Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:23, доклад

Краткое описание

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы и задания: что можно  сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?

Чтение  учителем стихотворения "Океаны Земли" под мелодию вальса Штрауса и  звуков океана.

Спят  четыре океана,  
Синеглазых великана. 
Солона у них водица, 
Не удастся ею напиться. 
Тихий океан к Востоку,  
Самый сильный и большой. 
Атлантический на Запад 
С голубой бежит волной. 
Океан Индийский к Югу 
Занимает синий угол. 
А для Северных сторон 
Ледовитый шлёт поклон. 
М. Погарский

Певцом  моря называли известного русского художника  Ивана Айвазовского. И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. И. Айвазовский позволяет зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря (учитель демонстрирует картину «Девятый вал»).

Стихи способны задавать тон и ритм выбранной  темы. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить отбору самого важного, характерного: учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать, узнавать.

Наряду  с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика, в полной мере подтверждая жизненность мудрости, которая стала девизом в моей учительско-преподавательской работе: «Расскажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. Учитель уже не является главным носителем информации, он управляет учебной деятельностью учащихся, создаёт широкие возможности развития многих компонентов личности ученика: опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

ИКТ можно  использовать практически на каждом уроке. Это могут быть общедоступные  средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, и другие. Это могут быть уроки с выходом в интернет, который даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой; у ребят появилась возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, презентацию, реферат на любую тему, что представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

ИКТ играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность  проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов  и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт.

Более ярким, интересным и увлекательным  позволяют сделать урок медиаобъекты – интерактивные карты, которые  с одной стороны обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным  в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания карты. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Примерные варианты заданий.

Для того чтобы записать основные характеристики океана, воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия. (Учащиеся смотрят, фиксируют в тетрадь, дают основную характеристику океану).

Основные  характеристики океана:второй по величине; площадь – 91, 6 млн. км2; ср. глубина – 3600 м; наибольшая глубина – 8742 м.

Таким образом, использование современных  информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учителю сделать урок более ярким, интересным, увлекающим, создать атмосферу интереса к знаниям.

Активизировать  познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время (кружковые занятия, подготовка внеклассных мероприятий). Именно такие  занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических знаний, навыков, но и на развитие эрудиции, познавательных способностей учащихся, расширение кругозора. Поэтому предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

А) Вечера вопросов и ответов;  
Б) Конкурсы смекалки;  
В) КВН;  
Г) Вечер веселой викторины;  
Д) Школьные издательства;  
Е) Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;

Описанные методические приемы не исчерпывают  всего многообразия средств, которые  применяются на уроках географии  в специальной (коррекционной) школе VIII вида для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.

Список литературы

  1. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.
  2. Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 7-68.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
  4. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида