Социально - экономическое назначение внебюджетных фондов и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день бюджетную систему РФ составляют бюджеты различных уровней (федерального, регионального и местного), а так же внебюджетные фонды (федерального, регионального и местного уровней). Такая структура позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы государства.
Внебюджетные фонды - это финансовые учреждения государства, которые распоряжаются финансовыми ресурсами, для удовлетворения потребностей граждан. Их роль в финансовой деятельности государства довольно велика. Они выполняют две функции - распределительную и контрольную. Выполняя свои функции они перераспределяют национальный доход с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, выступают как совокупность финансовых ресурсов целевого назначения, находящихся в руках государства.

Вложенные файлы: 1 файл

О.Борисенко.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

О.БОРИСЕНКО

н.р. Л.А. КРАВЧУК

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИХ ВИДЫ.

 

На сегодняшний день бюджетную систему РФ составляют бюджеты различных уровней (федерального, регионального и местного), а так же внебюджетные фонды (федерального, регионального и местного уровней). Такая структура позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы государства.

Внебюджетные фонды - это финансовые учреждения государства, которые распоряжаются финансовыми ресурсами, для удовлетворения потребностей граждан. Их роль в финансовой деятельности государства довольно велика. Они выполняют две функции - распределительную и контрольную. Выполняя свои функции они перераспределяют национальный доход с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, выступают как совокупность финансовых ресурсов целевого назначения, находящихся в руках государства. Важной особенностью внебюджетных фондов является их обособленность от бюджета.

Существует несколько классификаций внебюджетных фондов, которые учитывают различия по цели создания внебюджетных фондов, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, а также могут быть классифицированы по различным другим признакам, например:

1. По целевому назначению выделяют следующие виды внебюджетных фондов :

А). социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

Б). экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

2. По уровням управления (зависит от государственного устройства):

А) федеральные (в них аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение);

Б) региональные (создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями);

В) местные (создаются для финансирования потребностей местного масштаба).

3. По срокам действия:

А) постоянные (срок деятельности неограничен)

Б)временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)

4. По принадлежности различают (зависит от субъекта - создателя данного внебюджетного фонда, зачастую, в зависимости от размеров субъекта варьируются размер внебюджетного фонда)

А)межгосударственные (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС)

Б)государственные (Пенсионный фонд РФ и. т. д.)

В)местные (региональные отделения государственных фондов и т.д.)

5. По правовому положению:

А)внебюджетные специальные фонды (осуществляют деятельность вне бюджета);

Б)бюджетные целевые фонды (прикреплены к соответствующему бюджету или бюджетам);

В) фонды, обладающие частичной самостоятельностью.

В зависимости от целей создания выделяется большое количество внебюджетных фондов, так как сфер их использования большое количество (раннее уже встречалась классификация внебюджетных фондов в зависимости от целей, данная классификация приведена для отображения разности взглядов авторов на возможности классификации внебюджетных фондов):

1. социальные фонды (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

А) фонды личного и имущественного страхования (для осуществления страховой деятельности);

Б) кредитные фонды (используются для поддержания кредита и кредитных программ государства)

В) научно-исследовательские фонды (для финансирования НИОКР)

Г) инвестиционные фонды (используются для инвестирования государства в различные проекты);

Д) конъюнктурные фонды (используются для решения проблем в конкретных условиях процесса воспроизводства, чаще всего на определенный момент);

Е) экологические фонды (выполняют природоохранную функцию - финансируют расходы, связанные с улучшением окружающей экологической обстановки).

2. По источниками и механизму формирования ресурсов различаются (влияет на объем поступлений и на порядок формирования доходов) :

А) внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер (Фонд Социального Страхования и т.д.);

Б) внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

Можно сделать вывод, что существует большое число признаков, по которым можно провести группировку внебюджетных фондов, это - целевое назначение, уровни управления, сроки действия, принадлежность, правовое положение, источники и механизм формирования ресурсов.

Подводя итог нужно отметить, что существует множество определений внебюджетных фондов, но все авторы сходятся в том, что внебюджетные фонды - это финансовые учреждения государства, которые распоряжаются финансовыми ресурсами, для удовлетворения потребностей граждан. Они выполняют две функции - распределительную и контрольную, благодаря выполнению этих функций, роль внебюджетных фондов в современном мире довольно высока.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ, сегодня на ее территории функционируют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Цели задачи и сферы их деятельности, бюджеты, указанны в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Самым крупным является Пенсионный фонд РФ, за ним следует Фонд социального страхования, наименьший бюджет у Фонда обязательного медицинского страхования.

В настоящее время внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный и постоянно меняющийся элемент финансовой системы Российской Федерации, что является и преимуществом, и недостатком. С одной стороны, использование средств внебюджетных фондов, по сравнению с бюджетом, происходит более оперативно, поскольку средства находятся в распоряжении органов государственной власти либо специально созданных органов. Кроме того, фонды образуются для достижения определенных целей и после их реализации могут быть расформированы. Таким образом, динамизм внебюджетных фондов позволяет быстро настраиваться на изменения, происходящие в экономической и социальной сферах. С другой стороны, такое быстрое образование и отмирание фондов не только вызывает нестабильность финансовой системы, но и отрицательно сказывается прежде всего на плательщиках, которые в соответствии с тем или иным нормативным актом обязаны делать отчисления во вновь образованные фонды.

Экономические и финансовые кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни населения, безработицу, проблемы с финансированием некоторых сфер хозяйства и общественной жизни. В этих условиях,  с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительной нехватки финансирования.   

Как уже говорилось ранее, в действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. 
         Целевые государственные и местные внебюджетные фонды создаются с точно определенной целью и соответственно используются. Они дифференцированы на экономические и социальные, причем в настоящее время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Эффективно функционируют федеральные социальные фонды, они заняли важное место в системе государственных финансов и одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной характеристикой, с точки зрения юридической является то, что по закону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены на нецелевое использование ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо иной властью.

В данной работе рассматривались социальные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Анализируя деятельность внебюджетных фондов социального назначения в РФ, можно сделать вывод, что эта сфера финансовой системы РФ на сегодняшний день имеет достаточно большое количество проблем различного характера. Однако социальные внебюджетные фонды РФ довольно успешно выполняют возложенные на них функции, позволяют финансировать некоторые сферы общественной жизни более практично и рационально, чем, если бы это финансирование проводилось из бюджета, способствуют стабильности финансовой системы РФ. Существуют конкретные методы решения сложившихся проблем, но претворение их в жизнь затруднено сложившейся на сегодняшний день обстановкой в России - финансовый кризис, перебои в финансировании, трудность, а иногда и нежелание устранения ошибок и проблем, большие объемы работы и зачастую трудно прогнозируемые последствия вводимых изменений.

Сложившаяся обстановка в системе внебюджетных фондов социального назначения делает необходимым оперативное, тщательно продуманное и комплексное изменение многих параметров функционирования. От этого вмешательства зависит дальнейшее развитие социальных внебюджетных фондов, но и благосостояние общества, развитие экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы:

 

1.Бюджетный кодекс РФ (по состоянию  на 1 февраля 2013 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2013. - 239 с.

2.Финансы и Кредит: Учебник / М.Л. Дъяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др; под ред. проф. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 384с.

3.Финансы: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640с.

4.Финансы: Учебник/ Миляков Н.В. - 2-е  изд., - М.: Инфра-М, 2004. - 543с.

5.Финансы: Учебник / под редакцией  профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской и профессора Б. М. Сабанти. - Москва.: Юрайт, 2009.- 497с.

6.Финансы, деньги и кредит: Учебное  пособие / Е.Г. Чернова [и др.] / под  ред. Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 208с.

7.Г. Паперная. Упрощенная выгода // Время новостей. - 2008. - от 9 апреля.


Информация о работе Социально - экономическое назначение внебюджетных фондов и их виды