Состояние бюджетного дефицита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1. Бюджетный дефицит, его виды и причина возникновения 5
1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
2. Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1 Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Государственный бюджет России на 2012-2014гг. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный дифицит.docx

— 206.90 Кб (Скачать файл)

4. Повышение эффективности налоговой системы.

Государственная политика в области расходов привела  к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле шли вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки.

Во избежание  расхождения между долгосрочными  целями и среднесрочной политикой  нужна была коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно было стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно было оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.

5. Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Была поставлена задача радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий стало повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых с 2011 года была повышена до 26%. Важной мерой стало  введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав.

6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы (13).

Функционирование  банковского сектора определялось динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему оставалось поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России уделял повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и объема дефицита федерального бюджета с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы .

С учетом изложенного, общий  объем расходов федерального бюджета  на 2010 год определен на уровне 9 886,9 млрд. рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9 389,8 млрд. рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9 681,0 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4 %, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5 %, 12,1% и 3,6%.

В 2010-2012 годах  сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над  доходами, т.е. планируется дефицит  федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,3 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Большая часть дефицита 2010 года финансировалась  за счет средств Резервного фонда (76,5%), а также частично за счет средств  Фонда национального благосостоянияи и за счет иных источников на 23,5%, в том числе за счет государственных заимствований; в 2011 году – соответственно на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников.

Таблица 1

Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей).

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 936,9

1 934,1

1 611,4

в % к ВВП

6,8

4,0

3,0

в том числе:

     

1.за счет средств Резервного  фонда

1 860,1

-

-

в % к ВВП

4,3

   

2.за счет Фонда национального  благосостояния

385,8

762,4

812,9

в % к ВВП

0,9

1,6

1,5

3.иные источники финансирования  дефицита федерального бюджета

691,0

1 171,7

798,5

в %  к ВВП

1,6

2,4

1,5


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на обеспечение  сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах)

Объем средств Фонда национального  благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 1,1 трлн. рублей на конец 2012 года.

При этом значительная часть средств Фонда национального  благосостояния в объеме 655,0 млрд. руб. размещена на депозитах в ВЭБ.

В 2010-2012 годах повышается доля иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его  утверждения Федеральным Собранием  в виде федерального закона. В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над его доходами.

 

2.2. Государственный бюджет России на 2012-2014гг.

Проект федерального бюджета страны на 2012-2014 годы Государственная дума РФ приняла в первом чтении 21 октября.

Прогноз по цене на нефть в 2012 году - консервативный, на уровне 100 долларов за баррель. Уровень инфляции в 2012 году по прогнозу не превысит 5-6%.

Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 % (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме  12 656 443 993,1 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2013 года в  сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей.

Так же утверждены основные характеристики федерального бюджета  на 2013 год и на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2013 год в сумме 12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 14 091 831 089,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета на 2013 год в сумме 13 730 605 307,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 343 265 132,7 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 14 582 949 963,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 833 577 459,2 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2014 года в  сумме 7 873 242 163,6 тыс. рублей и  на 1 января 2015 года в сумме 9 221 762 267,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2014 года в сумме 59,4 млрд. долларов США, или 42,4 млрд. евро, и на 1 января 2015 года в сумме  69,0 млрд. долларов США, или 49,3 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета на 2013 год в сумме 1 024 745 325,4 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 491 118 874,6 тыс. рублей.

Рисунок 1. Динамика доходов федерального бюджета.

Рисунок 2 Динамика расходов федерального бюджета.

Основными приоритетами бюджета на 2012-2014 годы являются безусловное выполнение всех обязательств перед гражданами, модернизация национальной экономики, укрепление безопасности и перевооружение армии и флота, развитие системы  социальных гарантий военнослужащих и  их семей.

С 1 февраля 2012 года размер трудовой пенсии вырастет на 7%, а с 1 апреля - еще на 2,4% и составит 9,3 тыс. рублей в месяц. С 1 апреля на 14,1% будет увеличена  социальная пенсия, которая составит 5,7 тыс. рублей в месяц.

Всего на модернизацию здравоохранения  в 2011-2012 годах будет потрачено 460 млрд. рублей. Основной поток денежных средств пойдет по нескольким направлениям: на ремонт учреждений здравоохранения, на их информатизацию, на совершенствование  стандартов медицинской помощи и  на повышение зарплаты.

В 2012 году бюджетные ассигнования по разделу "Образование" планируются  в объеме 603,52 млрд рублей - рост на 7% по сравнению с бюджетом на 2011 год, в 2013 году в объеме 558,88 млрд рублей и в 2014 году в объеме 499,50 млрд рублей.

Для совершенствования стипендиального  обеспечения студентов федеральных  вузов предусмотрено увеличение стипендиального фонда на 20%, на эти  цели в 2012 году выделяется 9,1 млрд рублей, в 2013 и 2014 годах - 9,6 млрд. рублей ежегодно.

В 2012 году расходы федерального бюджета  на научные исследования и разработки гражданского назначения превысят 323 млрд. рублей.

Предусмотрено создание специального фонда в размере около 10 млрд. рублей для стимулирования регионов, достигших наилучших социально-экономических  результатов.

Дефицит бюджета России в 2012-2014 годах  будет снижаться с 1,5 до 0,7% от ВВП. Расходы по статье "Международные  отношения и международное сотрудничество" составят в 2012 году 102,29 мдрд. рублей, в 2013 году - 108,317 млрд. рублей и в 2014 году - 94,3 млрд. рублей.

Утвержден общий объем  бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2012 год в сумме 517 423 013,1 тыс. рублей, на 2013 год в сумме 539 710 521,6 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 568 516 643,8 тыс. рублей (13).

Таким образом, основными приоритетами бюджета на 2012-2014 годы являются безусловное  выполнение всех обязательств перед  гражданами, модернизация национальной экономики, укрепление безопасности и  перевооружение армии и флота, развитие системы социальных гарантий военнослужащих и их семей.

Прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  составляет 11 779 855 206,0 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета -12 656 443 993,1 тыс. рублей.

 

Заключение

Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Итак, в настоящее время частым явлением для государственного бюджета  стал бюджетный дефицит. С недавнего  времени дефицитным стал и федеральный  бюджет российской Федерации. Бюджетный  дефицит может быть следствием неблагоприятной  экономической конъюнктуры или  результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

В данной курсовой работе было изучено  такое явление, как дефицит государственного бюджета, его виды и способы покрытия. Также было проанализировано состояние  дефицита государственного бюджета  РФ в настоящее время и на плановый период в будущем.

Эффективное управление бюджетным  дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно быть направлено на содействие развитию производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты  должны выделяться под реальные программы  по мере достижения эффекта и при  достаточных гарантиях возврата средств. Следовательно, операции финансирования должны быть согласованы общей финансовой и экономической политикой государства.

Данные явления оказывают неблагоприятное  воздействие на развитие страны в  целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать  специальные программы для снижения дефицита бюджета. Только принятие эффективных  мер в этих направлениях будет  содействовать социально-экономическому развитию России. Бюджетный дефицит  является неоднозначным экономическим  явлением и поэтому прежде чем  решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень  четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Информация о работе Состояние бюджетного дефицита в России