Принципы бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений, бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Введение

На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией  по числу административно-территориальных  образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем  более эффективно управлять ею, чрезвычайно  сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Распад Советского Союза, переход от унитарной к федеративной модели российской государственности  в корне изменили основы функционирования бюджетной системы и отношения между органами государственной власти различного уровня. Новая бюджетная система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.

Проблеме бюджетного федерализма  по праву принадлежит важное место  в реформировании бюджетной системы  России на современном этапе. От решения  этой проблемы зависит будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся на основах подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых территориальных образований.

Бюджетный федерализм реализуется  через единую социально-экономическую  и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Однако не следует забывать, что проблема бюджетного федерализма это не только и не столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это, прежде всего, проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов.

Целью работы является раскрытие  основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого  последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.

Решение проблемы бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность рыночной экономической системы.

В общем, необходимым для  России является не только создание принципиально  новой системы межбюджетных отношений, но и осознание того, что эта система должна быть ориентирована на реализацию совокупности интересов государства в целом, его субъектов и граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм

 

Одной из центральных  проблем упорядочения бюджетной  системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений, бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

В последнее  десятилетие экономические и  политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону более демократичной и представительской формы управления, которая требует от политических деятелей повышенного внимания к избирателям и ответственности перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).

Основу бюджетного федерализма составляет разграничение  предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации в области федерализма  находятся:

• управление федеральной  государственной собственностью;

• установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный  бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального  развития.

В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  РФ в области федерализма находятся:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение  государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

• общие вопросы  воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• координация  вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

• установление общих принципов налогообложения  и сборов в РФ;

•административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

•установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

•координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов РФ, выполнение международных  договоров РФ.

2. Принципы бюджетного  федерализма

 

Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

- самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

    • закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
    • недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
    • компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.

- разграничение  расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

- соответствие  объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень  государственной власти и управления, доходным полномочиям; 

- наличие формализованного  механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

- наличие специальных  процедур предотвращения и разрешения  конфликтов между различными  уровнями органов государственной  власти и управления.1

В гл.1 Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфика российского федерализма в следующем.

1. Равноправные  субъекты РФ - республики, края, области,  города федерального значения, автономная  область, автономные округа.

2. Конституционные принципы федерализма:

- государственная  целостность,

- единство системы  государственной власти,

- разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

Каждое муниципальное образование в соответствии с законом «О финансовых основах местного самоуправления РФ» имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов.

Доходная часть  местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части  прибыли муниципальных предприятий, субсидий и дотаций из вышестоящих  бюджетов и муниципальных займов.

В доходы местного бюджета идут местные налоги, сборы за торговлю, за выдачу лицензий, арендная плата за землю и здания, штрафы, судебные пошлины, плата за коммунальные услуги.

К собственным  источникам доходов бюджетов относятся:

- закрепленные  законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

- отчисления  по регулирующим доходным источникам;

- дополнительные  источники. 

В основе формирования бюджетов субъектов Федерации лежит  принцип межбюджетных отношений.

К средствам  бюджетного регулирования местных  бюджетов относятся:

- нормативные  отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и  субвенции (субсидия – это  дотация общего назначения, а  субвенция – специального назначения);

- средства, выделяемые  из фонда финансовой поддержки  муниципальных образований;

- средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований  создается в бюджетах субъектов  РФ и распределяется по формуле, учитывающей  численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности средствами муниципального образования и др.

К нормативным  отчислениям от регулирующих доходов  относятся доли федеральных налогов  и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.

При недостаточности  бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный  бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Самостоятельностью  бюджетов означает, помимо наличия  собственных источников, также право  определять направления их использования  и расходования. Таким образом, самостоятельность бюджетов является основным и важнейшим элементом бюджетного федерализма. Другой элемент - это точная процедура взаимоотношений бюджетов.

Расходы: региональные органы правопорядка, нотариат, адвокатура, региональные программы поддержки, оказание поддержки малому бизнесу, кредиты фермерам, инвестиционные налоговые кредиты.

Отношения между  бюджетами различных уровней (бюджетное  регулирование) можно проанализировать путем рассмотрения передачи средств  из одного бюджета в другой. Как  правило, вышестоящий бюджет выделяет целевые финансовые средства для нижестоящего бюджета. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.

В составе бюджетов могут создаваться целевые и  резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

На законодательном  уровне отношения между бюджетами  могут регулироваться двумя способами: закреплением в нормативном акте и путем подписания соглашения о  разграничении полномочий между  представителями государства и  региона.

Что касается разграничения  налоговых платежей между бюджетами, то обычно это достигается либо закреплением за различными бюджетами различных  налогов, либо закреплением за бюджетами  нижестоящего уровня части собираемых налогов. Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.

Информация о работе Принципы бюджетного федерализма