Реформы "Избранной рады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:08, реферат

Краткое описание

Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о "избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов велась многими учеными. Существует несколько точек зрения на “избранную раду".

Содержание

Введение....................................................................................3
Реформы "Избранной рады"...................................................17
1.1 Первые реформы Избранной рады..................................16
1.2 Реформы в период 1549 - 1556 гг.....................................19
1.3. Реформы в период 1556 - 1560 гг....................................33
Заключение...............................................................................35
Список литературы.................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

repetitor_info_5b9e1a1d.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

Свидетельства Грозного и  Андрея Курбского можно 
подкрепить оценкой деятельности Адашева и Сильвестра, 
данной Пискаревским Летописцем.

В данном случае мы сталкиваемся с попыткой объяс- 
нить, почему при одном и том же царе столь различна 
была политика в разные периоды его правления. Ответ 
был один: "правили Русскую землю" в 50-е годы XVI в. 
временщики, а не сам царь.

Совсем другую картину  рисуют официальные акты; 
в них творцом важнейших государственных преобразова- 
ний везде называется царь. Иван IV открывает собор 
1549 г. и обращается с речью к присутствующим. В цар- 
ских вопросах 1550 г. изложена программа дальнейших 
реформ. Выступление на Стоглаве и царские вопросы 
к церковному собору 1551 г. как будто рисуют нам 
активную роль Ивана IV и в проведении церковных ре- 
форм. Конечно, этим источникам полностью доверять 
нельзя, ибо они не раскрывают самую процедуру под- 
готовки государственных актов. Однако если сопоставить 
эти материалы с публицистическими памятниками, то 
общий вывод можно сделать более или менее определен- 
ный. В конце 40-х — начале 50-х годов XVI в. представ- 
ления Ивана IV о путях преобразования государственного 
аппарата совпадали с предложениями Адашева и Силь- 
вестра. Избранная рада не противостояла царю, а про- 
водила единую с ним политическую линию. В какой 
мере при этом Иван IV находился под влиянием временщиков, установить гораздо труднее, но вопрос этот 
имеет значение скорее для изучения характера царя 
Ивана, чем для исследования самой сущности реформ середины XVI в.

 

Реформы "Избранной рады".

 

1.1.   ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ   

  

Перед новым правительством встал  вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие”  дворяне (очевидно, московские). Февральское  совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение  Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

   Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось  в дальнейшем использовать поддержку  как боярства, так и дворян. Оно  было явно не в пользу феодальной  аристократии, так как она должна  была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

   "В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр16". Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. "Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны.17" Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины  века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

   Одновременно с “Собором  примирения” происходили заседания  и церковного собора, который  установил церковного празднования  еще 16 “святых” и рассмотрел  жития этих “чудотворцев”. В  условиях роста реформационного  движения церковь канонизацией  своих видных деятелей стремилась  укрепит свой падающий авторитет.

  "После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр18".

   Формирование различных  изб происходило по функциональному  различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о  значительном  успехе централизации управления. Однако част изб не порывала  окончательно с территориальным  принципом управления.

   1549г. был годом активного  наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

   К концу 1549г. все настойчивее  стали раздаваться голоса, подталкивающие  правительство на проведение  реформ. Царю подал свой проект  Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.

    Изначально в царских  вопросах ставилась задача издания  законов, которые должны были  восстановит порядок, существовавший  при Иване III и Василии III. Ссылка  на “отца” и “деда”, встречающаяся  в законодательстве означала, что  реформам старались придать вид  мероприятий направленных против  тех злоупотреблений властью  боярами, которыми были ”наполнены”  несовершеннолетние годы Ивана  IV.

   После постановки об отмене  местничества в проекте изгалялся  ряд соображений о необходимости  навести порядок в вотчинном  и поместном праве. По мнению  автора проекта, необходимо было  провести проверку земельных  владений (вотчин, поместий) и кормлений  с целю выяснения размеров  владений и исполнения воинских  обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить  имеющийся в распоряжении служебный  фонд, чтобы обеспечить малоземельных  и безземельных феодалов. Но этот  проект нарушал исконные вотчинные  права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления  не получил.

   К числу финансовых реформ  относится проект ликвидации  проездных пошлин (мыта) внутри стран.  Таможенные перегородки между  отдельными землями Русского  государства , отражавшие незавершенности  процесса изживания экономической  раздробленности, препятствовали  дальнейшему развитию товарно-денежных  отношений.

   Если подвести итоги рассмотрению  царских “вопросов”, то можно  констатировать далеко идущие  намерения правительства удовлетворить  земельные требования дворян  за счет боярского землевладения,  укрепить армию и государственные  финансы.

 

1.2 РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.

           

Военная реформа

  После неудачного похода  на Казань в ноябре 1549г. встал  вопрос об осуществлении военной  реформы. Единоначалие укреплялось  путем установления старшинства  первого (большого) воеводы большого  полка по отношению к воеводам  всех других полков. Укреплению  дисциплины в дворянской армии  содействовало запрещение местничества  на “службе” с воеводами. Это  также повышало роль воевод  во время военных действий. целом  июльский приговор 1550г., ограничивший  местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской  армии.

      "Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно.  Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место. Теперь рассмотрим военную реформу более подробно19".

С объединением русских земель вокруг Москвы, удельные князья были вынуждены  переходить на службу к Великому князю, занимая должности в государственной  администрации. Вместе с ними переходили в Москву и двор с дружиной, которые  сливались с московским дворянством. Уже при Иване III начинает складываться значительное служилое сословие, основу которого составили воины поместного войска, получающие за службу наделы земли  с проживающими на них крестьянами. На поместное войско и сделал ставку Иван IV. На "Соборе примирения" в 1549 году 18-летний царь заявил о необходимости перемен в стране и определил их направленность. Его идеи подхватили дворянские публицисты Иван Пересветов, Ермолай Еразм и другие (в России и тогда было немало просвещенных людей) и возвратили царю в виде "челобитных" с предложением конкретных преобразований. Возглавил "партию реформ" Алексей Адашев. Под его руководством была упорядочена служба дворян и значительно повышена боеготовность армии.

Создается централизованная система  управления и снабжения войск  через специальные органы - приказы (Разрядный, Стрелецкий, Поместный, Пушкарный и т.д.). Все функции по руководству поместным войском были возложены на Разрядный приказ, который вел учет ратников, расписывал (разряжал) их по полкам, проводил смотры и определял годность к несению службы, участвовал в назначении воевод. На случай войны основные чины Разрядного приказа находились при царе и создавали своеобразный "генеральный штаб". В начале 50-х годов царь запретил местнические споры в период боевых действий. А к воеводам из князей и родовитых бояр стал назначать "заместителей" из менее знатных, но более опытных в ратном деле дворян.

 

Серьезные меры были приняты по упорядочению комплектования и прохождения службы в поместном войске. Служба стала  пожизненной и наследственной, что  закрепило "Уложении о службе" 1556 года. При необходимости выступить в поход, владельцы вотчин и поместий прибывали на сборные пункты "конными, людными и оружными". После проведения смотров их расписывали по полкам для выступления в походы, назначали на охрану пограничных рубежей или на несение гарнизонной и осадной службы. Была создана система контроля, теперь уклоняться от службы стало опасно, можно было лишиться не только поместья, но и жизни. Детей служилых людей по достижении ими 15 лет записывали в "дети боярские" - низший чин провинциального дворянства, закрепляли за ними участки земли для "кормления", и с этого времени для них начиналась многолетняя военная служба.

В интересах мелкого дворянства была перестроена система поземельного обеспечения и проведено "уравнение в землях" в зависимости от занимаемых чинов. Когда свободных земель не хватало, их изымали из княжеских, боярских и монастырских владений. Распределением поместий ведал Поместный приказ, который был тесно связан с Разрядным. Поместное войско внесло весомый вклад в защиту рубежей государства и расширение его границ. В середине XVI века оно достигало 50-80 тысяч человек (без вооруженных дворовых людей, которые шли в поход с помещиками и могли насчитывать еще 100-150 тысяч). В связи со стремительным расширением рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: "Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек". Стрельцы - первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих - наследственной). Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа.

Примечательно, что в этот период в самостоятельный род войск  выделяется артиллерия (наряд). Ее стали  подразделять на крепостную, осадную  и полевую. Была введена полковая артиллерия, каждому стрелецкому  полку стали придавать до четырех небольших пушек. 
Особым элитным формированием с выраженными военно-карательными функциями стала опричнина, которую царь создавал как политический противовес князьям и "крамольному" боярству. Главная цель опричнины - защита царя, утверждение самодержавной власти и физическое уничтожение неугодных. Первоначально отряд опричников насчитывал тысячу человек, но затем увеличился до шести тысяч, а по подсчетам некоторых историков - до 20 тысяч. Опричнина имела жесткую иерархию, сложную систему подбора кадров и проверки на лояльность царю. Даже внешний вид опричников должен был наводить ужас на людей, для этого использовалась специальная форма и атрибуты.

Вопреки сложившемуся мнению, опричники, основную массу которых составили  мелкопоместные дворяне, "прославились" не только кровавым террором и бесчинствами, но и показали высокие боевые качества в Ливонской войне, боях с крымскими татарами, особенно в битве при Молоди в 1722 году.

Важным направлением военных преобразований Ивана Грозного стало создание системы  охраны пограничных рубежей России. Первой была создана "береговая служба" - ежегодно весной на берег Оки стали высылать пять полков: большой полк - к Серпухову; правой руки - к Калуге; левой руки - к Кашире; передовой - к Коломне; сторожевой - к Алексину. Для разведки выделялся сильный подвижной отряд - ертоул. При поступлении тревожных известий полки выступали к границе со степью, перекрывая направления возможных набегов. 
Во второй половине XVI века было закончено создание надежной системы защитных укреплений (засечных черт) на южных рубежах России. Она состояла из цепи городов и острогов, обнесенных рублеными стенами или тыном из заостренных бревен в сочетании со рвами, валами, завалами из деревьев. За состоянием засечных черт следила постоянная стража. 

Завершала систему пограничной  охраны сторожевая и станичная служба, законодательно закрепленная в 1571 году "Боярским приговором о станичной и сторожевой службе". Были созданы "пограничные заставы" - сторожи, которые контролировали до 40 километров границы и состояли из 4-10 сторожей - детей боярских и казаков. Часть сторожей находилась на местах с хорошим обзором и удобными подъездами, а остальные по 2-3 человека выезжали в степь для поиска следов крымской конницы. Станицы выполняли роль подвижных сторожевых застав, они состояли из 4-6 человек и на несколько недель выезжали глубоко в степь для раннего обнаружения вражеской конницы.

Информация о работе Реформы "Избранной рады"