Товары Гиффена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной ситуации, сложившейся как в экономики Росии, так и мира в целом возникает повышенный интерес к изучению процессов роста цен на различные товары. Падение уровня доходов населения несомненно сказывается на уровне потребления различных экономических благ.
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение «парадокса» Гиффена, и соотношение теории по этому вопросу с практикой, т.е. реальной жизнью в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Эффект Гиффена 5
1.1 Определение понятия Товар Гиффена …………………………………….5
1.2 Закон спроса, эластичность спроса 6
1.3 Научный взгляд на “парадокс” Гиффена. 13
Глава 2 Эффект Гиффена в современной экономике 21
2.1 Продовольственный рынок 21
2.2 Эффект Гиффена в банковской сфере 22
2.3 Парадокс Гиффена на примерах …………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы: 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

Данные 2008 года также могут  свидетельствовать о росте объемов  продаж иностранной валюты, в связи  с ростом ее курса и ожидании его  дальнейшего повышения. В этом наглядно можно было убедиться на примере банков в Ярославской области в конце декабря 2008года. На данный период курс ЦБ составлял: Доллар США - 29.3916, Евро - 41.427. Однако физические лица желающие приобрести иностранную валюту могли это сделать по значительно менее выгодному для себя «обменнику»: Доллар США 33-34 рубля, Евро 46-48 рублей. Тем не менее, покупательский спрос не только не уменьшился, но и вырос до такой степени, что в предновогодние дни в некоторых офисах банков наблюдались очереди, а иногда и отказ банка в продаже валюты, за причиной ее наличного отсутствия.

Безусловно, нельзя однозначно утверждать,  что  именно  в  случае  с  услугой  по  продаже  наличной иностранной валюты можно  говорить о товарах Гиффена. Данные факты скорее являются оценкой взаимной согласованности в рассматриваемых  изменениях, и не могут служить  доказательством наличия  причинно-следственной  связи  между  ростом продаж валюты и ростом её курса. Это всего лишь тенденции, на которые стоит обратить внимание.

 

 

 

Парадокс Гиффена  на примерах

  1. Калории и вкус

Считаем, что человек ест макароны и мясо. 1 калория макарон дешевле, чем 1 калория мяса. По иерархии потребностей человек сначала удовлетворяет потребность в калориях, а если это возможно, максимизирует вкус.

Пусть доход человека, потребность в калориях. Если он будет есть меньше , он будет недоедать и не сможет выполнять свою работу. Стоимость одной калории макарон , мяса . При соотношении макарон и мяса достигается лучший вкус.

Положительный коэффициент эластичности спроса на тот или иной товар может быть связан не только с «моделью идеального потребителя», но и с массовой психологией.

Например:

- Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их покупать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.

- Положительная эластичность  спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут - опасаются, что подделка. В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию - товары Веблена.

 

  1. Повышение цен на бензин

Существует неподтверждённое предположение, что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена - потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.

 

  1. Кредиты

 

Если считать кредиты услугой (хотя многие банки называют свои услуги «кредитными продуктами»), то и в этом случае наблюдается положительная зависимость, поскольку при повышении цены (процентной ставки по кредиту) происходит увеличение доли расходов на обслуживание кредита за счёт сокращения других расходов.

 

 

  1. Эффект Гиффена в Санкт-Петербурге

 
           Исходя из статистических данных об изменении оптовых цен  за 1999 г., была выявлена зависимость цены от момента времени года. При этом за начальную точку отсчета принимается 1 января, а в качестве конечного момента времени берется 31 декабря. 
          Прогноз цены на 1 кг колбасы на 1 марта 2000 года - 44.81 руб/кг. Однако администрация фирмы-производителя, в экспериментальных целях приняла решение 1 марта 2000 года снизить цены до 39.1 руб/кг. Эксперимент привел к росту потребления – вместо закупок по 982.548 кг/сут у фирмы стали закупать по 1267.51 кг/сут. Однако, несмотря на возросшее в связи со снижением цены потребление, экономистами фирмы-производителя было вычислено, что, несмотря на рост потребления, снижение оптовой цены до 39.1 руб/кг экономически не выгодно для производителя. Поэтому, 13 апреля 2000 года оптовые цены были вновь возвращены к 43.2 руб/кг. Последнее привело к падению потребления с 1267.51 кг/сут до 1194.88 кг/сут. Однако, вследствие того, что при цене 43.2  руб/кг в начале 2000 года потребление было  982.548 кг/сут, администрация фирмы сочла результат повышения цены положительным и 11 мая 2000 года снова повысила оптовую цену  до 45.0 руб/кг, то есть на 4.2 %. Очередное повышение цены вызвало рост потребления  до 1361.80 кг/сут.  
           Прогноз цены на 11 мая, - 46.65 руб/кг, то есть лишь на 3,5 % отличается от действительной – 45,0 руб/кг. Полученный результат, а также наличие общеизвестной информации об уровне инфляции в России в 2000 году дает основание предположению о дальнейшем росте цены на колбасу в 2000 году. 
           Решением администрации фирмы-производителя 22 мая цена вновь была поднята до 45.24 руб/кг. Прогноз цены на 22 мая составил 45,52 руб/кг. 
           За исследуемый временной период обнаружен рост потребления с увеличением цены за килограмм продукции говорит о наличии в ценообразовании  в исследуемый период года эффекта Гиффена: колбаса в Санкт-Петербурге стала товаром Гиффена. 
             Результаты анализа статистических данных  цен на колбасу в 1999 - 2000 гг. в Санкт-Петербурге и соответствующих им объемов потребления показали, что до 22.05.2000 г. колбаса в Санкт-Петербурге являлась товаром Гиффена. С июня 2000 г. она перестала проявляться как товар Гиффена – функция спроса приобрела известную закономерность: чем выше цена, тем ниже спрос. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В зарубежной и отечественной  литературе существуют различные толкования парадокса Гиффена. Так некоторые  исследователи считают, что обнаруженная закономерность в большей степени  выражена применительно ко «второму хлебу», т.е. картофелю, а так же некоторым  близким овощным культурам. Универсальное  объяснение может быть дано при сравнительном  анализе расхождений между статистическими  коэффициентами, полученными из бюджетных  данных потребления  «предметов первой необходимости», и коэффициентами, исчисленными на основе динамических рядов объемов конечных продаж соответствующих  продуктов. Такие аналитические  расчеты произвел А. Маршалл по предварительно построенным функциям спроса, например на зеленый горошек и др., при различных ценах и для различных слоев населения. Схожие расчеты характеристик потребления семей с тонкой экономической интерпретацией осуществил лауреат нобелевской премии (1976) за исследования в области потребления, истории и теории денег Мильтон Фридман.

Суть этого феномена в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (вопреки закону спроса), величина спроса растет при росте цены.

Конечно, “товары Гиффена” весьма редки, но в строгой логике теории потребительского поведения  возможность появления таких товаров существует. Можно сказать, что на практике появление “товара Гиффена” - это сигнал социального неблагополучия, свидетельство снижения жизненного уровня отдельных общественных слоев.

Если говорить о России, то можно вспомнить про хлеб - товар постоянного спроса. Его  можно отнести к товарам с  отрицательной эластичностью спроса по цене (так называемые «товары  Гиффена): чем ниже доходы потребителей, тем больше они потребляют этот продукт. Это понятно: в таких случаях именно хлебом население заменяет белковые продукты - мясо, молоко. Эта ситуация в полной мере проявилась в период кризиса 1998 года, когда производство и потребление хлеба существенно выросло. В последние несколько лет, экономическая ситуация в стране заметно улучшилась, что  привело к уменьшению объемов производства хлеба на 85 – 90 % в год.

Влияние мирового финансового  кризиса 2008г. Привело к тому, что  экономика России, как и других стран, в настоящее время вошла  в зону турбулентности.  Вероятность  появления товаров Гиффена кажется  уже не такой абстрактной.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: “Дело Лтд”, 1994. – 720 с.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 1994. - 349с
  3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: АО"Санкт-Петербург оркестр", 1994. – 448 с.
  4. Максимова  В.Ф.  Микроэкономика:  Учебное  пособие/Московский  международный  институт  эконометрики,  информатики,финансов и права. – М.: 2003. – 129 с.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1 - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 26 c.
  6. Маслоу. А. Г.  Мотивация и личность: Пер. с англ. / А. Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 479 с.
  7. Микроэкономика: практический подход: учебник./ Под. ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004 – 672 с.
  8. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
  9. Одинец В. П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. Спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб.: издательство Санкт-петербургского университета экономики и финансов, 1993. – 158с.
  10. Светуньков С. Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена-объем-доход. – М.: Аналитическое агентство BENSON. 2002. – 106 с.
  11. Тарасевич А. С., Гребенников П. И., Лересский А. И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 375 с.
  12. Теория потребительского поведения и спроса./ Под. ред. В. Н. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380 с.
  13. Усов. А.Теория предельной полезности [Электрон. текстовые данные]: опыт критического анализа / А.Усов ; Электронная полнотекстовая "Библиотека Ихтика". - 2008. - 171000 байт; - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/

 

 

 

 

1 Гальперин В.М Микроэкономика./ Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И - Спб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. - С. 43-44

2 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1. С. 201

3 Информация взята из пресс-релиза Экономика Ставропольского края за I полугодие 2008 года опубликованного на сайте stavrop.gks.ru

4 Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.С. 367

5Таблица разработана на основе данных размещенных на сайте ЦБ РФ. www.cbr.ru/statistics

6 Таблица разработана на основе данных размещенных на сайте ЦБ РФ. www.cbr.ru/statistics

 


Информация о работе Товары Гиффена