Водный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОДН НАЛОГ ВОПРОС 1.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Назначение и сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование  водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом.

По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам.

Несмотря на то, что  и плата за пользование водными  объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок их взимания различен.

Взимается в форме  федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог  и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог  является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:

– в федеральный бюджет – 40%;

– в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения

Элементы водного налога:

· субъект налогообложения (налогоплательщики);

· предмет и объекты налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговые ставки;

· порядок исчисления;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.

Под специальным водопользованием в Водном кодексе понимается использование  гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. При этом указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. К специальному водопользованию, относится, в частности, пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строительства зданий, портовых сооружений.

Особое пользование  водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объекты налогообложения – различные виды пользования водными объектами.

Налогом облагаются следующие виды водопользования:

- забор воды из водных  объектов;

- использование акватории  водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

- использование водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

- использование водных  объектов для целей лесосплава  в плотах и кошелях.

Установлен закрытый перечень 15 видов, которые не признаются объектами налогообложения.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор воды из  водных объектов:

- для обеспечения пожарной  безопасности, ликвидации стихийных  бедствий и последствий аварий;

- для санитарных, экологических и судоходных попусков;

- для обеспечения работы  технологического оборудования  морскими, речными и судами смешанного  плавания;

- для орошения земель  сельскохозяйственного (включая  луга и пастбища) назначения, полива  садоводческих, огороднических, дачных, личных подсобных земельных участков;

- для водопоя и обслуживания  скота и птицы, находящихся  в собственности сельхозорганизаций  и граждан;

- для рыболовства и  воспроизводства водных биоресурсов;

2) забор из подземных  водных объектов:

- воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

- шахтно-рудничных и  коллекторно-дренажных вод;

3) использование акватории  водных объектов:

- для плавания на судах, маломерных  плавсредствах, а также для  разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

- для размещения и стоянки  плавсредств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и  оборудования для осуществления  деятельности, связанной с охраной  вод и водных биоресурсов, защитой  окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

- для проведения государственного  мониторинга водных объектов  и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических,  гидрографических и поисково-съемочных  работ;

- для размещения и строительства  гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

- для организованного отдыха  организациями, предназначенными  исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

- для рыболовства, охоты, рыбоводства  и воспроизводства водных биоресурсов;

4) использование водных объектов  для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

5) особое пользование водными  объектами для обеспечения нужд  обороны и безопасности государства.

Говоря об объекте обложения, важно отметить, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду водопользования и отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке.

А) При заборе воды –  объем воды, забранной из водного  объекта за налоговый период (квартал). Объем забранной воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды в соответствии с приказом МПР РФ от 29.11.2007  №311. При отсутствии приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств или исходя из норм водопотребления.

Б) При использовании  акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства (кроме лесосплава). Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии (договора) на водопользование. При отсутствии таких данных в лицензии (договоре) – по данным технической и проектно- сметной документации.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки 

1.  Налоговые ставки  установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).

1) при заборе воды  из:

- поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (см.Приложение №1);

- территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (см. Приложение №2);

2) при использовании  акватории: 

- поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях (см.Приложение №3);

2. При заборе воды  сверх установленных квартальных  (годовых) лимитов водопользования  налоговые ставки в части такого  превышения устанавливаются в  пятикратном размере налоговых  ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Порядок исчисления

  1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования.
  2. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
  3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Порядок и  сроки уплаты налога

Общая сумма налога –  результат сложения сумм по каждому  виду водопользования – уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения  не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. Из этого следует, что налогоплательщик должен встать на учет в налоговый орган как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения объекта налогообложения.

Налогоплательщики, в  соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Иностранные лица – плательщики налога в те же сроки представляют копию декларации налоговому органу по местонахождению лицензирующего учреждения.

Стоит отметить, что водный налог уплачивается по местонахождению  объекта налогообложения – соответствующего вида пользования водным объектом. В то же время глава 25.2 НК РФ не оговаривает  решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.

Кроме того, договором  пользования водным объектом, расположенным  на территории нескольких субъектов  РФ, могут быть определены параметры  объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Информация о работе Водный налог