Анализ внешнего процесса миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внешнего процесса миграции в России
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Раскрыть содержание понятия миграции и ее виды.
Рассмотреть внешнюю миграцию до середины 2008 года.
Рассмотреть влияние мирового экономического кризиса 200-2009 гг. на миграцию рабочей силы с странах ЕС.
Дать оценку внешней миграции после кризиса 2008-209гг.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3
Понятие миграция, ее виды…………………………………………5
Внешняя миграция до середины 2008 года………………………..9
Влияние мирового экономического кризиса 2008-2009 годов на миграцию рабочей силы в страны ЕС……………………………..19
Данные внешней миграции за 2013–2014 года………………………………………23
Заключение…………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 210.36 Кб (Скачать файл)

Анализируемый этап характеризуется массовым въездом граждан бывшего СССР в Российскую Федерацию.

Шестой этап – с 1999г. по настоящее время – характеризуются следующими особенностями:

- масштабы постоянных  миграций постепенно уменьшаются, общее число зарегистрированных  миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сокращается (см. рис. 1);

- доля внешних миграций  в общем объеме переселений (включающем  также миграционный обмен со  странами СНГ, Балтии и дальнего  зарубежья) сократилась с 35% до 13%;

- количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения. Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения;

- быстрое сокращение (начиная  с 1996г.) числа лиц, получивших статус  вынужденного переселенца или  беженца. Наименьшее число получивших  статус вынужденного переселенца  или беженца было зарегистрировано  в 2004 году (4291 человек), после чего  оно немного увеличилось (рис. 2).

В 2007 году в качестве прибывших в Российскую Федерацию на постоянное место жительства было зарегистрировано 286,9 тысячи человек, а в качестве выбывших за ее пределы - 47,0 тысячи человек. Превышение числа прибывших в Россию над числом выехавших из нее составило 239,9 тысячи человек (16,9 на 10 тысяч человек населения). Такой миграционный прирост превышает значения предшествующих 5 лет (2002-2006 годы), но заметно ниже, чем было в середине и конце 1990-х годов. По сравнению с 2006 годом, миграционный прирост увеличился на 107,5 тысячи человек, или на 81,3%, что произошло в результате роста числа зарегистрированных по месту жительства (на 100,5 тысячи человек, или на 53,9%) на фоне продолжающегося сокращения числа россиян, выбывающих за пределы страны (на 7,0 тысячи человек, или на 13%).

Миграционный прирост населения РФ в 1990-2008гг.

 

 

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2007 годы

 

 

Рисунок 2. Число вынужденных переселенцев и беженцев, 1992-2008 годы, тысяч человек (граждане Российской Федерации и иностранные граждане, получившие соответствующий официальный статус в территориальных органах Федеральной миграционной службы).

 

В 2008 году в территориальных органах Федеральной миграционной службы (ФМС) России получили тот или другой статус 4337 человек (6802 человека в 2007 году). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,18% (2007 году - 0,11%). Около 36% из них (23,9 тысячи) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (12,8 тысячи) - Грузии, 13% (8,6 тысячи) - Узбекистана, 6% (4,2 тысячи) - Таджикистана. Более 12 тысяч человек (19%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (12,6 тысячи человек), Республику Ингушетия (4,5), Белгородскую область (3,3), Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградскую, Нижегородскую, Самарскую и Оренбургскую области (от 1,5 до 2,4 тысячи человек).

Всего чистые миграционные потери неславянских республик бывшего СССР за 1990—1996 гг. оцениваются примерно в пять млн человек, из которых 1,2 млн выехали за пределы бывшего Советского Союза, а 3,1 млн — в Российскую Федерацию. Изменился не только объем, ной характер миграции населения: получили распространение вынужденные формы, появились беженцы. Общее количество беженцев и вынужденных переселенцев достигло в 1998 г. 1192 тыс. человек, прибывших главным образом из Казахстана, Таджикистана, Грузии, Азербайджана, Узбекистана. Около трех четвертей их составляют русские, 7,6% —татары, 6,7% — армяне, 5,9% — осетины, 3,4% — украинцы.

- в возрастно-половой структуре мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится три четверти от общего их числа;

- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Балтии. Иммигранты, прибывшие в 2007 году в Российскую Федерацию, являются в подавляющем своем большинстве – около 95% – выходцами из стран СНГ. Их распределение по странам выбытия представлено на рис. 3-4.

Рисунки 3-4. Число прибывших в Россию из стран СНГ, 1997-2008 годы, тысяч человек

Число выбывающих из России в страны СНГ резко сократилось уже к началу текущего десятилетия и продолжало снижаться в последние годы, постепенно стабилизируясь на крайне низком уровне (рис. 6.1-6.2). В 2007 году больше всего мигрантов из России выбыло на Украину (10,5 тысячи человек) и в Казахстан (10,2). Число выбывших в Белоруссию было почти вдвое меньше (5,3), в Азербайджан - вдесятеро меньше (1,4), а в остальные страны СНГ не превышало тысячи человек.

В 2007 году зарегистрировано увеличение миграционного прироста России в обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ. Особенно значительно возрос прирост населения России в миграционном обмене с Украиной, составивший в 2007 году почти 41 тысячу человек против 20,8 тысячи человек в предшествующем 2006 году. Миграционный прирост населения России в обмене с Арменией увеличился на 17,8 тысячи человек, с Узбекистаном - на 15,6, с Азербайджаном - на 12,1, с Таджикистаном - на 10,7 тысячи человек.

В последние годы заметно сократилась убыль населения в миграционном обмене с Германией, в которую направляется большая часть эмигрантов из России. В 2007 году чистая эмиграция в Германию составила 3,3 тысяч человек против 5,3 человек в 2006 году. Чистый миграционный отток в США сократился до 1,5 тысяч человек в 2007 году против 2,7 тысяч человек в предшествующем 2006 году. Меньше людей потеряла России в 2007 году и в миграционном обмене с остальными странами дальнего зарубежья. Причем, если Израиль, Канада и Финляндия остаются странами преимущественно эмиграции россиян, то страны Балтии, Китай и все остальные страны мира в совокупности – преимущественно иммиграции, то есть оттуда в Россию въезжает больше людей, чем выезжает туда из России (результаты миграционного обмена РФ с другими странами представлены на рис. 5);

 

- эмиграция граждан России в страны дальнего зарубежья частично имеет характер «утечки умов», т.е. выезда за границу преимущественно высококвалифицированных специалистов;

 

- заметно возросли потоки временных внешних миграций, вызванных развитием туризма и отдыха, ростом числа деловых поездок по частным приглашениям;

- большой размах приобрела так называемая трудовая миграция, которая оказывает большое влияние на развитие общества. Утверждение рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открыли возможности для свободного перемещения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты – это самый динамичный и самый большой миграционный поток в России в последнее десятилетие.

Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы. Главный мотив трудовой миграции – экономический (безработица и низкий уровень жизни). Значительную часть мигрантов составляют низкоквалифицированные кадры. Между развитыми странами происходит обмен высококвалифицированными кадрами.

Иностранная рабочая сила прибывает в Россию из 100 стран мира. Но основными странами – экспортерами являются Украина, Молдавия, Таджикистан, Казахстан, Китай, Вьетнам, Корея. Официально сейчас в России трудится около миллиона мигрантов, по оценкам же – более десяти миллионов. Основные сферы деятельности трудовых мигрантов – строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля. Так, по данным Федеральной миграционной службы, на июль 2009 года в сфере торговли в России занято более 250 тысяч иностранцев. В числе этих иностранцев более 54 тысяч граждан Китая, более 44 тысяч граждан Узбекистана, столько же из Вьетнама, более 34 тысяч граждан Таджикистана. Кроме этого, в данной сфере трудятся более 12 тысяч уроженцев Киргизии, более 13 тысяч граждан Украины, более 12 тысяч - Азербайджана.

 

 

Рисунок 5. Результаты миграционного обмена России с другими странами, тысяч человек чистой миграции, 2007 и 2008 годы.

 

Для регулирования миграционных процессов в стране осуществляется ряд мер, в частности совершенствуется законодательство, разрабатываются федеральные и региональные миграционные программы, к решению миграционных проблем широко привлекаются ученые, политические деятели, журналисты, широкая общественность, международные организации.

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 - 2009 ГГ.НА МИГРАЦИЮ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СТРАНЫ ЕС

 

Глобальный экономический кризис, жестко проявившийся во второй половине 2008 г. и затронувший в той или иной степени все регионы мира, вызвал новый всплеск дискуссии о роли международной миграции для участвующих в ней стран, о возможностях управления миграционными процессами и о правах мигрантов. Именно мигранты оказались в числе первых жертв волны увольнений, начавшейся осенью 2008 г.; именно они были обвинены в росте безработицы среди местного населения, именно на них работодатели отыгрались распространившейся во время кризиса практикой невыплаты зарплат и ухудшением условий труда 1. Эти проявления кризиса были отмечены и в России, а антимигрантские настроения серьезно повлияли на принципы российской миграционной политики.

Важно заметить, что несколько лет, предшествовавших глобальному кризису, были отмечены ростом интереса в мире к международной миграции как ресурсу развития участвующих в ней стран, поиску путей взаимовыгодного сотрудничества в миграционной сфере между принимающими странами и странами происхождения, институционализацией такого сотрудничества.

 В середине 2000-х  гг. дискуссия о миграции как  важном ресурсе развития была  поднята на самый высокий международный  уровень – на уровень Организации  Объединенных Наций.

 В 2006 г. состоялся  так называемый Диалог высокого  уровня по миграции и развитию  в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, которому предшествовала большая исследовательская работа в данной области в рамках Глобальной комиссии «Миграция и развитие», проведение ряда региональных конференций и т.д. 2 Прозвучал доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Международная миграция и развитие», основная идея которого заключалась в том, что международная миграция является идеальным средством содействия взаимному развитию, то есть скоординированному последовательному улучшению экономических условий как в районах, отдающих мигрантов, так и в районах, их принимающих, на основе их взаимодополняемости и сбалансированности 3.

Начиная с 2007 г. глобальный диалог о возможностях и последствиях, которые несет с собой миграция населения, был институционализован в формате Глобального форума по миграции и развитию (ГФМР) – неформального консультативного органа, где все страны мира имеют возможность обсуждать проблемы, связанные с международной миграцией, и обмениваться наилучшими идеями и практическим опытом по вопросам миграции и развития, включая тенденции миграции, воздействие миграции на страны назначения и страны происхождения, права мигрантов, гендерную проблематику, интеграцию и т.д. 4 Эта тенденция к позитивизации миграции объясняется рядом причин, основные из которых – это усиление миграционных процессов в мире, вовлеченность все большего числа стран в международную миграцию, увеличение масштабов денежных переводов мигрантов, во многих странах превысивших поступление финансовых средств из других внешних источников, вовлеченность все большего числа заинтересованных акторов в управлении миграционными процессами на национальном и международном уровнях.

По данным ООН, численность международных мигрантов в мире (оцениваемая как численность людей, проживающих не в тех странах, где они родились) превысила в 2008 г. 214 млн чел., что означает почти трехкратный рост по сравнению с 1960 г. (75 млн чел.)5

При этом общая численность международных мигрантов, занятых на рынках труда стран пребывания, составляет, по оценке МОТ, почти 100 млн чел., или 3% от мировой рабочей силы.6  В Западной Европе, например, лица, родившиеся за рубежом, составляют в среднем 10% рабочей силы.7

Во второй половине 2000-х гг. очевидно усилился интерес стран-доноров к тем возможностям, которые предоставляет им участие в международной трудовой миграции. Возможность доступа к рынкам труда других государств для части их относительно избыточного населения не только сокращает безработицу на национальных рынках труда, но и способствует сохранению социальной стабильности и дает дополнительные ресурсы для экономического развития стран выезда. Экспортируя трудовые ресурсы, эти страны обеспечивают возвратные финансовые потоки в виде денежных переводов мигрантов. В течение двух докризисных десятилетий совокупные потоки денежных переводов мигрантов из развитых стран в развивающиеся выросли с 31 млрд долл. в 1990 г. до 77 млрд долл. в 2000 г. и до 336 млрд долл. в 2008 г.: более чем в 10 раз в течение 18 лет!8 При этом в период между 2000 и 2008 г. ежегодный прирост объема глобальных денежных переводов составлял 18% .9 Мигрантские переводы превратились в один из крупнейших глобальных финансовых потоков. При этом значение денежных переводов для стран выезда не ограничивается улучшением условий жизни мигрантских домохозяйств; они превращаются в средство улучшения макропоказателей финансового положения стран, выступают как инвестиционный ресурс развития бизнеса, способствуют росту предпринимательского класса.

Информация о работе Анализ внешнего процесса миграции в России