Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в настоящее время важные проблемы правового регулирования ответственности за нарушение правил несения пограничной службы не получили достаточного освещения в научной литературе.
Целью данной работы комплексное исследование ответственности за нарушение правил несения пограничной службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складываю-щиеся в процессе предупреждения, выявления и расследования нарушений правил несения пограничной службы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы 5
1.1 Общественная опасность нарушений правил несения пограничной службы (социально правовой аспект) 5
1.2 История развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы в России 7
Глава 2. Объективные и субъективные признаки нарушения правил несения пограничной службы 12
2.1 Порядок несения пограничной службы как объект уголовно правовой охраны 12
2.2 Объективная сторона нарушения правил несения пограничной службы как уголовного преступления 15
2.3 Субъекты нарушения правил несения пограничной службы 20
2.4 Субъективная сторона нарушений правил несения пограничной службы 25
Глава 3. Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ответственность за нарушение правил несения пограничной службы в России.docx

— 74.06 Кб (Скачать файл)

4. Деяния, квалифицируемые  по ч. 3 ст. 341 УК РФ, могут быть совершены только по неосторожности при обязательном совпадении в каждом конкретном преступлении вида неосторожности по отношению к нарушению правил несения пограничной службы и к последствиям.

Ввиду неясности формулировки ч. 3 из ст. 341 УК РФ полагаем необходимым исключить, что позволит избежать ошибок в применении данной нормы УК РФ.

5. При преступном нарушении  правил несения пограничной службы  мотивы и цели самостоятельно  влияют на установление и оценку  причинной связи только в тех  деяниях, в которых вина лица  по отношению к нарушениям  этих правил выступает в форме прямого умысла.

При совершении данного преступления по небрежности у виновного отсутствуют мотивы нарушения правил несения пограничной службы и он не преследует цели добиться преступного результата, который фактически наступает. Поскольку нет элемента предвидения, лицо в подобных случаях не осознает свои действия как противоправные. Оно исходит из внутренних побуждений (мотивов) и преследует цели, которые также полагает не запрещенными уголовным законом. Субъективно лицо считает, что в данной конкретной обстановке поступает правомерно.

 

 

 

 

Глава 3. Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов

 

Военнослужащие всех федеральных министерств и ведомств, в том числе пограничники, постоянно выполняют различные должностные обязанности, в зависимости от назначения частей и подразделений, руководствуясь специфическими законами и подзаконными актами. Для государства профессиональная деятельность по охране границы столь важна, что законодатель, вопреки общему правилу, за ее ненадлежащее исполнение установил уголовную ответственность в гл. 33 УК РФ (ст. 341). Подобным образом уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ) и за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 343 УК РФ). Но в большинстве случаев характер исполняемых военнослужащим профессиональных обязанностей не имеет определяющего значения для привлечения его к уголовной ответственности за преступления против военной службы и общеуголовные преступления.

При таких обстоятельствах включение состава преступления, связанного с нарушениями военнослужащими Пограничной службы ФСБ России своих должностных обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, в одну группу с преступными посягательствами на нарушение специальных правил несения военной службы нельзя признать обоснованным и можно допустить лишь условно.

Под квалификацией преступления обычно понимается "установление соответствия или тождества признаков совершенного общественно опасного деяния признакам предусмотренного уголовным законом преступления"21.

Теорией уголовного права разработаны приемы и способы применения уголовного закона, получившие название правил квалификации преступлений. В настоящем параграфе будут рассмотрены только основные направления квалификации нарушений правил несения пограничной службы.

Сопоставление признаков конкретного факта нарушения указанных правил производится только с признаками уголовно-правовой нормы (ст. 341 УК РФ). Иные характеристики деяния, не предусмотренные этой нормой, во внимание не принимаются. В целях выявления необходимых для сопоставления (квалифицирующих) признаков следует обратиться к диспозиции этой нормы УК РФ, которая содержит указание законодателя на признаки объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны исследуемого деяния, о чем уже шла речь в предыдущем параграфе. Только установление всех обязательных признаков состава преступления, предусмотренного соответствующей частью ст. 341 УК РФ, при обязательном учете предписаний Общей части УК РФ позволит обоснованно завершить процесс квалификации констатацией наличия в конкретном нарушении правил несения пограничной службы состава данного преступления.

Диспозиция ст. 341 УК РФ, как отмечалось выше, носит бланкетный характер. Поэтому для правильной квалификации нарушения правил несения пограничной службы необходимо прежде всего установить, какие именно правила, установленные законами и ведомственными нормативными правовыми актами, были нарушены в данном случае. Эти правила являются составной частью диспозиции ст. 341 УК РФ, применимой к конкретному деянию.

В процессе квалификации по объекту преступного посягательства устанавливается соответствие (тождество) общественных отношений, на которые направлено это нарушение, отношениям, охраняемым уголовно-правовой нормой, приведенной в ст. 341 УК РФ. Этот важный этап может остаться единственным, если окажется, что нарушенные правила не имеют отношения к пограничной службе.

Квалификация нарушений правил несения пограничной службы по объекту осуществляется одновременно с квалификацией по объективной стороне путем выяснения наличия в конкретном деянии ее признаков: действия или бездействия, нарушения конкретных правил, времени, места, способа совершения преступления, его последствий, причинной связи между деянием и последствиями, - и сопоставления их с объективными признаками ст. 341 УК РФ.

Следует отметить, что при кажущейся очевидности объекта рассматриваемого преступления его определение иногда представляет некоторую сложность. В практике уголовного преследования имели место деяния, когда военнослужащими допускались нарушения правил несения пограничной службы при исполнении обязанностей по охране границы, однако последствия этих нарушений не выражались в посягательствах на неприкосновенность границы. В таких случаях в действиях лиц также отсутствовал состав преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ.

При квалификации нарушений правил несения пограничной службы возможны случаи, когда в содеянном обнаруживаются признаки составов, по крайней мере, двух различных преступлений, причем второе может быть общеуголовным. Органы военной прокуратуры и суд в подобных случаях дают различную уголовно-правовую оценку таким правонарушениям военнослужащих, что иногда обусловлено неверным пониманием смысла ч. 3 ст. 17 УК РФ. В то же время УК РФ достаточно четко устанавливает, что если преступления предусмотрены общей и специальной нормами, то их совокупность отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Как известно, объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является установленный законодательством Российской Федерации порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Ответственность за данное преступление несет любое лицо, которое пересекло Государственную границу Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения. Если указанные действия совершает военнослужащий, несущий пограничную службу, то в его действиях также содержится состав преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ.

В подобных случаях очевидным является также нарушение военнослужащим правил несения пограничной службы, которое выражается в прекращении охраны вверенного участка границы. Виновный осознает, что обязан не допускать незаконного пересечения границы кем бы то ни было. Такой запрет распространяется и на него самого. Если же он незаконно пересекает границу, то в результате этих действий наступают последствия, которые он обязан был предотвратить. Перемещаясь на территорию сопредельного государства, военнослужащий действует с прямым умыслом по отношению как к нарушению правил несения пограничной службы, так и к последствиям, которые выражаются в пересечении им границы. Однако теоретически не исключена возможность неосторожного пересечения границы, когда военнослужащий, не уяснив приказ на охрану границы и потеряв в темное время суток ориентиры, сбивается с маршрута.

Таким образом, в действиях лица в подобных случаях имеются все элементы состава преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ, которое образует идеальную совокупность с преступлением, квалифицируемым по ст. 322 УК РФ.

 Во Временном уставе  Пограничных войск Российской  Федерации содержится общее положение о том, что все пограничники должны твердо знать устройство закрепленного за ними оружия, в совершенстве владеть приемами и правилами стрельбы из него, при обращении с оружием строго соблюдать порядок его осмотра, заряжания и разряжания и не допускать случайных выстрелов. Сами правила во Временном уставе не приведены, так как они едины для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации. Включение общих правил обращения с оружием во Временный устав Пограничных войск Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Пограничной службы ФСБ России сделало их частью правил несения пограничной службы. Иное толкование подобного явления заключает в себе внутреннее противоречие: военнослужащий, получив оружие и боеприпасы, несет пограничную службу в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, которые содержат и правила безопасного обращения с оружием; несоблюдение названных актов является нарушением правил несения пограничной службы, но в части несоблюдения правил обращения с оружием лицо порядок несения пограничной службы якобы не нарушает, с чем согласиться нельзя.

К примеру, в результате небрежного обращения с оружием со стороны военнослужащего пограничного наряда происходят выстрелы из автомата, которыми причиняется смерть, тяжкий или средней тяжести вред здоровью одного либо нескольких военнослужащих из состава того же наряда. Гибель, а во многих случаях и ранение влекут прекращение исполнения лицом (лицами) обязанностей по несению пограничной службы, и до прибытия нового пограничного наряда наступает снижение уровня охраны либо полное прекращение охраны участка Государственной границы Российской Федерации. Это может повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, либо такой вред фактически наступает. Таким образом, между неосторожным нарушением правил несения пограничной службы (в виде небрежного обращения с оружием) и наступившими последствиями для интересов безопасности государства имеется причинная связь, что требует квалификации содеянного по ст. 341 УК РФ. Однако смерть физического лица либо его ранение (с причинением тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью) сами по себе являются последствиями небрежного обращения с оружием - преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ. Налицо идеальная совокупность двух названных преступлений, поскольку диспозиция ст. 349 УК РФ является частью диспозиции ст. 341 УК РФ.

Если же правила несения пограничной службы нарушаются иными действиями, то содеянное может образовать только реальную совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 341 и 349 УК РФ.

В том же случае, когда в результате саморанения военнослужащего участок границы остается без охраны и вредные последствия для интересов безопасности государства наступают или могут наступить, в содеянном содержатся признаки не только членовредительства, но и нарушения правил несения пограничной службы, причем объективная сторона членовредительства (ст. 339 УК РФ) является составной частью объективной стороны нарушения правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ), и оба преступления образуют идеальную совокупность. Совокупность этих же преступлений может быть и реальной, если они совершаются различными деяниями22.

Военнослужащий, совершающий самовольное оставление части (места службы) или дезертирство во время исполнения обязанностей пограничной службы, посягает одновременно на порядок несения пограничной службы и порядок пребывания на военной службе. Он нарушает и правила несения пограничной службы, и правила пребывания на военной службе, определенные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", Временным уставом Пограничных войск Российской Федерации, другими подзаконными нормативными правовыми актами.

Уклонение лица от военной службы начинается с момента самовольного оставления воинской части (места службы) и в зависимости от продолжительности нахождения вне части, цели виновного и других обстоятельств квалифицируется по соответствующей части ст. 337 либо ст. 338 УК РФ. В первоначальный период уклонения, в течение которого лицо обязано находиться в пограничном наряде либо исполнять иные обязанности пограничной службы, в содеянном также может содержаться и состав преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ.

Таким образом, в рассмотренных случаях уклонения от военной службы и нарушения правил несения пограничной службы как посягающие на разные объекты и выполняемые: первое преступление - действием, а второе - бездействием, образуют реальную совокупность.

В тех случаях, когда при несении пограничной службы лицо умышленно либо по неосторожности уничтожает военное имущество, утрачивает его либо совершает иное преступление, для правильной квалификации также необходимо выявлять направленность конкретных действий на определенные объекты.

Таким образом, совершение военнослужащим Пограничной службы ФСБ России при несении пограничной службы других преступлений: незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, получения взятки, нарушения правил обращения с оружием, членовредительства, а также умышленного, неосторожного уничтожения либо утраты военного имущества и т.д. - образует идеальную совокупность с преступлением, предусмотренным ст. 341 УК РФ, когда совершение виновным любого из перечисленных преступлений сопровождается нарушением правил несения пограничной службы, что влечет либо может повлечь причинение вреда или вызывает наступление тяжких последствий для интересов безопасности государства.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Общественная опасность деяния, предусмотренного ст. 341 УК РФ, определяется нарушением установленного порядка несения пограничной службы, что создает реальную угрозу неприкосновенности Государственной границы РФ и безопасности государства.

Порядок несения пограничной службы установлен Конституцией РФ (ст. 71), Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; Временным уставом Пограничных войск РФ; приказами, инструкциями, наставлениями, иными нормативными правовыми актами должностных лиц Федеральной службы безопасности РФ, а также приказами, инструкциями командиров воинских частей, начальников застав конкретным пограничным нарядам на охрану конкретных участников границ, отданными в пределах их компетенции.

Информация о работе Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов