История развития сестренского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:05, творческая работа

Краткое описание

Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия и создавали комфортабельные условия для больных, чаще родственников

Вложенные файлы: 1 файл

История развития сестринского дела.Киселев Максим(С-021)1бригада..ppt

— 1.58 Мб (Скачать файл)

История развития 
сестринского дела

 Становление ухода на Руси

 

Женский уход за больными  существовал во все времена  и во всех странах мира. Женщины  выполняли гигиенические мероприятия  и создавали комфортабельные  условия для больных, чаще родственников.

В монастырях сестры  ухаживали за больными бескорыстно. Массово для ухода за больными  женщины не привлекались. На Руси  уже в Х веке княгиня Ольга  организовала больницу, где уход  был поручен женщинам. В XVI веке "Стоглавый  собор" издает указ об организации  мужских и женских богаделен  с привлечением на работу женщин.

Развитие ухода

 

Примерно в 1707 году в  Москве был создан первый гражданский  госпиталь, а в 1715 году указом  Петра I были организованы воспитательные  дома в которых должны были  служить женщины. Затем привлечение  женщины к работе в больницах  было отменено, роль сиделок выполняли  отставные солдаты. Возможно использование  женского труда носило временный  характер. В 1735 году вышел генеральный  регламент о госпиталях, в котором  определяется сфера деятельности  женщин (мытье полов, стирка белья). В 1763 году в Москве учреждена  Павловская больница, где специально  для больных женщин имелись "бабы - сидельницы" из вдов и жен  больничных солдат. Специального  обучения сестер не было

 Сестринский уход

 

Многие считают, что именно  с 1803 года в России возникло "сестринское  дело". Спорить с этим трудно, но именно с начала 19 века началась  специальная подготовка женского  сестринского персонала. В 1818 году  был создан "Институт сердобольных  вдов", а при больницах появились  курсы сиделок для женщин. Другие  авторы считают, что сестры милосердия  появились в России только  в 1841 году, после создания первой  общины сестер милосердия (Свято-Троицкой). В 1854 году была создана Крестовоздвиженная  община сестер милосердия. Ее  настоятельной стала Е.М. Балунина  – некоторые авторы считают  именно ее основоположницей "сестринского  дела" в России. Во время Крымской  войны она проявила себя как  очень хороший организатор. После  войны она уехала в родовое  имение, в Тверской губернии, и  организовала там лечебницу для  крестьян (считается основоположницей  сельской медицины). Велико участие  в развитие "сестринского дела" Н.И. Пирогова – великого русского  хирурга. Когда была создана крестовоздвиженская  община Пирогов руководил ею. Пирогов активно привлекал к  уходу женщин, поддерживал нововведения  среди сестринского персонала.

 Реформирование сестринского образования в начале

 

В начале ХХ столетия  руководство благотворительными  учреждениями возглавила великая  княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо - Марьинская  обитель, которая к 1911 году становится "центром милосердия" в Москве. В 1914 году община была превращена  в госпиталь в связи с началом  Первой Мировой Войны. Подготовка  сестринского персонала осуществлялась  при общинах. До 1917 года в России  насчитывалось 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестер  милосердия, на котором было учреждено  Всероссийское общество сестер  милосердия

Первые медицинские школы  появились в 1920 году. Были разработаны  программы по подготовки акушерок, медсестер и санитаров. В 1927 году  под руководством Н.А. Семашко, издано "Положение о медсестрах" в  котором определены обязанности  медицинских сестер по уходу  за больными. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медсестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ  и отделений.

В это время появляются  новые требования к подготовке  медсестер: "для сознательного  отношения к назначениям врача, она должна быть медицински  грамотна". Но на деятельность  медсестер это не сказалось. Сознательное  отношение к назначениям врача, даже если оно и вырабатывается, остается невостребованным (всю  ответственность несет врач).

‘’Сердобольные вдовы’’  должны были осваивать и некоторые  медицинские приемы для оказания  помощи больным. После годичного  испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были  приведены к присяге, и императрица  на каждую посвященную возложила  особый знак золотой крест, на  одной из сторон  которого было  написано ‘’сердоболие’’

  • Сердобольные вдовы явились своего рода предшественницами сестер милосердия и в течении длительного времени существовали одновременно с ними.
  • В 1844 году по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольной заведение-первая в России община сестер милосердия, получившая название’’Свято-Троицкая’’.
  • В общину принимали вдов и девиц в возрасте от 20-40 лет. Обучение проводилось в начале в I Сухопутном госпитале, а затем в стенах самой общины силами врачей, состоящих там на службе. Сестер обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре. Работали они как в больницах, так и в чистых домах.

Н.И. Пирогов периодически, на протяжении 1845-1856гг. Проводил  в больнице общины операции  и вскрытия.

  • Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге, Одессе. В Москве в конце 50-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурство несли монахини из Вознесенского монастыря.
  • Однако свои требования к более широкому развитию женского ухода за больными в России предъявила Крымская война в 1853-1856 гг.
  • После крымской войны Е.М. Бакунина принялась за создание новой общины сестер милосердия. Но к сожалению ее стремление, ее борьба против превращения общины в религиозный орден, потерпела поражение. У нее появилось твердое мнение, что в основу таких общин нужно придерживаться принципов моральных, нежели религиозных. Неважно к какой религии относится сестра, важны ее общественные и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна, и летом 1860 Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была Сестрой настоятельницей.

 


Информация о работе История развития сестренского дела