Пограничные состояния психического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Содержание

Пограничные состояния психического здоровья.................3

1. Введение.............................................................................................3

2. Психическая дезадаптация...............................................................4

3. Понятие невроза.................................................................................8

Факторы развития здоровой личности..............................................13

1.Наследственность...............................................................................13

2. Окружение в детстве.........................................................................14

3.Сверстники..........................................................................................14

4.Школа..................................................................................................14

5.Книги и телевизор, интернет.............................................................14

6. Самообразование и саморазвитие..................................................15

Список используемой литературы.....................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Валеология 1.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

Другим причинным фактором невроза считают "психическую  травму", тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими  возрастами, предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развиваетсяидеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении  отклонений в развитии личности, могущих  привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания, принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции "Я", как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification) вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в видегиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как "доминирующая" или "потворствующая", а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного илиограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки ("кумир семьи"), напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуетсяальтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные  отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят  исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля  воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или  наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных  воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к  перенапряжению нервных процессов  и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком  как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных  нарушений, условность выделения невротических  расстройств, множественность причинных  факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия  невроза разными психологами  и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических  нарушений, в конечном итоге привело  к отказу от использования этого  термина в современной клинико-психологической  практике.

В современной клинической  психологии вместо термина "невроз" принято говорить о связанных  со стрессом расстройствах, которые  по традиции называют "невротическими". Употребление термина "невротические расстройства"вместо термина "невроз" освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не "пограничными" по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам  сегодня относят:

- фобические расстройства;

- тревожные расстройства;

- навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

- острую реакцию на  стресс;

- посттравматическое стрессовое  расстройство;

- расстройства приспособительных  реакций (адаптации);

- диссоциативные (конверсионные) расстройства;

- соматоформные расстройства;

- неврастению;

- синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие  невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним  связан обширный объем психологической  и медицинской литературы, кроме  того, оно широко используется в  обыденной речи.

Следует отличать понятие  пограничных психических расстройств  в отечественной клинической  психологии от созвучного термина "пограничный  тип эмоционально неустойчивого  расстройства личности (пограничное  расстройство личности)", который  принят в международной классификации  психических расстройств и нарушений  поведения. Под пограничным расстройством  личности понимается тотальная неспособность  человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого  образа "Я", поддержанию устойчивого  позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку  по своим проявлениям занимает промежуточное  место между невротическими и  психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности.

Факторы развития здоровой личности.

Развитие личности – это длительный процесс, происходящий всё время жизни индивидуума. К факторам, влияющим на развитие личности, несомненно, можно отнести наследственность, воспитание, социальную среду в котором вырос человек и самообразование.

 

Факторы развития личности:

Наследственность

Это малоуправляемый фактор, хотя только матери знают об истинном отце ребёнка, в последнее время генетика шагнула вперёд, и теперь можно определить кто отец ребёнка, но решать, кто будет его отцом для девушки лучше заранее. Плохая наследственность это весьма неблагоприятный фактор. В средние века существовало право первой ночи, без сомнения улучшавшее потомство. К одной из непроверенных версий относится телегония, но к непроверенным фактам я отношусь с изрядной долей скептицизма. Развитие личности напрямую зависит от наследственности.

Окружение в детстве.

Все дети учатся на примерах родителей, впитывая, как губка, модели поведения и стереотипы на много  лет вперёд. Родители, которые пьют и курят мало того что гробят собственное  здоровье (это их личное дело), но и  закладывают у детей модели поведения, когда с раннего возраста дети тащат в рот то пустую бутылку, то окурки. Словарный запас и отношение  к маме — сын копирует у папы. Отношение к будущему мужу и детям  — девочка копирует у мамы. Развитие личности начинается уже в младенческом возрасте, когда ребёнок учится манипулировать родителями криком и слезами. Он их так дрессирует, как собачек. Заплакал — забегали, заорал — примчались и принесли конфетку, упал и заорал — подняли, поцеловали в попку, вытерли слёзы, дали конфетку. Хотите вырастить иждивенца и нахлебника — чаще целуйте в попу. Окружающая обстановка в детстве – очень сильный фактор развития личности, более важный чем наследственность.

Сверстники.

Больше всего влияние на формирование личности детей оказывает улица, особенно если детей не стараются понять их родители. Во дворе личность формируется по стайным законам. Слабаки убегают домой и сидят за компьютерами, или возле телевизора. Кто кем станет во дворе, опять же, зависит от родителей. Вместо защиты и ругани с родителями соседских подростков — отдавайте сына на бокс. Во дворе станет тише, и ваш сын сам решит все свои проблемы. Забудьте про все мифические системы единоборств, бокс и борьба решат все вопросы вашего сына во дворе. Важнейший фактор воспитания

Школа

Школа воспитывает чаще плохо, чем хорошо, ложные стереотипы, совместное обучение, мрачные преподаватели, алкоголик  трудовик и физрук, постоянно конфликтующие  соученики… Важно, кто из взрослых и какие взрослые находятся рядом с ребёнком. Постарайтесь найти хорошие примеры для подражания. Пусть сын или дочь учатся у них. Это могут быть тренера, преподаватели, достойные подражания.

Книги и телевизор, интернет.

Это методы воспитания, которые  можно контролировать лишь опосредованно. Постарайтесь, чтобы ребёнок видел  вас с книгой, а не с бутылкой. Можно ограничить интернет, для определённого  возраста детей есть программы, модерирующие ресуры, по которым сможет перемещаться ваш ребёнок. Дуровизор, или зомбоящик лучше исключить из дому вообще. Всё что можно взять из телепрограмм есть в интернете. Уже без рекламы и дурацких новостей.

Самообразование и саморазвитие.

Это то, что человек сам  меняет в себе в процессе жизни. Сознательно  изменяясь в нужную ему сторону. Процесс сложный, но эффект будет  однозначно.

Вот в принципе и все  основные факторы развития личности. Постарайтесь их использовать грамотно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Информация о работе Пограничные состояния психического здоровья