Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной работы офицеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:12, реферат

Краткое описание

Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семей является правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещают трудности прохождения службы, а также ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной работы офицеров.docx

— 37.61 Кб (Скачать файл)

·  рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;

·  взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Исходя из этого, военно-социальную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации можно определить как  осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями правоприменительную  и правоисполнительную деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных  законодательством прав и льгот  военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых  для более эффективного решения  задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Третий учебный вопрос: "Правовая и социальная защита подчиненных  — важнейшая задача офицеров".

Определяющую роль в организации  и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковых  частях и подразделениях играют соответствующие  командиры (начальники). На важность этой стороны деятельности командиров указывали  многие видные российские военачальники  прошлого. Так, адмирал С. О. Макаров  требовал от командного состава: “...Нравственный и служебный долг офицера —  неусыпно следить за довольствием и  бытом матроса”.

Основные направления  деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются:

·  в организации правовой подготовки личного состава;

·  обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих;

·  организации работы по разрешению жалоб и заявлении военнослужащих;

·  осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.

Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь  единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны  жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к  решению бытовых вопросов и обеспечению  правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного  роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости  ходатайствовать за них перед  вышестоящими начальниками.

В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (статья 80) вменяет  в обязанность командирам:

·  своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным;

·  обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия;

·  организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств;

·  постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности;

·  повышение своих правовых знаний;

·  твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.

Главенствующая роль в  организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит  командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные  на него обязанности, командир части  издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых  он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки  выполнения поставленных задач и  другой порядок действия подчиненных  при их выполнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка:

·  утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени;

·  принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава;

·  рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи.

Важное место в обеспечении  социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Этими  приказами реализуются многие права  и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т. п.

Обязанности по обеспечению  социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных  лиц. Например, начальник штаба полка  согласно уставным обязанностям составляет график отпусков военнослужащих полка  и контролирует его выполнение. Он обязан постоянно знать наличие  людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и  не реже двух раз в год проводить  проверку наличия материальных средств, а также их хранения непосредственно  в подразделениях.

Согласно статье 97 Устава внутренней службы Вооруженных Сил  РФ заместитель командира полка  по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность  организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать  их нужды и запросы, принимать  меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также  восстановлению нарушенных прав. В  целях решения социальных проблем  личного состава заместитель  командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями.

Широкий круг обязанностей по реализации социально-экономических  прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка  по тылу, который отвечает за торгово-бытовое  обеспечение личного состава  и состояние казарменно-жилищного  фонда.

Он обязан организовывать:

·  своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественное питание личного состава;

·  доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего;

·  правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий;

·  банно-прачечное обслуживание подразделений полка.

В его обязанности также  входит постоянная забота о внешнем  виде личного состава, своевременной  выдаче обмундирования, его подгонке и ремонте.

На командира роты возлагается  обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных  и вникать в их нужды, следить  за соблюдением ими правил личной гигиены.

Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных  и вникать в их нужды.

За упущения в исполнении этих обязанностей предусмотрена юридическая  ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом  ответственность.

Реформа Вооруженных Сил  Российской Федерации предполагает необходимость совершенствования  военно-социальной работы. Первоочередными  задачами при этом являются:

·  повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей;

·  усиление социальной направленности деятельности военных руководителей, какие бы должности они ни исполняли;

·  осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений ее реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.

Командир обязан сочетать профессиональную компетентность и  социальную направленность своей деятельности, личную дисциплинированность и высокую  требовательность к подчиненным, служить  примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую  социально-педагогическую подготовку. Он должен хорошо понимать сущность военно-социальной работы, ее цели и задачи, уметь реализовывать  эти знания в практической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждого военнослужащего  и его семьи, знать основные ее сферы и направления, проявлять  такт в общении с людьми, заботиться о качественной подготовке подчиненных  офицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.

Важнейшей обязанностью командиров (начальников) является организация  и ведение войскового хозяйства, обеспечение рачительного использования  финансовых и других материальных средств  в интересах социальной защиты подчиненного личного состава.

В соответствии с Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенным в действие приказом министра обороны 1977 г. № 105, все должностные  лица воинской части, ведающие войсковым (корабельным) хозяйством, обязаны:

·  правильно определять потребность и знать обеспеченность подразделений и частей материальными и денежными средствами для создания необходимых материально-бытовых условий личному составу;

·  своевременно истребовать и получать положенные части материальные средства и организовывать бесперебойное обеспечение ими подразделений;

·  организовывать и контролировать учет, правильное хранение, сбережение и своевременное освежение запасов материальных средств всех видов;

·  осуществлять контроль за правильным, экономным и целесообразным расходованием (использованием) материальных и денежных средств, принимать необходимые меры по предотвращению порчи, хищения и нерационального расходования материальных средств.

В низовом звене важнейшей  задачей офицеров и прапорщиков  является организация и ведение  ротного хозяйства, которые должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих образцовый внутренний порядок, сохранность, правильное содержание имеющегося в роте имущества в  целях удовлетворения материально-бытовых  и культурных потребностей личного  состава.

Ротное хозяйство организует командир роты, который несет основную ответственность за его состояние  и обеспечение личного состава  положенными материальными средствами. Помощниками и исполнителями  распоряжений командира роты по ведению  хозяйства являются командиры взводов  и старшина роты. Они обязаны:

·  знать нормы снабжения материальными средствами и порядок обеспечения ими личного состава;

·  осуществлять контроль за правильным использованием и расходованием материальных средств;

·  проводить проверки наличия и качественного состояния материальных средств в установленные сроки.

Содержание и эксплуатация закрепленных за ротой помещений  и специального оборудования должны обеспечивать нормальные бытовые и  санитарно-гигиенические условия  для личного состава. Во всех ротах  должен строго соблюдаться установленный  порядок размещения военнослужащих, содержания, отопления, проветривания  и освещения помещении, эксплуатации казарменного инвентаря, мебели и другого  имущества.

Четвертый учебный вопрос: "Работа с жалобами и заявления  военнослужащих".

Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава  является работа по рассмотрению и  разрешению жалоб, заявлений и предложений  военнослужащих.

Эта работа регулируется в  настоящее время главой 5 Дисциплинарного  устава Вооруженных Сил РФ, а также  Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и  приеме посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.

Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и  подвергать их за это наказанию, преследованию  либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению  к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность  за своевременное их рассмотрение и  принятие мер.

Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы). Если жалоба будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры по ее удовлетворению, а также по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан. Он должен полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения и исправления положения дел в подразделениях.

Если командир (начальник), получивший жалобу, не имеет достаточных  прав для удовлетворения просьбы  заявителя, то он обязан не позднее, чем  в пятидневный срок направить  жалобу подчиненного по команде в  установленном порядке.

В случаях, когда жалоба военнослужащего  не содержит необходимых сведений для  принятия решения о том, куда следует  ее направить для рассмотрения, или  когда требуются дополнительные сведения или иное оформление для  передачи ее по команде в соответствующее  учреждение, она немедленно возвращается военнослужащему, подавшему ее, с  указанием причин возврата. При этом запрещается пересылать заявления  и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении  жалобы в другое учреждение обязательно  уведомляется военнослужащий, подавший данную жалобу.

Предложения, заявления и  жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в  них вопросы, по ним приняты необходимые  меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в жалобе, доводится до сведения военнослужащего, подавшего  жалобу, со ссылкой на нормативный  акт и с указанием мотивов  отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого  решения.

Информация о работе Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной работы офицеров