Понятие и условия содержания внутренних водных путей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», в подпрограмме «Внутренние водные пути» отмечено, что развитие и реконструкция сети внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений относятся к приоритетным задачам государственной деятельности в Российской Федерации. Также указывается о комплексном назначении инфраструктуры судоходных внутренних водных путей и использование ее для целей судоходства, водоснабжения, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей 5
2. Система законодательства, регламентирующая вопросы землепользования на внутреннем водном транспорте 6
3. Правовой режим пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей 7
4. Ответственность за ущерб от загрязнения внутренних водных путей с судов 16
Заключение 20
Список использованных нормативных правовых актов 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoj-rezhim-vnutrennih-vod_.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Не допускается использование береговой полосы для осуществления хозяйственной или иной деятельности, если такая деятельность не совместима с обеспечением безопасности судоходства.

Пользование водными участками для нужд рыболовства в случае, если такие участки используются для целей судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Правовой режим пользования береговой полосы в силу п. 8 ст. 10 КВВТ РФ не применяется:

на землях городских поселений. При необходимости использования прибрежных участков в городе применяются нормы Градостроительного и Земельного кодексов, регулирующие порядок, условия предоставления и использования земли для государственных и муниципальных нужд;

на особо охраняемых природных территориях предоставление земельных участков может осуществляться с соблюдением норм, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

на других землях, где располагаются гидротехнические, мелиоративные и иные сооружения и объекты, требующие особого режима охраны.

Характерной особенностью правового режима береговой полосы состоит в том, что она располагается в границах существующих водоохранных зон водных объектов.9

 Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. N 1404, содержат по существу нормы особого правового института, в которых установлены жесткие ограничения природопользования в пределах названных зон и полос в ходе производственно-хозяйственной деятельности различных предприятий, в том числе транспорта.10

В частности, в п. 6 данного Положения указано, что запрещено складирование мусора и отходов производства; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления в области использования и охраны вод и земель водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В пункте 7 Положения установлены дополнительные ограничения для прибрежных защитных полос, непосредственно примыкающих к акватории рек, озер, водохранилищ и прочих водных объектов и являющихся составной частью водоохранных зон. На территориях прибрежных защитных полос запрещены, например, распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, движение автомобилей и тракторов. В то же время при наличии лицензии на водопользование разрешается предоставление земельных участков в названных полосах для размещения объектов портовых и гидротехнических сооружений. В лицензии определяются конкретные требования по соблюдению водоохранного режима.

Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством РФ и водным законодательством РФ, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках пограничных зон РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

В соответствии с п. 11 ст. 10, п. 1 ст. 47 КВВТ РФ запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. Собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

Практика показывает, что, если собственник затонувшего имущества в добровольном порядке не осуществляет подъем своего имущества, обязать его поднять это имущество проблематично.11

Так, при проведении проверки транспортным прокурором города Комсомольска-на-Амуре установлено, что на 745 км реки Амур в затопленном состоянии находится баржа «МБ-2520», принадлежащая ОАО «Амур-порт». При этом собственник судна в нарушение норм КВВТ РФ не осуществляет подъем затонувшего имущества, несмотря на то, что судно непосредственно создает угрозу безопасности судоходства.12

Прокурорской проверкой, проведенной в отношении другого судна, создающего угрозу безопасности судоходства, – баржи «Усадьба N 01/1-0423», установлено, что непринятие мер по его уборке может привести к сносу судна вниз по течению и перекрытию судового хода для движения судов на участке реки Амур. Таким образом, движение судов в районе нахождения затопленной баржи сопряжено с возможными транспортными происшествиями. В связи с этим судовладельцу внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания с требованием принять меры по подъему затонувшего имущества, создающего угрозу безопасности плавания.13

Исследование действующего законодательства в области подъема и утилизации брошенных судов показывает, что есть пробелы в вопросах транспортировки поднятых судов.14

Так, в соответствии с п. 17 ст. 19 КВВТ РФ после учета бесхозяйного судна государственная речная судоходная инспекция бассейна принимает меры по установлению владельца такого судна. В случае если владелец бесхозяйного судна установлен, ему направляется предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя.

Между тем нет механизма реализации этой нормы: на законодательном уровне не определены ни пункты отстоя поднятых судов, ни органы, ответственные за содержание таких мест.15

КВВТ РФ предоставил право бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

Между тем этим правом бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте не могут воспользоваться из-за отсутствия денежных средств на такие цели, поскольку подъем затонувшего имущества первоначально осуществляется за счет собственных средств бассейновых органов с последующим решением вопросов взыскания понесенных расходов с собственника.

Бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте необходимо выделять денежные средства для решения вопросов, связанных с очищением рек бассейна от выведенного из эксплуатации и брошенного имущества.

Только при решении этих проблем будут эффективно разрешаться вопросы, связанные с очищением рек бассейна от затонувших, выведенных из эксплуатации и брошенных судов.

  1. Ответственность за ущерб от загрязнения внутренних водных путей с судов

 

При эксплуатации судов в целях обеспечения охраны окружающей среды судовладельцы обязаны принимать меры к предотвращению загрязнения с судов водных биологических ресурсов хозяйственно-бытовыми, сточными водами, нефтью и другими веществами, которые могут повлиять на здоровье людей и природную среду. При этом судовладельцы должны руководствоваться Правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемыми Министерства транспорта РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ.

Судовладелец несет ответственность за ущерб, причиненный вследствие утери, утечки или сброса с судна в водоемы нефти или нефтепродуктов или любых других жидких или твердых опасных или вредных веществ или отходов, загрязняющих воду, приносящих вред здоровью людей или природной среде.

В ст. 121 КВВТ РФ установлена ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами.

Так, согласно указанной статье, ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов.

Указанный ущерб включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.

Применяемые к виновному в указанном ущербе санкции соответствующих государственных органов включают предусмотренные законодательством штрафы, а также:

- возмещение реально необходимых  затрат, вызванных мерами по предотвращению  или уменьшению ущерба от загрязнения  водоема;

- компенсацию фактических убытков от причиненного вреда жизни и здоровью людей, имуществу граждан и юридических лиц, а также природной среде.16

 Судовладелец освобождается от ответственности за ущерб от загрязнения пути, если докажет, что ущерб возник вследствие обстоятельств, которые он не мог предвидеть, предотвратить, устранить (то есть непреодолимой силы) или в результате:

- военных действий;

- действий или бездействия третьих  лиц с намерением причинить  ущерб;

- неправомерных действий  или  небрежности организаций, ответственных  за поддержание в порядке средств навигационного оборудования – п. 3 ст. 121 КВВТ РФ.

Ответственность судовладельца в случае, если причиной ущерба от загрязнения является вина самого потерпевшего,  регламентируется п. 4 ст. 121 КВВТ РФ.

В случае, если ущерб от загрязнения водного пути причинен по вине двух или более судов, владельцы этих судов несут ответственность пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности. Степень вины судовладельцев устанавливается государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

В случае, если ущерб не может быть разумно разделен между виновными судовладельцами, они несут солидарную ответственность (п.5 ст. 121 КВВТ РФ).

Общая сумма возмещаемого ущерба от загрязнения внутреннего водного пути не должна превышать законодательно установленных ограничений и общих пределов ответственности, а при отсутствии соответствующих норм – суммы обоснованно определенных рациональных компенсационных затрат и финансовой обеспеченности ответчика.

В соответствии со специальными правилами Министерства транспорта РФ судовладелец должен получить свидетельство установленной формы, удостоверяющего наличие финансового обеспечения его ответственности.17

Для финансового обеспечения возможной ответственности за ущерб от загрязнения внутренних водных путей из-за утечки нефти, нефтепродуктов или иных опасных жидких (наливных) или твердых грузов или подсланевых, фекальных вод и прочих отходов, судовладелец должен, как правило, застраховать себя или иным образом гарантировать удовлетворение требований о возмещении ущерба, в том числе оформлением банковской гарантии.

Исковые требования о возмещении ущерба от загрязнения внутреннего водного пути могут быть предъявлены к судовладельцу (собственнику судна) при соблюдении определенных условий. Так, указанные исковые требования не могут быть предъявлены, кроме случаев прямой их вины к:

- служащим или агентам собственника  судна или членам экипажа;

- лоцману или иному лицу, не  являющемуся членом экипажа, выполняющему  работу на судне;

- арендатору судна с экипажем (или фрахтователю на время  или рейс) или доверительному  управляющему;

- служащим или агентам грузовладельцев;

- любому лицу, осуществляющему  спасательные операции с согласия  судовладельца (капитана) или по  указанию компетентных властей;

- лицу, которое принимало все  необходимые меры по предупреждению  загрязнения водного пути.18  

  Если у судовладельца имеется страховое свидетельство за ущерб от загрязнения внутреннего водного пути или иное финансовое обеспечение ответственности, то исковые требования о возмещении такого ущерба могут быть предъявлены непосредственно к страховщику или иному гаранту. Страховщик в этом случае вправе для своей защиты доказывать, что ущерб стал следствием умысла самого судовладельца.

Отношения, связанные с предотвращением и ликвидацией ущерба от загрязнения внутренних водных путей, регулируются специальными нормативными актами. В частности, Министерством транспорта РФ утверждено Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов. РД. 152-011-00. М., Минтранс РФ, 2000 (введено с 15.04.2000 г.).

Требования данного Наставления распространяются на суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания и другие плавучие объекты, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях РФ.

Информация о работе Понятие и условия содержания внутренних водных путей