Международные реки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

По территории многих государств могут протекать реки, именуемые международными. Это, помимо пограничных водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие международных рек.docx

— 23.12 Кб (Скачать файл)

 

 Понятие международных  рек. 

 

По территории многих государств могут протекать реки, именуемые  международными. Это, помимо пограничных водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.

В принципе каждое прибрежное к международной реке государство  может по своему усмотрению устанавливать  правовой режим той части реки, которая находится в пределах его территории. В то же время  в соответствии с общепризнанным постулатом международного права государство  не может изменять естественные условия  своей территории, если это наносит  ущерб естественным условиям территории другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость  международно-правового регулирования  использования таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.

Судоходство по международным  рекам. 

 

Режим судоходства по международной  реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право  на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании  соглашения, заключенного между прибрежными  странами, и в соответствии с его  условиями. В то же время в интересах  своей торговли прибрежные государства  часто предоставляют свободу  судоходства для торговых судов  всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода  по международным рекам, если иное не установлено в международном  договоре. Ряд положений относительно судоходства по международным рекам  содержат Барселонская конвенция и  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и  приняла на своей Хельсинкской конференции  в 1966 году проект статей относительно различных видов использования  вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному  государству принадлежит право  свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства  могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции развития международного права.

 

 

Правовой режим  судоходства на Дунае. 

 

 

 По окончании второй мировой  войны США, Англия и Франция пытались восстановить «версальский» режим  судоходства по международным рекам. 23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции  делегации США внесла предложение  об установлении режима свободного, неограниченного  судоходства по внутренним водным путям  Европы, проходящим по территории двух или более государств. Предлагалось также создать временные органы для Дуная и Рейна с участием США, Великобритании, СССР, Франции  и прибрежных государств, чтобы урегулировать  вопросы судоходства в интересах  обеспечения равных возможностей для  граждан различных государств. Эти органы в соответствии с внесенным делегацией США 22 сентября 1945 г. проектом соглашения должны были функционировать на основе положений договоров и конвенций, действовавших до ноября 1936 г. Таким образом, в проекте предпринималась попытка «воскресить из мертвых» соответствующие положения Версальского договора, а вместе с ними и былые привилегии западных держав.

На заседаниях Совета министров  иностранных дел (СМИД) государств антигитлеровской коалиции и на Парижской конференции 1946 года делегации США, Великобритании и Франции пытались решить вопрос о реках, в том числе о Дунае, в рамках мирных договоров с государствами- союзниками Германии, то есть с их участием. Советская делегация возражала против этого, указывая на то, что вопрос о режиме судоходства на Дунае – дело, прежде всего, самих придунайских государств и его нельзя решить только в мирных договорах с конкретными придунайскими государствами.

Парижская конференция приняла  рекомендацию о созыве конференции  придунайских государств, а также  США, Англии и Франции для разработки новой конвенции относительно судоходства  по Дунаю на условиях полного равенства. 5 декабря 1946 г. СМИД принял следующее  советское предложение о режиме судоходства по Дунаю: «Навигация на Дунае должна быть свободной и  открытой для граждан, торговых судов  и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий  торгового судоходства. Вышеизложенное не распространяется на перевозки между портами одного и того же государства». Этот текст вошел также в мирные договоры с Болгарией , Венгрией и Румынией и соглашением  принятым Болгарией, Венгрией, Румынией, Советским Союзом, Украиной, Чехословакией и Югославией 18 августа 1948 г. Конвенции о режиме судоходства на Дунае. Австрия присоединилась к Дунайской конвенции 7 января 1960 г., а ФРГ – в силу различных политических причин – только в 1999 году.

В этой Конвенции  нашли свое закрепление положения о суверенном равенстве всех прибрежных государств .обеспечении равенства торговых судов всех стран в вопросах навигации, пользования портовыми и иными сооружениями, создании наиболее благоприятных условий для судоходства, передаче управления рекой только прибрежным государствам,гарантиях против использования международно-правового режима Дуная в целях военного или экономического давления на отдельные страны. Можно добавить, что провозглашенная Конвенцией свобода судоходства для судов всех государств мира включает право захода в порты, производство в них погрузочных и разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров , упрощенный порядок прохождения транзитных грузов и запрещение взимания сборов за транзит. Реализация свободы судоходства обеспечивается, в частности, обязанностью придунайских государств содержать свои участки реки в судоходном состоянии и производить необходимые работы для улучшения условий судоходства (ст.3), а также отсутствием в Конвенции и принятых на ее основе актах каких-либо ограничений, связанных с признанием судовых удостоверений или удостоверений судоводителей, выданных в неприбрежных государствах. Правила плавания судов устанавливаются соответствующими прибрежными странами, а в тех районах, где берега принадлежат двум разным государствам, - согласно правилам, определенным по соглашению этих государств. При этом должны учитываться Основные положения о плавании по Дунаю, принятые Дунайской комиссией. Эти положения были приняты в 1951 году, затем пересмотрены в 1967 году и систематически обновляются с учетом, в частности, рекомендованных Европейской экономической комиссией ООН Европейских правил судоходства по внутренним водным путям.

С 1999 г. в Вене действует  постоянный Секретариат Комиссии по защите реки Дунай в составе 8 сотрудников. Секретариат возглавляет Исполнительный секретарь, назначаемый Комиссией.

Комиссия имеет право создавать группы экспертов по тем или иным вопросам.

В настоящее время действуют  ГЭ по:

а) управлению речным бассейном,

б) источникам воздействия,

в) мониторингу и оценке,

г) защите от наводнений,

д) управлению информацией  и географической информационной системе,

е) Специальная группа экспертов (СГЭ) по участию общественности

ж) СГЭ по стратегическим вопросам. ГЭ имеют право формировать  целевые группы для решения отдельных  вопросов с привлечением дополнительных экспертов.

В настоящее время в  Комиссии статус наблюдателя имеют 15 организаций.

 

Правовой режим  судоходства на Рейне.

 

Другой важной артерией Европы является река Рейн. Плавание по Рейну открыто для торговых судов всех государств от Базеля до открытого моря (режим плавания по ней регулируется Пересмотренной Мангеймской конвенцией о судоходстве по Рейну 1868, в середине 1980х годов был ужесточен режим судоходства по Рейну для судов третьих стран, не относящихся к странам рейнского басейна).. Однако пользование этим правом судами неприрейнских государств ограничивается Европейским экономическим сообществом, установившим определенные льготы для плавания судов прирейнских государств.

Рейн берет начало в  Швейцарских Альпах и течет с  юга на север по территориям 8 стран. Длина реки 1320 км, по берегам Рейна проживают более 50 млн человек, что свидетельствует об исключительной важности этой водной артерии для прибрежных стран. Бурно развивалось и судоходство по Рейну. Всему этому мешали частые и опустошительные наводнения. До устройства на берегах противопаводковых дамб по меньшей мере раз в год прибрежные города, поселки и оказывались под водой.

Претворил его в жизнь  инженер-гидротехник И.Г. Тулла, использовавший невиданную технологию выемки грунта— это делала сама река, направляемая в специально устроенные траншеи. Чтобы спрямить русло, излучины соединялись прорезями, которые потоком размывались до проектной ширины. В итоге, в 1824–1848 гг. верхний Рейн спрямили дамбами обвалования. Иными словами, река стала каналом (трапециевидным в сечении) шириной 220 м и глубиной 2,5–2,8 м.

С точки зрения судоходства, Рейн— самая загруженная река мира (более 40 млн т грузов в год). В среднем течении (у Страсбурга) проходят до 120 судов в день. Для обеспечения судоходства все гидроузлы оборудованы судоходными шлюзами, способными пропускать одновременно до 4 барж общей грузоподъемностью 8,8 тыс. т ,шлюзование занимает не более 20 мин.

 

Заключение 

 

Рассмотрев в данной работе понятие  международных рек и основные принципы их использования, а также  правовой режим судоходства на Дунае и Рейне , современные проблемы, связанные с ним, я сделал вывод о том, что проблемы использования международных рек, по моему мнению, всегда будут всплывать на поверхность, так как всё, что затрагивает интересы одновременно нескольких государств – вызывает некие разногласия и требует дальнейшего нормативного урегулирования.

Таким образом, я считаю, что необходимо уделять большое внимание соблюдению существующих принципов и норм в  области международного речного  права, а также адаптировать их к  современным условиям, с помощью  принятия соответствующих изменений  или разработки новых правил использования  международных рек.

 
Источники 

 

1.  Барселонская конвенция 1921 г.

2.  Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков 1923 г.

3.  Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года с Дополнительными протоколами 1948 года и Дополнительным протоколом 1998 года.

4.  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.

5.  Хельсинские правила 1966 г.

6. Мангеймская конвенция о судоходстве по Рейну 1868.

Использованная литература  

 Некотенева М.В. «Правовые  проблемы использования международных  водотоков», диссертации на соискание  ученой степени кандидата юридических  наук

Москва , 2008 г. 

 Международное речное право  - С.А. Гуреев, И.Н. Тарасова, «Юридическая  литература», Москва, 2004 г.

 Раковский С.Н. «Международные  реки» //газета «География» N40/2001 г.

  http://www.bestreferat.ru/referat-205409.html  

 

http://bookzie.com/book_1804_glava_51_5.7.1._OBSHHIE_POLOZHENIJA.html


Информация о работе Международные реки