Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Форма налогового контроля………………………………………………...4-11
2. Методы налогового контроля………………………………………….…12-16
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы……………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

БЮДЖЕТ РЕФЕРАТ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  РФ

Департамент научно-технологической  политики и образования

ФГБОУ ВПО

« Ярославская сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Бюджет и БС»

 

на тему:  «Формы и методы налогового контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

35 группы очного отделения

Чернецова Анастасия  Александровна

Преподаватель: Бельский И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2013

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

1.Форма налогового контроля………………………………………………...4-11

2. Методы налогового контроля………………………………………….…12-16

 

Заключение…………………………………………………………………….…17

Список использованной литературы……………………………………...……18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих  налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Налоговый контроль –  ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Об актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и  методов в настоящее время  говорят меры, предпринимаемые государством, по обеспечению его эффективности  и развития. Одним из примеров может  послужить Федеральный Закон  от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший значительные поправки в положения гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса по вопросам порядка проведения налогового контроля и налоговой ответственности, правила учета организаций и физических лиц и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы налогового контроля

 

«Форма контроля –  это способ конкретного выражения  и организации контрольных действий», относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».

В ст. 82 Налогового Кодекса  указываются следующие формы  налогового контроля:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Также многие ученые к  методам налогового контроля как  в форме государственного финансового  контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам, так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией». Однако все авторы сходятся в одном – «налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах»

Налоговая проверка –  это процессуальное действие налогового органа по контролю «за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей». Налоговая проверка «осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности».

В соответствии с Налоговым  Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Выделяются различные  виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация  на основании объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

  1. камеральная налоговая проверка;
  2. выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка – «это проверка представленных

налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа».

Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:

    1. Формальная проверка – «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок», проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример ошибок, которые  могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы  измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»

    1. Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

Пример ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках

    1. Нормативная проверка – «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. ».

Пример ошибки, который  может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.

Таким образом, посредством  «исследования каждого отдельного документа при выявлении нарушения  налогового законодательства можно  выявить ошибки при определении  объекта налогообложения и расчете сумм налога».

Срок проведения камеральной  налоговой проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может  подаваться как в письменном, так и в электронном виде. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов».

Одной из особенностей камеральной  проверки является её проведение по месту  нахождения налогового органа.

В соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления  ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика».

В Налоговом кодексе  исчерпывающе указаны случаи, когда  проверяющие имеют право запрашивать  у налогоплательщика документы.

при использовании налоговых  льгот (проверяющие имеют право  истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);

при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);

при проведении камеральной  налоговой проверки по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов;

если НК РФ предусмотрена  обязанность налогоплательщика  представить вместе с подаваемой декларацией документы.

Поэтому «когда налоговый  орган при проведении камеральной  налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований  для истребования у налогоплательщика  объяснений, а также первичных учетных документов нет».

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым  органам повторно проводить камеральные  проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации.

В результате камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. Решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

3. решение о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных  проверок. «Выездная проверка как  наиболее трудоемкая форма налогового  контроля должна назначаться  только в тех случаях, когда  возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте».

Выездная налоговая проверка – «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика».

Характерной чертой выездной налоговой  проверки является место ее проведения – на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может  предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения  руководителем налогового органа или  его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса  объектом выездной налоговой проверки являются отчетная документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период не более трех календарных лет и текущий календарный год.

«Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля