Современное состояние и перспективы развития Тракененской породы лошадей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:50, реферат

Краткое описание

В 1786 году умер король Фридрих II, не упомянув в завещании о Тракенене, и завод перешёл в собственность государства, но титул «Королевский» так и остался в названии завода. Новый король – Фридрих Вильгельм II поручает руководство всем коневодством Пруссии оберландшталмейстеру графу Линденау. Это был потомственный коневод. Его отец состоял в должности оберландшталмейстера Саксонии. Молодой граф изучил курс зооветеринарных наук в Дрездене, посетил многие конные заводы, был в Англии, где ознакомился лучшей в мире системой коннозаводства. Он был отличным всадником и любителем парфорсных охот. С большой энергией граф Линденау принялся за дело.

Содержание

Введение 3
Современное состояние породы 8
Перспективы тракененской породы 15
Мнение спортсменов о породе 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ершова.docx

— 456.33 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

***

Департамент научно-технологической политики и образования

*** 
ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

***  
Кафедра ветеринарной генетики и животноводства

 

Реферат

на тему : «Современное состояние и перспективы развития Тракененской породы лошадей»

 

 

                        

 

 

 

                                                                                   Выполнила студентка II курса                                                               

                                                                                   2 группы Ершова Елизавета

                                                                                   Юрьевна

                                                                                   Проверила Шараськина

                                                                                   Ольга Геннадьевна

 

 

Санкт-Петербург 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В 1786 году умер король Фридрих II, не упомянув в завещании о Тракенене, и завод перешёл в собственность государства, но титул «Королевский» так и остался в названии завода. Новый король – Фридрих Вильгельм II поручает руководство всем коневодством Пруссии оберландшталмейстеру графу Линденау. Это был потомственный коневод. Его отец состоял в должности оберландшталмейстера Саксонии. Молодой граф изучил курс зооветеринарных наук в Дрездене, посетил многие конные заводы, был в Англии, где ознакомился лучшей в мире системой коннозаводства. Он был отличным всадником и любителем парфорсных охот. С большой энергией граф Линденау принялся за дело. 

   Главной своей задачей он считал - обеспечение потребности в лошадях армии. В первую очередь, он занялся ревизией Тракененского завода. В 1787 году граф сам лично осмотрел всё поголовье лошадей завода и произвёл жёсткую выбраковку. Из 38 жеребцов было выбраковано 25, в первую очередь потомки английских полукровных жеребцов. 

   Из оставшихся 13 жеребцов прежнего состава было оставлено только 4 верховых жеребца, все серой масти: потомок Персианера – Аполло I и его сын – Пуппе, турецкий Муфти и англо-арабский Тамерлан из Цвайбрюккена. Остальные 9 жеребцов были молодые, первый год покрывавшие в Тракенене. Многие из них вскоре выбыли после 2-3 лет использования. 

   Такой же строгой выбраковке подвергся маточный состав завода: из 381 кобылы осталось 237 (65%). Выбракованные кобылы были узкогруды, вислозады, беднокостны, имели курбу, шпат, размёт, козинец, х-образность. Кроме того, они были мелкими. По данным «Племенной книги Тракенов», составленной бароном Штиллфридом в 1801 году, средний рост кобыл составлял 157/146 см при минимальном росте 149/140 см. В то время рост лошадей измерялся лентой, что на 8-10 см превышает измерение палкой, которое было введено только в 80-х годах XIX века. Во II томе Племенной книги лошадей Тракененского завода 1901 года издания Б. Эттинген даёт промеры лошадей лентой и палкой. Это позволяет для сравнения дать второй промер роста палкой тракененских лошадей прошлого. 

   Кобылы тракененского завода были поделены по мастям на 4 табуна: вороные, гнедые, рыжие – упряжного типа, и смешанные – верхового типа. Такой порядок размещения кобыл сохранился до последних дней завода. В дальнейшем, под влиянием используемых жеребцов каждый табун приобрёл определённый тип. 

   Было введено таврение лошадей Тракененского завода тавром «один рог лося» на правом бедре. 

   Граф Линденау по достоинству оценил начинание Домхардта по улучшению сельского коневодства. Он приказал теперь ежегодно оставлять в заводе по 100 жеребцов для случки с крестьянскими кобылами. Кроме того, были организованы ещё три сельских завода (заводских конюшен жеребцов) в Рагните, Инстербурге и Олетцко, для которых в спешном порядке были закуплены 200 жеребцов из Цвайбрюккена, Голштейна, Мекленбурга и Пруссии. Они были не лучшего качества и вскоре выбыли, вытесненные жеребцами Тракененского завода. Общее число жеребцов в 4 заводах достигло 270 голов. (книги Б.В. Камзолова "История Тракененской лошади" издательство "Кавалер паблишер ИООО", Минск, 2002 год.)

   В Западной Пруссии также было основано 4 сельских завода: в Мариенвердере, Мюнстервальде, Бромберге и Шнидемюлле с общим количеством 250 жеребцов. Это была зона упряжного коневодства, и комплектование этих заводов верховыми жеребцами не было таким быстрым, как в Восточной Пруссии. Только во второй половине XIX века Мариенвердер перешёл на тракененских жеребцов. Другие заводы просуществовали недолго и были разграблены войсками Наполеона в 1806 году. 

   Руководство всеми заводами было возложено на Фридриха фон Браухича (1755 –1839), которому было присвоено звание ландшталмейстера Литвы, с постоянным жительством в Тракенене. 

   Его через два года сменил новый ландшталмейстер Литвы Фридрих фон Белов (1750 – 1814), которому в дальнейшем, выпали все тяготы военных лет. С Браухтичем связана курьёзная история. От графа Линденау поступило распоряжение покрывать кобыл быками, а коров жеребцами. Граф видел в зоопарке города Касселя «таких животных» (вероятно, антилоп гну) и хотел иметь их в Тракенене. На таком тогда уровне была зоотехническая наука. Исполнительный Браухтич, всё же, не решился на такой эксперимент. 

   Для случки с королевскими жеребцами было осмотрено поголовье кобыл частных владельцев, и к случке на 1788 год было допущено 6049 кобыл. Допущенные кобылы были таврены тавром - «короной» на правом бедре, которое стало постоянным для восточно – прусского коневодства до 1890 года. 

   Из 6000 кобыл только 341 имели рост выше 157/145 см, 4758 кобыл были ниже 152/141 см. этот материал послужил основой восточно-прусской лошади. Через 8 лет, в 1796 году было затаврено 7324 кобылы, из них уже 2669 были выше 157/145 см. Самые крупные имели рост 165/156 см. Влияние тракененской крови сказалось очень положительно. Таврению подлежали только кобылы, пригодные для разведения. Использование жеребцов от крестьянских кобыл категорически запрещалось. В том же 1787 году были учреждены 10 заводов частных владельцев. 

   В 1788 году граф Линденау основывает новый королевский завод Фридриха Вильгельма в Нойштадт – Доссе, где также стали разводить полукровных лошадей. 

   Производящий состав завода комплектовался частично из Тракенена, и в последующие годы происходил постоянный обмен племенным материалом между заводами. Тавром завода стала стрела со змеёй, которое сохраняется до настоящего времени. По проекту Линденау были построены однотипичные административные здания в Тракенене и в заводе Фридриха Вильгельма. В Тракенене теперь можно видеть 200 летний дуб, посаженный графом Линденау перед этим зданием. В дальнейшем, это вошло в традицию. В парке Тракенена живут деревья с памятными камнями, посаженные видными деятелями прошлых веков, посещавших завод. 

   Основной целью завода граф Линденау видел: получение верховых лошадей и считал самым верным путём для этого – использование чистокровных арабских и английских жеребцов. «В заводском предназначении достоинство арабских и кровных английских лошадей можно сравнить с чистым золотом, но должно решительно исключить высоконогих, порочных и брак английских скакунов. С соблюдением сих только условий можно восстановить коннозаводство в нашем Отечестве». Здесь ясны требования к экстерьеру и работоспособности жеребцов. К этой идее граф Линденау, скорее всего пришёл позже, так как следующие за ревизией Тракенена 15 лет в завод поступило 52 жеребца совсем других пород: датских – 15, англо-арабских из Цвайбрюккена – 10, восточных –5, испанских – 5, английских полукровных – 6, нормандских – 3. Общей особенностью всех этих разнообразных жеребцов был крупный рост. Средний рост датских жеребцов равнялся 166,5/158 см, испанских – 160,5/151 см и даже восточные чистокровные были по 162/1152 см. Только англо-арабы имели рост 159,5/149 см. Рост десяти жеребцов разных пород был 166/157 до 181/170 см. Повышение роста тракененских лошадей было главной задачей в этот период. Некоторые авторы основывают отход Линденау от основных принципов, отсутствием средств в казне, на покупку чистокровных жеребцов, но большая часть этих жеребцов всё-таки была куплена. Использование их в Тракенене было бессистемным и кратковременным в 1-3 года. От большинства из них получено от 3 до 25 голов приплода. Только от испанского Хуа Эмбарка, вор., 160/150 см осталось 111 голов приплода за 1791 – 1802 гг. Сыновей от него не осталось. 

   От датского жеребца Миноса I, вор.,1783 г 173/164 см за 3 года было получено только 12 голов приплода, но он стал родоначальником линии через своих двух сыновей, которая продолжалась до 1814 года в четырёх поколениях. 

   Регулярные закупки восточных жеребцов начались с 1792 года. За 5 лет в Тракенен поступило 12 восточных жеребцов из Аравии-5, из Турции – 2, из Персии – 1, из Вены и Парижа по одному, из Нойштадта – 2. В документах имеются отметки о породной принадлежности жеребцов. Арабские жеребцы отмечаются знаком «ОХ», азиатские, так называемые восточные чистокровные – знаком «OV». Из 12 восточных жеребцов – 5 были арабскими, а 7 – восточными чистокровными. Все 5 арабских жеребцов были серыми. Граф Линденау был неравнодушен к серой масти. Использовались эти жеребцы очень мало, оставив от 2 до 27 голов потомства. Более интенсивно использовались восточные жеребцы. От купленного в Аравии – Бенесахера (серый 154/142 см) получено 103 жеребёнка, от серого Делуе, 160/150 см, из Константинополя – 130. 

   Самым ценным оказался вороной жеребец Ништи (правильно Недши), 1783 г.р., купленный французами на востоке, не крупный 149/140 см приобретённый затем для завода Фридриха Вильгельма. Последние годы жизни с 1703 года он 6 лет стоял в Тракененском заводе. От него осталось только 37 голов потомства, но позже из завода Фридриха Вильгельма поступило 5 его сыновей и 2 внука от английских кобыл, которые были крупнее отца: по 158-162 см (147-152). Его сын – Карбар, гнедой, 1790 162/152 см дал 73 потомка, в том числе 2 производителя. 

   Восточную кровь несли также жеребцы из Цвайбрюккена и завода Фридриха Вильгельма, которые, как правило, происходили от восточных жеребцов и английских чистокровных кобыл. До 1800 года в Тракенен поступил 21 такой жеребец. 

   Кроме упомянутого Карбара, большое потомство (83 головы) оставил гнедой Кальмал 160/150 см, от арабского Армидона и чистокровной кобылы, и золотисто – соловый Кульбланк 1, 160/150 см, аналогичного происхождения (94 потомка). От последнего - осталось два сына, из которых рыжий Карил, 1799 г.р., 162/152 за 15 лет дал 149 голов приплода, в том числе 5 производителей. 

   Больших прямых линий восточные жеребцы не оставили, но восточная кровь накапливалась в маточном составе Тракененского завода через дочерей. 

   До 1787 года в Тракенен не поступало посторонних кобыл. С началом покупки жеребцов в Турции, Персии, Дании и Англии, стали поступать и кобылы из этих стран. До 1800 года в Тракенен пришли из завода Фридриха Вильгельма 56 кобыл, 6 из Мекленбурга, 27 английских полукровных, 12 датских, 1 турецкая. Лучшие из них стали родоначальницами старотракененских семейств. 

   С 1798 года в Тракенен стали поступать потомки Туркменатти, открывшие новую главу в истории племенной работы завода. 

(Из истории тракененской породы 14 марта 2003 Сборник статей: о коннозаводстве Пруссии, эвакуация и последние дни существования Тракенена, лошади конзавода им. Кирова... Дивово 2002  Автор: ВНИИК Материалы готовили: Дорофеева А.В., Викулова Л.П., Забродин В.А.  Перевод: Шепетиевского А.Л. )

 

 

 

 

 

 

Современное состояние породы

   В настоящее время  в Европе идет тенденция на  уменьшение спроса на немецких тракенов. Считается, что немецкая тракененская лошадь не имеет крепости фундамента, тяжела на рот, обладает нестабильной психикой. В то же время значительно возрос спрос на "русских тракенов". Это подтверждается удачными покупками немецких специалистов у нас за последние несколько лет. Были проданы такие жеребцы, как Топкий и Хоккей (и хотя их давно уже нет в живых, их сперма широко рекламируется в каталогах и используется в Германии и других странах Западной Европы), Запрос - один из двух последних детей Пепла, Хорог, Плутарх и Эмирас. Страшно не то, что наши жеребцы- производители интересны для специалистов других стран, а то, что они не оставили у себя на Родине равноценной замены.

   Заслуги в классических  видах спорта сделали хорошую  рекламу русским тракенам. Это подтверждено хорошо известными именами: Пепел, Топкий, Эспадрон - олимпийские чемпионы. Остряк, Этюд, Тантал, Подарок, Херсон, Пакет, Драгун, Гарпун и многие другие - победители и призеры соревнований в СССР. Для сравнения могу привести пример: немецкие тракены были на вершине пьедестала только на Олимпиаде 1936 года, завоевав 6 золотых медалей. Далее, только в 1984 году серый жеребец Абдулла (Abdullah), принадлежащий американской команде, но являющийся продуктом немецкой селекции, принес золото своей команде на XXIII Олимпийских играх (и серебро в личном зачете).

   Обратимся к разведению  тракенов на Северо-Западе России, а именно, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Псковской и Новгородской областях. Начнем с самого крупного хозяйства - конефермы, принадлежащей птицефабрике "Русско-Высоцкая". Она была организована более 10 лет назад и укомплектована матками конных заводов "Доватор", Кировского и Нямунского. Были завезены чистопородные тракененские жеребцы: 141 Хореограф 33 (107 Хоккей-650 Хлорка), гнедой, 1983 г.р. и 142 Хром (бывш. Хрип) (119 Холл-599 Первая), 1981 г.р., вороной.

   Хореограф родился  в конезаводе им. С.М. Кирова и  принадлежит к новой линии  арабского Прибоя ох, сформировавшейся  после II Мировой войны. Это был  невысокий нарядный жеребец с  огромным потенциалом, который он  передавал своим потомкам. За  свою племенную деятельность  он дал 60 потомков. Три его дочери  оставлены в рабочем составе "Русско-Высоцкой". Победительница испытаний - эталонная кобыла Хорватия и ее сестра Эйха сейчас работают в маточном составе АСО "Кавказ" Краснодарского края (принадлежит "Клубу Тихонова"). Из жеребцов работают: лицензированный Крах (163-190-21), 1992 г.р., принадлежащий п/ф "Русско-Высоцкой", Вехт (167-183-19,5), 1993 г.р., принадлежащий фермерскому хозяйству Маланичевых, и Хохтан (161-183-20), 1997 г.р., принадлежащий КСОО "Зевс".

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития Тракененской породы лошадей