Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Водохозяйственная политика Узбекистана нацелена на рациональное водопользование и охрану водных ресурсов, повышение эффективности и надежности управления водохозяйственным комплексом страны, обеспечение гарантированной доставки воды и оказания необходимых услуг и сервиса обществу и природным экосистемам путем выделения ресурсов для реконструкции существующей инфраструктуры, ее эксплуатации и технического обслуживания.
-В 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве».

Содержание

Введение
1. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
2. Использование водных ресурсов в Узбекистане
3.Основные приоритеты водохозяйственной деятельности
4.Концепция интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР)
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

Мероприятия по использованию и улучшению качества водных ресурсов.docx

— 43.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Основные направления  охраны и рационального использования  водных ресурсов

2. Использование водных  ресурсов в Узбекистане

3.Основные приоритеты  водохозяйственной деятельности

4.Концепция интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР)

Заключение

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

+Водохозяйственная политика Узбекистана нацелена на рациональное водопользование и охрану водных ресурсов, повышение эффективности и надежности управления водохозяйственным комплексом страны, обеспечение гарантированной доставки воды и оказания необходимых услуг и сервиса обществу и природным экосистемам путем выделения ресурсов для реконструкции существующей инфраструктуры, ее эксплуатации и технического обслуживания.

-В 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве».

Так как, растущий недостаток водных ресурсов требует их рационального использования, координирования управления и охраны данных ресурсов, внесены изменения в несколько статей Закона «О воде и водопользовании». В частности, в статье 2-1 отражены такие понятия часто употребляемых в этом правовом акте, как подземные воды, поверхностные воды, мелиоративные объекты, водопотребление, ассоциация водопотребителей, водопотребитель, охрана водных объектов, трансграничные водные объекты и трансграничные воды. «Водопотребление» - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд, «водные ресурсы» - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию, «водный объект» - естественные, искусственные водотоки и водоемы а также родники и иные объекты в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима, «охрана водных объектов» - система мероприятий направленных на сохранение и восстановление водных объектов. «Водное хозяйство» - отрасль экономики охватывающее изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод и др.

-Это способствует обогащению содержания закона и дальнейшему совершенствованию механизмов его применения. В статью 14 Закона «О воде и водопользовании» внесены нормы о том, что проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами сельского и водного хозяйства, санитарного надзора, по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами, а также должны пройти государственную экспертизу в соответствии с законодательством.

В Закон «О воде и водопользовании» внесены также такие поправки, как согласно которым определяются статус водопользователей, их права и обязанности. Также введены понятия «водопользователь» и «водопотребитель», уточнены их права и обязанности.

 

1. Основные  направления охраны и рационального  использования водных ресурсов

+Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов в Узбекистане решаются в значительной степени путем государственного регулирования, в первую очередь, через систему прогнозирования и планирования.

+Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр – это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, а также о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

-Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса, который содержит ресурсную и расходную части. Ресурсная (приходная) часть водохозяйственного баланса учитывает все виды вод, которые могут быть потреблены (естественный сток, поступление из водохранилищ, подземные воды, объем возвратных вод). В расходной части водохозяйственного баланса определяется потребность в воде по отраслям народного хозяйства с учетом сохранения в реках транзитного стока для обеспечения экологических требований, необходимого санитарно-гигиенического состояния водоемов. Результатом балансового расчета является установление ожидаемого резерва или дефицита стока, объема, характера, а также сроков осуществления мероприятий, необходимых для обеспечения водой народного хозяйства в прогнозируемый период. При этом учитываются показатели, характеризующие сокращение забора свежей воды из поверхностных и подземных водных источников за счет совершенствования и внедрения безводных технологических процессов, развития систем повторно-последовательного использования воды, совершенствования схем водоснабжения и других аналогичных мероприятий.

-Прогнозирование водопотребления на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Объем водопотребления на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды определяется численностью населения и нормами хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя. Потребности промышленности определяются на основе расчета объема производства и норм водопотребления. Для определения потребности в воде отдельных предприятий (объединений), установления лимитов отпуска воды используются индивидуальные нормы и нормативы. В прогнозируемый объем водопотребления на нужды сельскохозяйственного водоснабжения включается потребность в воде сельского населения, животноводства, хозяйственные нужды сельхозпредприятий и производств по переработке сельскохозяйственного сырья. В долгосрочных прогнозах объемы водопотребления рассчитываются по перспективным нормам, учитывающим совершенствование и внедрение безводных технологических процессов, нового оборудования, развитие оборотных и бессточных систем водоснабжения и другие достижения научно-технического прогресса в использовании природных ресурсов.

-Рациональное использование водных ресурсов связано с проведением различных организационных и технических мероприятий. Показателями рационального использования воды являются: отношение объема водоотведения к объему полученной свежей воды; кратность использования воды, то есть отношение валового водопотребления к объему потребления свежей воды; количество предприятий, прекращающих сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод, к общему количеству предприятий. Особо важное значение имеют уменьшение абсолютного объема водопотребления за счет сокращения безвозвратных потерь и соблюдение научно обоснованных норм и лимитов водопотребления.

-Среди организационно-технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, является очистка сточных вод. Основными способами очистки сточных вод являются механические, биологические (биохимические), физико-химические. Для ликвидации бактериального загрязнения применяется обеззараживание сточных вод (дезинфекция).

-Механический - наиболее доступный метод - применяется главным образом для удаления из сточной жидкости нерастворенных и коллоидных частиц органического или минерального происхождения путем простого отстаивания. К приспособлениям механической очистки относятся песколовки, применяемые для задержания частиц минерального происхождения; отстойники, необходимые для задержания примесей органического происхождения, находящихся во взвешенном состоянии.

-Очисткой достигается выделение из бытовых сточных вод до 60 %, а из производственных - до 95 % нерастворенных примесей. Она считается оконченной, если, по местным условиям и в соответствии с санитарными правилами, сточные воды можно после дезинфекции спустить в водоем. Чаще механическая очистка является предварительной стадией перед биологической, или, точнее, биохимической очисткой.

-Биохимические методы очистки основаны на использовании жизнедеятельности микроорганизмов-минерализаторов, которые, размножаясь, перерабатывают и тем самым преобразуют сложные органические соединения в простые, безвредные минеральные вещества. Таким образом удается практически полностью освободиться от органических загрязнителей, остающихся в воде после механической очистки. Сооружения для биологической или биохимической очистки сточных вод могут быть разделены на два основных типа. Сооружения, в которых биологическая очистка происходит в условиях, близких к естественным (биологические пруды, поля фильтрации, поля орошения), и сооружения, в которых очистка стоков осуществляется в искусственно созданных условиях (биологические фильтры, аэ-ротенки - специальные емкости).

-Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды проживания животного и растительного мира на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны.

-Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещаются:

распашка земель, садоводство и овощеводство;

выпас скота;

хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений;

размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники.

+В Узбекистане государственному учету подлежат все виды вод, которые составляют водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей. Систематизированные данные о количестве и качестве вод, их использовании содержатся в государственном водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы и используются для целей планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны вод.

Законодательством Узбекистана устанавливается административная, криминальная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод. К числу таких нарушений относятся:

самовольный захват водного объекта и самовольное водопользование;

реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

загрязнение вод или нарушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод;

заборы воды с превышением установленных лимитов;

самовольное проведение гидротехнических работ;

использование водных объектов не по целевому назначению и некоторые другие.

 

2. Использование  водных ресурсов в Узбекистане

VВ своем развитии человечество прошло через многие этапы в использовании воды. Первоначально преобладало прямое использование воды - в качестве питья, для приготовления пищи, в бытовых хозяйственных целях. Постепенно возрастает значение рек и морей для развития водного транспорта. Возникновение многих центров цивилизации связано с наличием водных путей. Люди использовали водные пространства как пути сообщения, для ловли рыбы, добычи соли и других видов хозяйственной деятельности.

Водные ресурсы бассейна Аральского моря в их естественном состоянии являются едиными и общими для всех расположенных здесь государств и проживающих народов, и совместное использование ими всегда осуществлялась на взаимосогласованных условиях. Между республиками, а также установленные пропорции расчетных лимитов водозабора признаются ставшими теперь суверенными государствами Средней Азии до сих пор.

Условия распределения воды определялись в специально разрабатываемых по бассейнам Амударьи, Сырдарьи и др. Крупным рекам региона «Схемах комплексного использования охраны водных ресурсов», которые периодически обновились и уточнялись.

-В балансовых расчетах, которые выполнялись в составе бассейновых «схем» было принято оперировать понятием «располагаемых водные ресурсы». Под этим понятием подразумевается расчетный объем воды, который может быть использован для орошения и др. хозяйственных целей с учетом регулирования речного стока в водохранилищах, повторного использования приемлемой части возвратных вод, использования местных водоисточников, а также использования динамических запасов подземных вод.

VВ Республике Узбекистан силами многих поколений создана и функционирует мощная водохозяйственная система, позволяющая обеспечить подачу воды всем отраслям народного хозяйства. Система водного хозяйства включает в себя блоки, выполняющие каждый свою определенную функцию, Они образуют единый водохозяйственный комплекс, выполняющий две необходимые задачи для республики:

·подачу воды;

·обеспечение мелиоративного состояния орошаемых земель.

VДля управления, распределения и контроля использования водных ресурсов существует разветвленная государственная служба, состоящая из Центрального аппарата в лице Министерства сельского и водного хозяйства.

Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.

VЗадача государственного контроля за использованием и охраной вод - обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, фермерскими и дехканскими хозяйствами и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.

Информация о работе Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов