Ныне здравствующие врачи-священнослужители и монахи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Врачебная профессия как никакая другая, требует от человека всесторонних знаний, большого опыта, рационалистического взгляда на жизнь, и вместе с этим, знание духовной жизни человека, если хотите, понимать душу больного, уметь понять и успокоить его. Сознание того, что жизнь и судьба человека находится в твоих руках, налагает громадную ответственность на врачей. Обладать понятиями о запредельном мире, жизни после смерти как это представляют его пациенты. Умение сочетать материалистический взгляд с религиозной культурой. Вместе с тем, занятие медициной многими врачами успешно сочеталось с другими направлениями деятельности.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………...3
2. Архиепископ Лука ……………………………………………………4-9
3. Митрополит Антоний………………………………………………....10-12
4. Монахиня Игнатия…………………………………………………….13-20
5. Ныне здравствующие врачи-священнослужители и монахи:
5.1. Архиепископ Константин…………………………………………...21-22
5.2. Игумен Анатолий……………………………………………………23-24
5.3. Иерей Георгий Шевченко…………………………………………...25-27
6.Заключение……………………………………………………………..28
7.Литература……………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство здравоохранения Республики Беларусь.docx

— 717.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………...3

2. Архиепископ Лука ……………………………………………………4-9

3. Митрополит Антоний………………………………………………....10-12

4. Монахиня Игнатия…………………………………………………….13-20

5. Ныне здравствующие врачи-священнослужители и монахи:

5.1. Архиепископ Константин…………………………………………...21-22

5.2. Игумен Анатолий……………………………………………………23-24

5.3. Иерей Георгий Шевченко…………………………………………...25-27

6.Заключение……………………………………………………………..28

7.Литература……………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Врачебная профессия как  никакая другая, требует от человека всесторонних знаний, большого опыта, рационалистического взгляда на жизнь, и вместе с этим, знание духовной жизни человека, если хотите, понимать душу больного, уметь понять и успокоить  его. Сознание того, что жизнь и  судьба человека находится в твоих  руках, налагает громадную ответственность  на врачей. Обладать понятиями о  запредельном мире, жизни после смерти как это представляют его пациенты. Умение сочетать материалистический взгляд с религиозной культурой. Вместе с тем, занятие медициной многими  врачами успешно сочеталось с  другими направлениями деятельности. Многие врачи занимались научными изысканиями  в разных областях знаний, занимались искусством, создавали научные школы. Талантливый человек талантлив  во всём. Так мы говорим. И в этом есть определённая правда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архиепископ Лука

Архиепископ Лука  (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецкой (урождённая Кудрина). Был четвёртым из пятерых детей. Принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему белорусскому полонизированному дворянскому роду Войно-Ясенецких. Дед его держал мельницу в Сенненском уезде Могилёвской губернии, жил в курной избе и ходил в лаптях. Отец, Феликс Станиславович, получив образование провизора, открыл свою аптеку в Керчи, но владел ею только два года, после чего стал служащим транспортного общества

В 1889 году семья переехала  в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу.

Феликс Станиславович, будучи убеждённым католиком, не навязывал  семье своих религиозных взглядов. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна, воспитывавшая  детей в православных традициях  и активно занимавшаяся благотворительностью (помогала арестантам, позднее —  раненым Первой мировой войны).  

После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать  медицину как более полезную обществу. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Получив предложение  обучаться на естественном факультете, отдавая предпочтение гуманитарным наукам (не любил биологию и химию), он выбрал юридический. Проучившись год, покинул университет. Брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра (Мюнхен). Вернувшись в Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

Серьёзное увлечение проблемами простого народа привело юношу к  толстовству: он спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами. В семье это восприняли резко негативно, пытались вернуть его к официальному православию. 30 октября 1897 Валентин писал Толстому с просьбой повлиять на свою семью, а также просил разрешения уехать в Ясную Поляну и жить под его присмотром. После прочтения запрещённой в России книги Толстого «В чём моя вера» разочаровался в толстовстве, но сохранил некоторые толстовско-народнические идеи.

В 1898 году стал студентом  медицинского факультета Киевского  университета. Учился прекрасно, был  старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к  форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». По окончании его в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской — дочери управляющего поместьем на Украине. У них было четверо детей.

Им двигала толстовская  идея народничества: стать земским, "мужицким" врачом. Работал хирургом в городе Ардатов Симбирской губернии, в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, в городе Фатеж, с 1910 года — в Переславле-Залесском. Во время этой работы заинтересовался проблемой обезболивания при операциях. Прочёл книгу немецкого хирурга Генриха Брауна "Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения". После чего отправился для сбора материалов в Москву к известному учёному, основателю журнала "Хирургия" Петру Ивановичу Дьяконову. Тот позволил Войно-Ясенецкому трудиться в Институте топографической анатомии. Валентин Феликсович препарировал, оттачивая технику регионарной анестезии, несколько месяцев и параллельно изучал французский язык.

В 1915 году издал в Санкт-Петербурге книгу "Регионарная анестезия" с собственными иллюстрациями. На смену  прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Однако книгу издали таким низким тиражом, что у автора не нашлось даже экземпляра для отправки в Варшавский университет, где он мог бы получить за неё премию.

Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской  губернии, а затем в Переславль-Залесском, где делал сложнейшие операции на желчных путях, желудках, кишечниках, почках и даже на сердце и мозге. Занимался и глазными операциями, возвращал зрение слепым. Именно в Переяславле он задумал книгу "Очерки гнойной хирургии". В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его. Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает ещё одну сторону деятельности врача-бессребреника, которую Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий не посчитал нужным упомянуть в своих записях.

Приведем полностью два  письма, где упоминается имя доктора  Ясенецкого-Войно (по принятому тогда написанию):

"Глубокоуважаемая  матушка Евгения! 

Так как фактически врачом Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же по-видимому числюсь только на бумаге, то я считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря; о каковом своем решении и спешу Вас уведомить. Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

Врач… 30. 12. 1911 г. "

 

"Во Владимирское  Врачебное отделение Губернского правления.

Сим честь имею покорнейше уведомить: Врач Н… оставил  службу при вверенном моему смотрению  Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом Н…, всё время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно. При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь и, видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно и подал мне письменное заявление 10 марта полагать свои труды безвозмездно.

Феодоровского девича монастыря игумения Евгения."

 

Принятие решения о  безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом  со стороны молодого земского врача. Матушка игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Его мог привлекать монастырь и неповторимый дух старинной обители.

Начало пастырской деятельности

С марта 1917 года — главный  врач городской больницы Ташкента. В Ташкенте он был поражён религиозностью местного населения и стал посещать церковь. Вёл активную хирургическую  практику и способствовал основанию  Туркестанского Университета, где возглавил  кафедру оперативной хирургии . В октябре 1919 года в возрасте 38 лет Анна Васильевна скончалась. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей верной подруги, считая, что эта смерть была угодна Богу. После этого его религиозные взгляды укрепились:

"Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: "Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?" Последовал ответ: "Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины"

Две грани одной  судьбы

В январе 1920 года состоялся  епархиальный съезд духовенства, куда его пригласили как деятельного  прихожанина и уважаемого в городе человека. На этом съезде епископ Иннокентий предложил ему стать священником, на что Валентин Феликсович согласился. Он повесил в операционной икону  и стал приходить на работу в рясе, несмотря на неудовольство многих коллег и студентов. В Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположён в диакона, а чрез неделю — в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во "вредительстве".

 Весной 1923 года в Туркестанской  епархии бо́льшая часть духовенства и храмов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова)); архиепископ Иннокентий после ареста ряда "староцерковных" священнослужителей самовольно покинул епархию. Отец Валентин оставался верным сторонником патриарха Тихона, и было принято решение сделать его новым епископом. В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашество ссыльным епископом Андреем (Ухтомским), имевшим благословение от Патриарха Тихона самому избирать кандидатов для епископской хиротонии, с именем святого апостола Луки (по преданию, также врача и художника).

31 мая 1923 года, по поручению  епископа Андрея (Ухтомского), будучи  лишь иеромонахом был тайно  рукоположён во епископа в Пенджикенте двумя ссыльным епископами: Болховским Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован по обвинению в связях с оренбургскими казаками-белогвардейцами и шпионаже в пользу Великобритании через турецкую границу.

 Во многом  благодаря  своему  врачебному  таланту  и  мастерству,  а  также  личному  мужеству хирург-архиепископ стойко перенес тюрьмы и ссылки и не сгинул бесследно в сталинских лагерях. И даже в ссылках  опальный  профессор-архиепископ  оказывал медицинскую помощь людям.

Несмотря на негативное отношение официальной власти (прежде всего из-за религиозных убеждений), В.Ф. Войно-Ясенецкий остался горячим патрио-том. Причем это был деятельный патриотизм.

В сентябре 1941 г. ссыльный профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий после неоднократных письменных просьб был переведен в г. Красноярск, где работал консультантом в военных госпиталях. Молодых хирургов он учил  «человеческой хирургии»: «для  хирурга не  должно  быть «случая»,  а только живой страдающий человек».

Через долгие годы испытаний к нему пришло признание со стороны государственной власти.

В  1946  г.  фундаментальные  работы  профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого «Очерки гнойной хирургии» и   «Поздние  резекции при инфицированных  ранениях суставов» были удостоены Сталинской премии.

Бюст  В.Ф. Войно-Ясенецкого  был установлен  в галерее знаменитых хирургов в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

На  Юбилейном  Архиерейском  Соборе  2000  г. имя  священноисповедника  архиепископа  Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор

новомучеников и исповедников Российских для обще-церковного почитания.

Жизнь  и  деятельность  Архиепископа  Луки убедительно  доказывает  возможность  сочетания научного мировоззрения и религиозности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Митрополит Антоний

 Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня1914, Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник.

Андрей Блум родился 19 июня (6 июня) 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы (у отца были шотландские корни), по материнской линии — племянник знаменитого композитора Александра Скрябина. Детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья была вынуждена эмигрировать и в 1923 году поселилась во Франции.

В 14-летнем возрасте Андрей прочёл Евангелие и обратился  ко Христу, состоял активным членом РСХД, был прихожанином Трёхсвятительского подворья в Париже.

В 1931 году был посвящен в  стихарь для служения в храме  Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже.

Информация о работе Ныне здравствующие врачи-священнослужители и монахи