Понятие и сущность денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
рассмотреть формирование денежного предложения и факторы спроса на деньги;
рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики;
определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРО.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

-   Инструментами саморегулирования экономики являются гибкие цены, заработная плата и ставки процента.

-   В макроэкономической политике М. отводит главное место монетарной политике и второстепенной бюджетно-налоговой ( фискальной ) политике.

-   для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует»[3]. Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;

Теория денег Монетаризма была первоначально представлена в работе М. Фридмена «Количественная теория денег» в 1956 г. От традиционной количественной теории это исследование отличалось следующими моментами:

-   проблема скорости обращения денег рассматривалась как проблема теории спроса; место утверждения о том, что скорость обращения представляет постоянную величину, заняло утверждение о том, что функция скорости обращения денег носит постоянный характер.

-   М. Фридмен и его последователи разрабатывали вопросы о конкретных свойствах функции спроса на деньги. Фридмен создал особую теорию портфельного подхода к спросу на деньги .В отличии от кейнсианского противопоставления денег и ценных бумаг при формировании портфеля ( набора активов ) хозяйствующего субъекта , в модели Фридмена наличность выступает как одна из составляющих в процессе потребительского выбора среди других видов активов.

-   Единственный фактор, который объясняет колебание спроса на деньги - это реальный, скорректированный на динамику цен, доход. В расчетах Фридмен предлагал использовать не обычный показатель текущего дохода, а так называемый постоянный (permanent) доход, определяемый как средняя взвешенная из текущего и всех прошлых уровней дохода. Предъявляя спрос на деньги, хозяйственный субъекты ориентируются не на сиюминутный, а на прошлый доход, что соответствует адаптивной модели формирования ожиданий.

-   Монетаристы разделяют теорию нейтральности денег, в соответствии с которой, изменение количества денег, находящихся в обращении, в долгосрочном периоде не влияет на реальный объем производства, но на коротких промежутках времени такое воздействие возможно.

-   При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» М.Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Интерес к рекомендациям  монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов XX столетия, когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70 - начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» - «рейганомика в США, «тетчеризм»[4] в Великобритании.

Политика монетаризма  в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, однако сам М. Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Развивая мысль Джона Стюарта Милля, М.Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы. Поэтому М.Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок.

 

3.Инструменты денежно-кредитной  политики.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

-   изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

-   процентная политика Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

-   операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном  Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной  политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов  депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

3. Процентные ставки по операциям  Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста  денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего  имени Сборник Законов Российской  Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006..

Рассмотрим  более подробно инструменты денежно-кредитной  политики Российской Федерации.

Операции  на открытом рынке

К экономическим мерам по регулированию  денежно-кредитной политики относятся  также операции Центрального банка  на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с  целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого  рынка состоит в том, чтобы, регулируя  спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков.

Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить  управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного  предложения. Особенно эффективно это  используется в период кризиса. В  период высокой конъюнктуры Центральный  банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи  уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи  ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов  покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки  приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда  Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность  коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный  банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой -- так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рефинансирование  банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней  инстанции и выполняет функцию  «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас  ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:

-- форме обеспечения -- учетные и ломбардные кредиты;

-- срокам использования -- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

-- методам предоставления -- прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;

-- целевому характеру -- корректирующие и сезонные кредиты.

Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки

Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой  процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный  банк может воздействовать на резервы  банков, расширяя или сокращая их возможности  в предоставлении кредита населению  или предприятиям. В зависимости  от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или  удешевление кредита вообще и  тем самым создаются условия  ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости  от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности  и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

- через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

- через контроль над ставками кредитных учреждений.

Процентная  политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и  зависят от количества денег в  обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и  финансовых рынков.

На  протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный  банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 % на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета векселей Центрального банка  проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений  Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока  платежа) этот вексель в Центральный  банк под заранее установленный  процент.

Учетные (дисконтные кредиты) -- это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения -- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Информация о работе Понятие и сущность денежно-кредитной политики