Бразилия-локомотив Южной Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема актуальна. Бразилия обладает самой мощной ресурсной и экономической базой в Южной Америке. Бразилия в последнее время развивается стремительно и выходит на передний план не только в Южной Америке, но и в мире.
В последние годы Бразилия входит в различные рейтинги по экономике, по социальным критериям. Страна интересна тем, что она одна из самых больших по площади и населению стран мира, а в Южной Америке самая большая. Бразилия обладает самым большим ресурсным потенциалом в Южной Америке.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Информация о стране 6
1.1 Географическое положение, общие сведения о стране 6
1.2Население страны 7
1.3 Ресурсы Бразилии 9
Глава 2. Экономика страны 13
2.1 Сельское хозяйство и животноводство. 14
2.2 Промышленность в Бразилии 15
2.3Транспорт 16
2.4 Внешнеэкономические отношения 18
Глава 3 социальная сфера 21
3.1 Образование и наука 21
3.2 Здравоохранение 22
3.3Культура Бразилии 24
Заключение 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по географии на тему Бразилия-локомотив Южной Америки.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономика страны

 Бразилия относится к группе  развивающихся стран согласно  экономико – географической типологии. Страна относится к ключевым странам. Туда входят страны во всех отношениях огромные: по территории, численности населения, абсолютных показателей ВВП. Бразилия – индустриально-аграрная страна. По объему ВВП Бразилия входит в десятку крупнейших стран мира. По объему промышленного производства Бразилия входит в  лидирующую десятку мира. Доля промышленности составляет около 26%. Доля сельского хозяйства составляет примерно 6%. В сельском хозяйстве занято 20 % населения, в промышленности около 14%, в сфере услуг – 66%. Для страны характерна большая неравномерность в распределении доходов населения. На 10% наиболее зажиточных слоёв приходится 47,9% всех доходов, в то же время беднейшие 10% населения получают только 0,8%. Более 25% имеет доходы менее 2 долл. в день, 13% — менее 1 долл. в день.

В промышленном производстве преобладают отрасли тяжелой промышленности. Бразилия развивает обрабатывающую промышленность. Для этого в стране создается и развивается наукоемкие, стратегические отрасли, отражающие новый уровень научно-технического прогресса. Это такие отрасли как атомная энергетика, где ведется производство новых синтетических материалов. В стране начинает развиваться биотехнологические исследования в областях энергетике, сельском хозяйстве и медицине. И среди стран Южной Америке Бразилия идет на первых местах в развитие науки. В стране успешно ведется авиастроение. В год в Бразилии выпускается 10 самолетов. Однако самые приоритетные направления являются электроника и электротехника. Они развиваются в двух городах Сан-Паулу и в Рио-де-Жанейро. Бразилия не забывает развивать химическую промышленность, пищевую и текстильную.

Особенностью экономики страны является ее ориентация на удовлетворение внутреннего рынка. В настоящее время бразильская промышленность на 80% обеспечивает потребности страны в различном оборудование, на 95% - в средствах транспорта и более 50 % - в средствах информатики.[3,c.123]

2.1. Сельское хозяйство и животноводство

В сельском хозяйстве Бразилии занято около 20% трудоспособного населения, но оно дает лишь 8% ВВП страны. Бразилия располагает диверсифицированным и эффективным сельским хозяйством, входит в число мировых лидеров по производству ряда сельскохозяйственных продуктов и торговле ими. В 2011 56,2% условно чистой продукции сельского хозяйства пришлось на растениеводство и 40,8% — на животноводство. Наибольший удельный вес в продукции растениеводства имеет соя  и сахарный тростник , кофе, какао, в продукции животноводства — говядина, куриное мясо и молоко.

Для растениеводства Бразилии характерна ярко выраженная экспортная, плантационная направленность. Пригодная для производства сельскохозяйственной продукции земля сконцентрирована в руках небольшого количества крупнейших хозяйств: на 2,22% хозяйств с площадью св. 500 га приходится 56,6% всей земли. Развитию растениеводства способствовали достижения генетических исследований в сельском хозяйстве. По производству апельсинов и сахарного тростника и экспорту концентрированного апельсинового сока, Бразилия занимает 1е место в мире, по производству и экспорту сои и хлопчатника — 3е место в мире после США. Также Бразилия занимает первое место по производству какао. Главными зерновыми культурами являются кукуруза ( 3 место), пшеница, рис, ячмень. Кроме того, Бразилия является второй в мире производителем говядины и мяса цыплят, а также экспортёром мяса домашней птицы. На продукцию рыболовства приходится только 0,4% ВВП, однако в нём занято около 800 тыс. чел. Правительство проводит долгосрочную политику развития рыболовства, предусматривающую аренду иностранных рыболовных судов и разведение рыбы в морских и континентальных водах. Общее производство рыбы и других морских и пресноводных продуктов составило в 2011 502 тыс. т.[2, 75-76]

2.2. Промышленность в Бразилии

Горнодобывающая промышленность, несмотря на богатство и разнообразие ресурсной базы занимает скоромное место в промышленном производстве. Развита добыча железных руд (первое место в мире), марганцевых руд, бокситов, руд других металлов и алмазов, золота, асбеста (четвертое место в мире) и бериллия (третье место в мире). В Бразилии возросла добыча радиоактивных минералов, содержащих уран, торий.

Черная металлургия работает на собственной высококачественной железной руде. Угль Бразилия импортирует, потому что практически в стране нет угля. Бразилия вошла в десятку лидером мира по производству стали. По производству алюминия страна вошла в пятерку крупнейших мировых стран производителей. Главными металлургическими центрами являются Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Волта-Редонта, Рио-де-Жанейро.

Машиностроение и металлообработка – ведущие отрасли обрабатывающей промышленности, на доли которых приходится 1/3 промышленного производства страны. Бразилия выделяется среди стран Южной Америки по объему продукции станкостроения. Бразилия стала одним из крупнейших в мире экспортером оружия. В стране выделяется транспортное машиностроение. Бразилия производит более 3 млн автотранспортных средств и занимает по этому показателю шестое место в мире. 3 млн легковых автомобилей Бразилия производит в год, и заняла пятое место в мире. Машиностроение контролируется за счет иностранных капиталов (например, Дженерал Моторс, Форд, Фольксваген – Бразил и многие другие).

Бразилия в последние годы стала одной из ведущих стран по судостроению. Они контролируются фирмами из Японии. Бразилия стала первой в Латинской Америке экспортером судов. Быстро развиваются электроника, авиационная и оборонная промышленность. Главными машиностроительными центрами являются Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Динамично развивается химическая промышленность, особенно производство кислот и минеральных удобрений, нефтехимия, производство этилового спирта (используемого в качестве автомобильного топлива), химия органического синтеза и полимеров. Важнейшими центрами химической промышленности являются Сан-Паулу, Кубатан, Рио-де-Жанейро, Порту – Аллегри, Салвадор и другие.

В Бразилии традиционно развиты лесная (Манаус), легкая, особенно хлопчатобумажная и обувная (Сан-Паулу), а также пищевая промышленность , среди которой важное значение имеют сахарная, мясная, маслобойная и табачная отрасли.

В качестве энергетике Бразилия использует нефть, газ, дрова, гидроэнергия, уголь. В 1980 годы при интенсивном поиске нефти привело к тому, что страна заняла одно из первых мест, поэтому резко сократила импорт. В Бразилии в последнее время успешно используют альтернативные источники энергии. Таки как ветряные электростанции, тепловые электростанции на биологической массе на основании сахарного тростника. Огромную часть электроэнергии в стране производится на гидроэлектростанциях (более 90 %) . Они построены на реке Парана, например «Итайпу» - одна из крупнейших ГЭС в мире. В Бразилии развивается и атомная энергетика. В стране работает единственная двухблочная АЭС «Ангра». Бразилия планирует построить еще несколько атомных станций.[6, c.501]

2.3. Транспорт

В Бразилии железнодорожная сеть одна из самых больших в мире и занимает десятое место в мире. Протяженность около 30 тыс. км. Сейчас железные дороги модернизуются. В настоящее время прокладываются новые ветки.

Автомобильный транспорт играет огромную роль в пассажироперевозках и в транспортировке грузов в Бразилии. Страна имеет наиболее протяженную дорожную сеть в Южной Америке и занимает четвертое место в мире. Протяженность дорог 1.7 млн км. Но сеть не отвечает хозяйственным и социальным потребностям страны. Почти все дороги были построены в колониальное время. Больше всего автодорог в Юго-Восточном и Южном районе, но крайне мало сетей автодорог в Центально-Западном и Северном районах страны. Именно в Северном районе начинают прокладываться новые дороги, чтобы перевозить природные богатства Амазонии.

В последнее время сооружаются магистрали как в широтном направлении. Это делается специально для целей внутрирегиональной интеграции и для того чтобы формировался единый рынок. Но также сооружаются и в меридиональном направлении. Это сделано для связей широтных осей, но и для выхода к основным районам Бразилии. В Бразилии работает Трансамазонская магистраль, которая начинается от Ресифи и Жуан-Песоа (там, где Атлантическое побережье) и протянулась через всю страну и до границы с Перу и прямо к столице страны Перу-Лиме. Магистраль проходит почти параллельно реки Амазонки, но на расстоянии 300 км к югу. Трасса связана с сетью автодорог в Северо-Восточном районе страны. Магистраль пересекают большое количество рек. Магистраль связана с Панамериканским шоссе, которое проходит через Северную и Южную Америку. Это важнейшая экономическая магистраль Бразилии.

В последнее время в Бразилии развивается межгородское автобусное сообщение. Автодорога в Рио-де-Жанейро - самая протяженная автобусная трасса в Бразилии. В настоящее время начинают вводиться автодорожные экспортные коридоры, чтобы улучшить экономические связи с государствами бассейна Ла-Платы.

Морской и речной порт Бразилии занимает первое место среди всех стран Латинской Америки. Более 98% всех внешнеторговых грузов перевозится благодаря морскому транспорту. Сейчас насчитывается примерно 50 морских и речных портов. Среди них 36 – глубоководные порты. Важнейшими морскими портами являются Ресифи, Виктория, Рио-де-Жанейро, Сантус.

В Бразилии сильно развито авиатранспорт. Авиатранспорт превосходит остальные страны Латинской Америки. По числу аэропортов, объему перевозок грузов и пассажиров Бразилия идет на первых местах среди стран Латинской Америки. В Бразилии много авиалиний, которые соединяют между собой главные города и ее региональные  центры со многими периферийными районами страны. До сих пор остались районы, где исключительно используется только авиационный транспорт. Также авиатранспорт используется для связи с другими странами мира. Сейчас в стране действует более 89 крупных аэропортов и несколько тысяч мелких. Пять аэропортов входят в высшую категорию.[11]

2.4. Внешнеэкономические отношения

В Бразилии удельный вес в мировой экономической торговле небольшой (примерно 1%). Бразилия старается усилить позиции в мировой экономике с помощью освоения ресурно-производственного потенциала страны и развитием обрабатывающей промышленности.

Экспорт составляет примерно210 млрд долларов. Импорт составляет около 180 млрд долл. Бразилия имеет связи с развитыми странами (примерно 55%), но в последнее время расширяется объем торговли с соседями по региону. Основными торговыми партнерами являются США (более 11%), Китай (более 15%), Аргентина (около 8 %), Нидерланды (5%) и Германия (около 4%). Бразилия импортирует продукцию в основном из США (около 17%), Китая (около 15%), Аргентины (10%), Германии (9%), Японии (4%), Нигерии (4%).

В последнее время в стране изменяется товарная структура внешней торговли. Из-за развития промышленности заметно вырос экспорт доли машин, оборудования, руд металлов, химических товаров. Каждый год сокращается доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, но сохраняет лидерство. Важнейшими импортными товарами являются транспортное оборудование, машины, комплектующие, топливо и продукции химической промышленности.

Основной экономической мерой развития в Южной Америке являются интеграционные процессы, потому что из-за слабой конкурентоспособности промышленных изделий на мировых рынках возникает потребность кооперирования и специализации на региональной основе и совместное формирование многонациональных источников накопления и использования сырьевых ресурсов. Интеграционные процессы с одной стороны способствуют достижению экономической самостоятельности, а с другой способствует экспансии иностранного капитала.

 Бразилия является членом многих экономических объединений в Латинской Америке. Это объединения ЛАИ, Амазонский пакт, Ла-Платская группа. В ЛАИ доля Бразилии во внутрирегиональном обороте примерно составляет около 30%. В 1990 годы Бразилия совместно с Аргентиной, Парагваем и Уругваем заключили договор об образовании общего рынка стран Южного конуса и назвали МЕРКОСУР. В этом образовании предусматривается снятие таможенных барьеров и самое главное свободное передвижение товаров, капитала и рабочей силы.

Бразилия обладает самой мощной ресурсной и экономической базой, и главное имеет большой потенциал. Страна привлекает капиталы из других стран, которые входят в ТНК. В последнее время в стране растут иностранные инвестиции. Одна из главных сфер их деятельности - промышленность (горнорудная, машиностроение, транспортное машиностроение, станкостроение. Бразилия имеет большую внешнюю задолженность и по этому показателю является самым большим должником среди развивающихся стран (примерно 300 млрд долл.). Бразилия старается быстрее избавится от внешнего долга и стать одной из ведущих стран в мировой экономике.[505-506]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Социальная сфера

3.1. Образование и наука

В Бразилии существует Национальная система научного и технологического развития, включающая университеты, центры исследований и развития, агентства развития и компании. В основном сфера национальной системы фундаментальные и прикладные исследования. Главным инструментом стимулирования исследований и разработок являются гранты. Гранты даются институтам на конкурсной основе. Финансирования исследований и проектов  специализируется на предоставлении грантов на реализацию технологических проектов в частном секторе.

Основными исследовательскими центрами в стране являются университеты. В них работает большая часть бразильских исследователей, имеющих учёную степень. Около 2/3 всего объёма научной продукции в стране приходится на университет Сан-Паулу. Во многих городах страны работают государственные научно-исследовательские институты, которые проводят исследования в области проблем региональных и технических. Среди таких институтов: Институт технологических исследований в Сан-Паулу, Национальный технологический институт в Рио-де-Жанейро.

В стране существуют институты развития, которые действуют в рамках определённых научных направлений, в масштабах всей страны. К их числу относятся Национальный институт космических исследований и Бразильская компания сельскохозяйственных исследований. В Национальном центре агробиологии работала несколько знаменитый микробиолог Дж. Доверейнер.. Во многом благодаря её исследованиям Бразилия стала 2м в мире крупнейшим производителем соевых бобов. В 2012 на 1 млн чел. в стране приходилось 450 исследователя и 150 чел. технического персонала. Страна входит в число20 государств мира, публикующих наибольшее число научных статей в международных журналах.

Информация о работе Бразилия-локомотив Южной Америки