмма 1

Половозрастна пирамида РФ за 2002 год

  1. Для определения типа половозрастной структуры населения выделим возрастные группы 0-14, 15-49 и 50 и старше и рассчитаем долю каждой группы в составе всего населения (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение численности населения в разрезе  возрастных групп  
и гендерных признаков

Возрастные  группы

Население, чел., в т.ч.

Доля населения, %

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины

Всего

Всего

67 604

77 560

145 164

46,57

53,43

100,00

0-14

12 137

11 609

23 746

17,95

14,97

16,36

15-49

39 118

39 965

79 083

57,86

51,53

54,48

50 и старше

16 289

25 926

42 215

24,09

33,42

29,08


Соотношение возрастной группы 0-14 (дети) к общему числу населения = 16,4%,

соотношение возрастной группы 0-14 (мужчины) =17,95%

соотношение возрастной группы 0-14 (женщины) =14,97%,

таким образом, на долю мужского населения возрастной группы приходится больше численности населения, это означает что, рождается больше мальчиков, чем девочек.

Соотношение возрастной группы 15-49 (родители) = 54,48%,

соотношение возрастной группы 15-49 (мужчины) =57,86%,

соотношение возрастной группы 15-49 (женщины) =51,53%,

таким образом, на долю работоспособного населения приходится мужского населения больше чем женского.

Соотношение возрастной группы 50 и старше (прародители)= 29,08%,

соотношение возрастной группы 50 и старше (мужчины) =24,09%,

соотношение возрастной группы 50 и старше (женщины) =33,42%,

таким образом, женское население в возрастной группе 50 и старше являются долгожителями и численность населения женщин этой возрастной группы больше чем мужской.

Исходя из графических  данных (половозрастная пирамида)  
и соотношения численности населения по возрастам, половозрастную структуру населения можно охарактеризовать как регрессивную,  
так как сравнительно большая доля пожилых и старых людей (50 лет  
и старше), перевес долевого соотношения группы 50 лет и старше  
по отношению к группе 0-15, что соответствует суженному типу воспроизводства населения.

Таблица 3

Структура населения по половому признаку

Возрастные  группы

Население, чел., в т.ч.

Мужчины

Женщины

Коэффициент женского перевеса, %

Абсолютный  перевес женского населения, чел.

Всего

67 604,00

77 560,00

114,73

9 956

0-4

3 276,00

3 123,00

95,33

-153

5-9

3 548,00

3 392,00

95,60

-156

10-14

5 313,00

5 094,00

95,88

-219

15-19

6 504,00

6 296,00

96,80

-208

20-24

5 783,00

5 683,00

98,27

-100

25-29

5 314,00

5 299,00

99,72

-15

30-34

4 914,00

4 922,00

100,16

8

35-39

5 025,00

5 191,00

103,30

166

40-44

6 084,00

6 462,00

106,21

378

45-49

5 494,00

6 112,00

111,25

618

50-54

4 642,00

5 429,00

116,95

787

55-59

2 366,00

2 981,00

125,99

615

60-64

3 251,00

4 732,00

145,56

1 481

65-69

2 444,00

3 900,00

159,57

1 456

70-74

2 034,00

3 864,00

189,97

1 830

75-79

1 036,00

2 875,00

277,51

1 839

80-84

330

1240

375,76

910

85 и более

186

905

486,56

719


Таким образом, численность женского населения в РФ в 2002 году превышало численность мужского населения на 14,73% (или на 9 956 человек), при этом девочек рождалось меньше на 4,67%, а начиная с 30 лет численность женского населения начинало превышать все больще и больше численность мужского населения (в группе 30-34 лет – на 0,16%, а в группе 50-54 лет – на 16,95%, в группе 85 и более - в 4,8 раз).

    1. Коэффициент старения определяется по формуле:

Кст. 60 и старше= S60 и старше / S 100= 26 797 / 145 146 100% = 18,5%

Кст. ж 60 и старше= S ж 60 и старше/S 100 =17 516 / 77 560 100 = 22,6%

Кст. м 60 и старше= S м 60 и старше/S 100 =9 281 / 67 604 100 = 13,7%

Кст. 70 и старше= S 70 и старше S 100 = 12 470 / 145 146 100 = 8,6%

Кст. ж 70 и старше= S ж 70 и старше/S 100 = 8 884 / 77 560 100 = 11,45%

Кст. м 70 и старше= S м 70 и старше/S 100 = 3 586 / 67 604 100 = 5,3%

Кст. 80 и старше= S 80 и старше/S 100 = 2 661 / 145 146 100 = 1,8%

Кст. ж 80 и старше= S ж 80 и старше/S 100 = 2 145 / 77 560 100 = 2,77%

Кст. м 80 и старше= S м 80 и старше/S 100 = 516 / 67 604 100 = 0,76%

Таким образом, по шкале Э. Россета можно дать характеристику полученных данных.

 

 

Шкала Э. Россета для оценивания процесса старения населения

Доля лиц  старше 60 лет, %

Характеристика

Менее 8

Демографическая молодость

8-10

Преддверие  старости

10-12

Собственно  старение

Более 12, в т.ч.:

Демографическая старость:

12-14

начальный уровень

14-16

средний уровень

16-18

развитый уровень

18 и более

сильно развитый уровень


Следовательно, процесс старения в РФ в 2002 году – сильно развитый уровень демографической старости.

  1. Коэффициент долгожития определяется как соотношение количества населения, дожившего до 80 и старше, к количеству доживших  
    до 60 лет:

Кдолг = 2 661 / 26 797 100 = 9,93%

К долг ж = 2 145 / 17 516 100 = 12,25%

Кдолг м = 516 / 9 281 100 = 5,56%

Таким образом, долгожитие приходится на долю женщин.

Задача 2.

Коэффициент плодовитости по району составил 60 ‰. Доля женщин фертильного возраста во всем населении — 0,35. Число родившихся за год — 8000 человек.

Определите:

1) среднюю численность  женщин фертильного возраста;

2) среднюю численность  населения за год;

3) общий коэффициент  рождаемости

Решение:

  1. Показатель общей плодовитости рассчитывается как отношение общего числа родившихся за год к среднегодовой численности женщин  
    в возрасте 15-49 лет.

Таким образом, среднегодовую численность женщин фертильного возраста (15-49 лет) найдем как отношение общего числа родившихся за год к коэффициенту плодовитости:

Среднегодовая численность женщин фертильного  возраста = 8000 чел * 1000 %/ 60% = 133 333 женщин

  1. Среднегодовую численность населения найдем, используя имеющиеся данные о среднегодовой численности женщин фертильного возраста и об их доле в составе населения:

Среднегодовая численность населения = 133 333 / 0,35 = 380 951 человек

  1. Коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение общего числа родившихся за год к среднегодовой численности населения:

Общий коэффициент  рождаемости = 8 000 / 380 951 1 000 % = 21 %

Задача 3.

Из таблиц дожития  женского населения города взяты следующие данные:

А) вероятность  умереть в возрастах 40-43 лет:

q40 = 0,00180

q42  = 0,00235

q41 = 0,00208

q43  = 0,00316


Б) число доживших до возраста 40 лет – 94891

В) число человеко-лет, которое проживает население, достигшее возраста 44 лет, начиная с этого возраста и кончая предельным, - 3053155.

Постройте фрагмент таблицы дожития. Сделайте выводы.

Решение:

Возраст, лет

Число доживающих до возраста х лет

Число умерших  в возрасте х лет

Вероятность смерти в возрасте х лет

Вероятность дожития до х+1 года

Число живущих  в возрасте х лет

Число чел-лет, которые предстоит прожить дожившим до х лет

Средняя продолжительность  предстоящей жизни при достижении возраста х лет

х

Lx

Dx=Lx-Lx+1

Qx=Dx/Lx

Px=Lx+1/Lx

Zx=(Lx

Lx+1)/2

Tx=Zx

Zx+1…Zn

Ex=Tx/Lx

0

100 000

           

1

             

2

             

3

             

             

40

94 891

171

0,0018

0,9982

94 806

3 431 147

36

41

94 720

197

0,00208

0,9979

94 622

3 336 341

35

42

94 523

222

0,00235

0,9977

94 412

3 241 719

34

43

94 301

298

0,00316

0,9968

94 152

3 147 307

33

44

94 003

       

3 053 155

32

             

 

ЗАДАНИЕ 3.

Подготовьте ответы в произвольном порядке на следующие  вопросы:

(объем ответов  – 1-2 стр.)

  1. Очередность рождения и талант: миф или реальность?
  2. Разработайте план воспитательно-пропагандитских мероприятий по увеличению рождаемости в Вашем регионе.

1. Очередность рождения и талант: миф или реальность?

Существует  мнение, что первый ребенок в семье  — самый умный. Новое исследование психологов из университета Огайо опровергает  этот факт. Они установили, что ум ребенка зависит не от очередности рождения, а от возраста матери и ее IQ.

В ряде исследований было показано, что очередность рождения ребенка в семье имеет для  него определенные последствия в  психологической, социальной и профессиональной сферах. Например, из первых 23 американских астронавтов 20 были первенцами или единственными детьми. Сравнительно большее число первенцев поступает в колледж.

Многие политические лидеры, например Уинстон Черчилль, Саддам Хусейн, Иосиф Сталин, Билл Клинтон и Джордж Буш также были старшими. Правда, из этого списка выбиваются Маргарет Тэтчер, Тони Блэр и Джордж Буш-старший, которые успешно «пробились наверх», обогнав своих старших братьев и сестер. А гениальный химик Дмитрий Иванович Менделеев был в своей семье семнадцатым ребенком.

Изучив все  эти данные, психолог Аарон Вичман (Aaron Wichman) из университета Огайо пришел к выводу, что не очередность рождения, а какой-то другой фактор влияет на судьбу первенцев. Проанализировав  информацию, собранную по 3000 американских семей, он, как и другие исследователи, установил, что первенцы имеют обычно более высокие показатели IQ по сравнению с другими детьми в семье.

Однако, «если принять во внимание такие показатели, как возраст матери и ее IQ, получается, что именно они коррелируют с IQ детей, а очередность рождения тут абсолютно не при чем», — говорит Вичман. Чем моложе мама, тем ниже умственные способности ее детей, считает он.

На IQ детей влияет не только возраст, но и ум матери. «У умных мам вырастают умные дети», — говорит Вичман. — «И объяснить это можно как наследственностью, так и окружающей обстановкой в семье».

По мнению Вичмана, интеллект больше зависит от экономического статуса семьи, чем от порядка  рождения — как правило, у детей  хай-класса он выше, чем у детей других социальных групп. А слишком молодые мамы, не имея хорошего образования и хорошо оплачиваемой должности, не могут предоставить своим детям достаточные условия для развития.

Информация о работе Воспроизводство населения