Специфика налогообложения в оффшорных зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время широкое распространение получают оффшорные зоны. Интерес к развитию данной темы проявляют такие известные всемирные организации как Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Содействия и Развития. Также этой проблеме уделяют необходимое внимание специализированные подразделения Организации Объединенных Наций, Европейского союза и отдельных стран

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность оффшорных зон в современной экономике 5
1.1. Понятие оффшорной зоны и оффшорной компании 5
1.2. Исторические предпосылки развития оффшорных зон 8
2. Специфика налогообложения в оффшорных зонах 11
2.1. Классификация оффшорных зон и оффшорных компаний 11
2.2 Специфика функционирования некоторых оффшорных зон 18
2.3. Преимущества и недостатки функционирования оффшорных зон 23
3. Перспективы развития и проблемы контроля оффшорного бизнеса в России 26
3.1. Основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России 26
3.2. Наиболее распространенные схемы использования налогового планирования 30
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика налогообложения в оффшорных зонах.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание 

 

 

Введение

 

В последнее время широкое распространение  получают оффшорные зоны. Интерес  к развитию данной темы проявляют  такие известные всемирные организации  как Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Содействия и Развития. Также этой проблеме уделяют необходимое внимание специализированные подразделения Организации Объединенных Наций, Европейского союза и отдельных стран.

Актуальность данной темы определяется влиянием оффшорных зон и компаний, функционирующих в них, на перераспределение финансовых ресурсов, которое связанно с притоком или оттоком капитала, что оказывает косвенное воздействие на экономику отдельных стран и на мировую экономику в целом. По некоторым подсчетам в оффшорных зонах в мире находится 5 триллионов долларов, на долю России, по предположениям экспертов, приходится от 500 до 700 миллиардов долларов США.

Интерес к этой теме весьма оправдан, так как в оффшорных зонах  концентрируются огромные объемы финансовых ресурсов, которые образуются как  легальным способом, так и нелегальным. Наглядным примером являются Каймановы острова, которые считаются пятым финансовым центом в мире, после Лондона, Нью-Йорка, Токио и Гонконга. Количество фирм, зарегистрированных на этих островах, намного больше числа жителей, а объем аккумулированных капиталов превышает 500 млрд. долларов.

Именно правительства индустриальных государств создали оффшорный бизнес. В 60-70-е годы они вводили многочисленные ограничения на движение капиталов  и наращивали налоговое бремя. Наступил звездный час для удаленных территорий, которые смогли предоставить удобные условия для инвесторов. Особенно полюбили острова в банках и других финансовых институтах. Благодаря гибкому законодательству здесь можно было разрабатывать сложнейшие бизнес-процессы. В результате, когда 80-е и 90-е годы национальные правительства начали снижать налоги, пытаясь таким образом противостоять оффшорам, ожидаемого снижения потока оффшорных капиталов не произошло.

Сегодня в мире есть явная тенденция снижения налогового бремени в странах, которые оффшорами хотя и не являются, но стремятся повысить свою привлекательность для внутренних и иностранных инвесторов, чтобы составить какую-то конкуренцию оффшорам. Это происходит в Ирландии и в какой-то мере в России.

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования и специфики налогообложения оффшорных зон.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность оффшорных зон в современной экономике;
  • рассмотреть классификация оффшорных зон и оффшорных компаний;
  • охарактеризовать специфику функционирования некоторых оффшорных зон;
  • проанализировать наиболее распространенные схемы использования налогового планирования с использованием оффшоров;
  • выявить основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России.

Объектом курсовой работы являются оффшорные зоны в современной  мировой экономической системе.

Предмет исследования – специфика  налогообложения в оффшорных  зонах.

В ходе написания курсовой работы был использован широкий спектр учебной и научной литературы, касающийся вопросов организации и функционирования международного бизнеса. Также использовались материалы профильных периодических изданий и законодательные акты.

 

1. Понятие и сущность оффшорных зон в современной экономике

1.1. Понятие оффшорной зоны и оффшорной компании

 

Термин «оффшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем географической избирательности. Т.е., компания территориально переместила деятельность, которую правительство США должно было регулировать и контролировать, за пределы возможной досягаемости налоговых органов.

В русский язык термин "оффшор" пришёл из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный". В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.

Итак, оффшорная зона - это независимое государство или территория другого государства с некоторой степенью автономии, чьё законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами [6, с. 131].

Льготы чаще всего заключаются  в полном отсутствии налогов при выполнении определённых условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%).

Страна регистрации взимает  плату за регистрацию и фиксированную  ежегодную пошлину, как правило, небольшую. Также необходимо платить  гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей официального агента.

Кроме того, к настоящему времени  оффшор превратился в одни из самых  известных и эффективных методов  налогового планирования. Основой этого  метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

Оффшорные зоны дают использующим их компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу  при ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций. При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

Оффшорная компания – это компания, которая не ведет хозяйственной  деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран.

Оффшорная компания - предпринимательское  товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Однако, в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации, при условии, что она не извлекает доходов в этой стране, а владельцы и директора не являются резидентами этой страны. 
Образуя оффшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и существенно уменьшить выплаты по социальному и подоходному налогам [8, с. 57].

Оффшорные компании также широко используются для хранения личных сбережений. Это  позволяет гражданам стран с  нестабильной экономикой держать средства в надёжных зарубежных банках, не нарушая при этом законов собственной страны.

В большинстве стран за исключением  нескольких европейских, отсутствуют  какие-либо ограничения на формирование уставного капитала и его оплату в момент регистрация компании.

Как правило, оффшорные компании освобождены от предоставления бухгалтерских отчетов в какие-либо государственные органы, поэтому формы ведения бухгалтерии могут быть абсолютно произвольными. Исключение составляют лишь несколько стран, требующих от оффшорных компаний предоставления ежегодного аудиторского отчета.

Конфиденциальность  информации о владельцах компаний в  большинстве оффшорных стран  гарантируется соответствующими законами, некоторые из которых предусматривают  уголовную ответственность за разглашение  имен владельцев компаний. В случае регистрации компании в одной из немногих стран, где информация о владельцах является публичной, полная конфиденциальность обеспечивается услугами номинальных акционеров и директоров.

Кроме минимизации  налогов, оффшорные зоны позволяют  осуществлять внешнеторговую, финансовую, банковскую и инвестиционную деятельность. Об этом будет более подробно изложено ниже.

Страна, предоставляющая  налоговые льготы имеет свой интерес. Так, эти страны заинтересованы в  привлечении международного бизнеса, так как каждая оффшорная фирма платит как напрямую в местный бюджет, так и местной администрирующей компании, часто юридической и бухгалтерской компаниям, иногда хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний, гостиниц, ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нём местным гражданам и т.д. Всё это является важными поступлениями для небольших островных государств с населением от 10 000, таких как Теркс и Кайкос, Бермудские острова до 250000 жителей, например, Багамские острова. Даже если та или иная компания не разворачивает деятельность в полной мере, она всё равно приносит небольшой доход стране, а в будущем может разрастись и в крупную фирму. Следует отметить, что практически во всех оффшорных странах существуют и обычные компании, платящие высокий налог на прибыль, однако они не представляют интереса для налогового планирования.

На сегодняшний  день в мире существует более 60 стран, законодательство которых предусматривают  налоговые льготы для оффшорных  компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Ирландия, Лихтенштейн Багамские и Сейшельские острова, остров Мэн, Британские Виргинские острова, американский штат, Делавэр [20, с. 41].

1.2. Исторические предпосылки развития оффшорных зон

 

Использование оффшорных схем не является исключительно современным явлением. Когда древние Афины ввели двухпроцентный импортный и экспортный налог, то греческие и финикийские купцы начали делать объезд в двадцать миль, чтобы избежать уплаты этих сборов. Вскоре небольшие соседние острова стали убежищами для беспошлинной и безналоговой торговли и местами накопления для контрабандного ввоза товаров в Афины без уплаты налогов.

В пятнадцатом  веке Фландрия была процветающим международным  коммерческим центром с небольшим количеством ограничений или налогами на местные или иностранные товары. В результате, английские купцы предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии, а не в Англии, где они должны были бы уплатить высокие налоги и пошлины [10, с. 387].

США имеют  историю уклонения от уплаты налогов еще с восемнадцатого века. Для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку.

В современной  экономике важнейшей целью создания оффшорных юрисдикции является привлечение финансового бизнеса. Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющаяся центром обмена денег. В восемнадцатом веке Городской Совет Женевы (Швейцария) принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского Совета.

Социальный  и политический переворот в Германии в 30-х годах этого века и введение в силу швейцарского Закона о банковской секретности в 1934 году (пересмотренный в 1971 году) обеспечили Швейцарии место в мировой финансовой секретности. Миллиарды долларов европейского богатства хранились в безопасности в швейцарских банках во время Второй Мировой войны.

В последнее  время другие страны ввели в силу законы о секретности по образу и  подобию швейцарских и стали  конкурировать за привлечение международных  капиталов. Многие страны налоговых  убежищ рассматривают финансовый бизнес в качестве относительно стабильного источника доходов и активно развивают его. Большинство стран налоговых убежищ проводят активную политику привлечения финансового бизнеса. Для многих островных государств, не располагающих конкурентными преимуществами, данный вид деятельности является единственно доступным способом привлечения ресурсов для экономического развития. Многие государства организуют семинары и их должностные лица выступают со статьями, рекламируя преимущества своей страны в качестве налогового убежища и юрисдикции финансовой секретности. Барбадосы, например, недавно приняли банковское законодательство для улучшения своей конкурентоспособности в качестве финансового центра. Багамы начали очень агрессивную компанию с тем, чтобы стать элитным центром регистрации банков, страховых компаний и судов. Каймановы Острова являются в последнее время самыми быстро растущими и наиболее выдающимися среди новых юрисдикций финансовой секретности. Они превратились в одно из крупнейших налоговых убежищ мира. Сегодня там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей, и считается, что имеется телексный аппарат на каждого мужчины, женщины и ребенка на острове Гранд Кайман. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов.

 

2. Специфика налогообложения  в оффшорных зонах

2.1. Классификация оффшорных зон и оффшорных компаний

 

Оффшорные юрисдикции по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью, можно разделить на три категории [9, с. 83]:

1. Небольшие  государства, острова с невысоким  уровнем развития собственной  экономики, но с достаточно  высокой политической стабильностью  (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование - это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая.

2. Государства,  где кроме оффшорных компаний, существуют обычные компании, которые  могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. К таким странам относятся: Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.

3. Государства  не являющиеся оффшорными зонами, но имеющими льготное налогообложение. Это - США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.

Исследуя данную тему необходимо рассмотреть  классификацию оффшорных компаний по различным признакам.

Рассматривая оффшорные компании, их можно классифицировать по некоторым  признакам. По признаку управления оффшорной  компании можно выделить два варианта:

  1. Руководство компанией осуществляется нерезидентами. Компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне, управляют нерезиденты страны регистрации, бизнес компании осуществляется за пределами страны регистрации и никакой доход не извлекается внутри ее. Такая компания не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов в стране регистрации.
  2. Руководство компанией осуществляется резидентами. Компании могут иметь зарегистрированный офис в оффшорной зоне и управляться местными директорами, но принадлежать нерезидентам страны регистрации.

Информация о работе Специфика налогообложения в оффшорных зонах