Специальные функции государства в сфере Гражданской защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:27, реферат

Краткое описание

Последние десятилетия XX века отмечены крупнейшими техническими и природными авариями, катастрофами во многих странах мира. К ним относятся аварии на АЭС, на химических производствах, на объектах железнодорожного транспорта, автомобильного, воздушного и морского транспорта, а также природные катастрофы, как землетрясения, наводнения, тайфуны. В настоящее время на всех континентах земли продолжают эксплуатироваться многие тысячи опасных объектов с такими запасами радиоактивных веществ, отравляющих и взрывчатых веществ, которых достаточно для нанесения невосполнимых потерь окружающей среде и даже для полного уничтожения жизни на земле.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Раздел I ………………………………………………………………………..5
Классификация функций……………………………………………………...6
Раздел II ………………………………………………………………………..13
Классификация ЧС……………………………………………….....................16
Роль государства при ЧС, природного, экологического и техногенного характера ………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


       Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

       Таврический национальный  университет имени В.И.Вернадского

                              Факультет украинской филологии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Реферативное сообщение  

                          Предмет: Гражданская оборона                  

 На тему: Специальные функции государства в сфере Гражданской защиты.

 

 

 

                           

 

 

                                                                        Выполнила: студентка VI курса

                                                                                              заочного отделения

                                                                                               Арман Фадме

 

 

 

 

                                           Симферополь – 2014

                                   Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Раздел I  ………………………………………………………………………..5

Классификация функций……………………………………………………...6

Раздел II ………………………………………………………………………..13

Классификация ЧС……………………………………………….....................16

Роль государства при ЧС, природного, экологического и техногенного характера  ………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….28

Литература…………………………………………………………………......30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введение

Последние десятилетия XX века отмечены крупнейшими техническими и природными авариями, катастрофами во многих странах мира. К ним  относятся аварии на АЭС (Украина, США) , на химических производствах (Индия, Германия, США), на объектах железнодорожного транспорта, автомобильного, воздушного и морского транспорта (США, Италия, Канада, Япония), а также природные катастрофы, как землетрясения (Россия, Турция, Мексика), наводнения, тайфуны (Россия, Австралия).

В настоящее  время на всех континентах земли  продолжают эксплуатироваться многие тысячи опасных объектов с такими запасами радиоактивных веществ, отравляющих  и взрывчатых веществ, которых достаточно для нанесения невосполнимых  потерь окружающей среде и даже для полного уничтожения жизни на земле.

Крупные аварии, катастрофы не имеют национальных границ, ведут  к гибели людей, имеют огромные экологические  и экономические последствия  и создают социально-политическую напряженность.

Чрезвычайная  ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

  • войны;
  • локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • голод;
  • крупные забастовки;
  • массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

ЧС одного типа могут  вызывать, в свою очередь, ЧС других типов.

          Актуальность выбранной темы заключается в исследовании и выявления функции государства в чрезвычайных ситуациях, их роль в Гражданской защите.

           Цель:  выяснить и дать определение термину «функции государства», определить степень опасности ЧС. Выявить роль государства при ЧС в защите населения и территории.

            Задания:

1.Дать определение  «функции государства».

2.Дать определение «ЧС».

3.На примере показать  сложившуюся ЧС.

4.Выяснить роль государства  при ЧС.

             Объектом исследования являются ЧС в мире.

              Данное реферативное сообщение  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

          Первая глава «Функции государства» состоит из подраздела: «Классификация функций».

Вторая глава «ЧС  и государство» состоит из двух подразделов:1.Класиффикация  ЧС.

            2.Роль государства в защите  населения и территории от  ЧС природного ,экологического и техногенного характера.

Заключение является заключающим этапом теоретической  работы, затем следует практическое задание в виде презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Раздел I 

                          Понятие « функции государства ».

       Теория  государства различает статические  и динамические свойства государства.  К статическим относятся признаки  государства, его сущность и  форма; к динамическим - функции  государства, их предметное содержание  и способы их реализации. В науке существует несколько определений понятия "функции государства". Одни ученые определяют функции государства как основные направления деятельности государства, другие - как главные направления, третьи - как ведущие. Неточность данных определений заключается в характеристике функций как основных, главных или ведущих направлений деятельности государства. При таком подходе возникает проблема неосновных, второстепенных и дополнительных функций. Эта проблема вполне разрешима, если иметь в виду, что есть функции первого порядка, осуществляемые государством в целом, и функции второго порядка, осуществляемые различными государственными органами. Эти функции соотносятся между собой как: "общее" и "особенное" а не как "главное" и «второстепенное». Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном бюджете выделяются необходимые средства, создается законодательная база для регулирования конкретного направления деятельности.

Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются неволей  законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества.

               1.1. Классификация функций.

Функции государства  не застывший набор направлений  его деятельности. С развитием  государства и общества, усложнением  самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная функция, освоение космоса и т.д. Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Также функции делятся  на внешние и внутренние.

Внутренние  функции - это направления деятельности государства по отношению к обществу, которые проявляют себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.

          Внешние функции - это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения геополитических интересов данного государства.

Различают также постоянные и временные функции.  

      Постоянные - это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.). К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; идеологическая.

 Политические функции представляют собой направления деятельности государства, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функции государства заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может проявляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность административно-командными методами, в других случаях берет на себя роль "ночного сторожа", которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Социальные  функции - это направления деятельности государства, которые призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности, общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих функций способно привести государство к ослаблению, а затем к распаду и в конце концов - к гибели.

Идеологические  функции государства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

            К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Политическая  функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами , например, налоговыми мерами.

Социальная  функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции  тесно примыкает экологическая  функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности. Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится  к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности  государства. В настоящее время  меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах как: борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности  приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства.

             Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека. Государство - категория историческая. В ходе развития государства происходит эволюция его функций: одни функции возникают, другие исчезают, ряд функций изменяет свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции.

 Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства. К числу постоянных функций следует отнести социальные и экономические функции. Типичным примером временной функции государства на ранних этапах его существования является функция классового господства, то есть подавление одного класса другим.

              В новой классификации (Г.В. Назаренко) в качестве критерия выделения функций используются объекты государственного воздействия:

     1. Общественный порядок и национальная (государственная) безопасность.

Информация о работе Специальные функции государства в сфере Гражданской защиты