Современный взгляд на формирование расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с государственными расходами на социальные цели.
Работа состоит из трех частей. В первой части я рассматриваю понятие федеральный бюджет, его значение и состав расходов, во второй привожу подробную характеристику этих расходов. В третьей главе я рассматриваю современный взгляд на формирование расходов федерального бюджета и роль средств нижестоящих бюджетов. К работе прилагаются таблицы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства………………………………...5
Глава 2. Структура расходов федерального бюджета на социальные цели……………………………………………………..………..…………………..6
2.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды……………………....6
2.2 Расходы на образование………………………………………………….......9
2.3 Расходы на культуру, искусство, а также СМИ…………………………...14
2.4 Военные расходы государственного бюджета…………………………….16
2.5 Расходы на управление……………………………………………………...19
2.6 Расходы на здравоохранение и физическую культуру…………………....21
2.7 Расходы на социальную политику………………………………………….23
Глава 3. Современный взгляд на формирование расходов ………………......25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по бюджет.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства………………………………...5

Глава 2. Структура расходов федерального бюджета на социальные цели……………………………………………………..………..…………………..6

2.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды……………………....6

2.2 Расходы на образование………………………………………………….......9

2.3 Расходы на культуру, искусство, а также СМИ…………………………...14

2.4 Военные расходы государственного бюджета…………………………….16

2.5 Расходы на  управление……………………………………………………...19

2.6 Расходы на  здравоохранение и физическую  культуру…………………....21

2.7 Расходы на социальную политику………………………………………….23

Глава 3. Современный взгляд на формирование расходов ………………......25

Заключение…………………………………………………………………….....32

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение А…………………………………………………………………....36

Приложение Б…………………………………………………………………....37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Как известно, бюджет государства можно назвать  центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.        Применительно к сегодняшнему дню, наиболее интересным становится переходный этап от одной общественной формации к другой (когда в недрах одной формации зарождается другая, более прогрессивная), что сейчас и происходит в Российской Федерации. Следствием этого процесса является отражение борьбы классов и групп в главном финансовом документе страны, бюджет которой является предметом самых напряженных споров в высших эшелонах власти. Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

   Цель  этой работы – освещение вопросов, связанных с государственными расходами на социальные цели.

   Работа  состоит из трех частей. В первой части я рассматриваю понятие  федеральный бюджет, его значение и состав расходов, во второй привожу  подробную характеристику этих расходов. В третьей главе я рассматриваю современный взгляд на формирование расходов федерального бюджета и роль средств нижестоящих бюджетов. К работе прилагаются таблицы.

   Для написания  работы мною был использован широкий  круг материалов: учебная литература, законодательные акты и многое другое. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Федеральный бюджет его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства  

   Расходы федерального бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

   Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном продукте зависят  также от размеров государственного сектора в экономике. Все эти факторы влияют на проведение категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и количественной стороны.

   Расходы федерального бюджета выполняют  функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, госрасходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной массе госрасходы являются непроизводственными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса (Приложение А.). 
 
 

Глава 2. Структура расходов федерального бюджета на социальные цели

Рассмотрим подробнее  каждую из статей расходов на социальные цели. 

2.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды 

   Исходя  из требований «социализации» рыночной экономики в России, объявленной  в нашей стране как одно из главных  направлений, проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

   К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий  обычно относят:

1.расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);

2. расходы на здравоохранение;

3.расходы на науку;

4.расходы на социальное страхование;

5.расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников.

   Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются  ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства, детства и т.д. Расходы бюджета на выплату социальных пособий одна из форм поддержки беднейших слоев населения, которая очень ценна в условиях, когда по официальной статистике около трети населения страны находится за чертой бедности. Природа этих расходов во многом понятна конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере перехода к рынку пополнять этот список новыми видами затрат. Например, с 1992 года Россия ввела индексацию доходов населения, которая изначально предполагала пересмотр размеров пенсий, стипендий, пособий и заработной платы работников бюджетных организаций не реже одного раза в квартал. Размер индекса ставился в зависимость от темпов инфляции и устанавливался с учетом индекса оплаты труда работников рыночного сектора. Ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже, несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств для осуществления социальной функции государства. Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны. Как я уже говорила, во многом это связано с тем, что социальная функция государства долгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратах в социальной сфере. Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально-культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе. Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь для социальной функции. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Расходы на образование 

   Образование представляет собой одну из важнейших  отраслей непроизводственной сферы. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» от13.01.1996г. №12-ФЗ. Под образованием в законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатации гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом. [9]

   Финансирование  учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

   Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона « О федеральном бюджете на очередной год» и быть минимально доступным.

   Региональные  и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточным для  покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с  образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

   Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.

   Расходы на общеобразовательные школы

   Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

- на текущее  содержание;

- на приобретение  оборудования и инвентаря;

- на капитальный  ремонт;

- на строительство  новых зданий.

   Расходы на текущее содержание – это заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

   Расходы на текущее содержание школ исчисляются  исходя из двух показателей – это число учащихся и количество классов.

   Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.

   Фонд  заработной платы по школе включает:

  1. Заработную плату учителей за уроки;
  2. Оплату проверки тетрадей;
  3. Заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;
  4. Дополнительные виды оплату учителей.

   Фонд  заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс  и средней ставки учителя в  месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки и аттестацией педагогического персонала. При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, которые увеличивают число педагогических ставок.  В фонд заработной платы педагогического персонала включаются дополнительная оплата за проверку письменных работ.

   Фонд  заработной платы административно-обслуживающего и учебно- вспомогательного персонала  общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и  должностным окладам.

   Фонд  заработной платы включаются также  следующие доплаты:

  1. за классное руководство – 20% оклада;
  2. за заведование кабинетом – 20% оклада;
  3. за руководство школьным кружком – 80%;
  4. за ведение внеклассной работа – до одной ставки;
  5. учителю химии за вредные условия – до 12%;
  6. выплаты ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями – 10% оклада.

   На  основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.

   Расходы на школы-интернаты

   В школы-интернаты  принимаются дети, не имеющие необходимых  условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.

   Все затраты  на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработка  вносят плату, поступающую в бюджет, из которого школа-интернат финансируются. Многие родители полностью освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.

Информация о работе Современный взгляд на формирование расходов