Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:07, реферат

Краткое описание

На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности…………….....5

2.Формирование и направления использования средств ПФ РФ………………...7

3.Численность и структура застрахованных, легализация трудовых доходов..10

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

pensionniy_fond_rf.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)
  1. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ

Доходы  Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
  • страховых взносов;
  • средств Федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных  источников, не запрещенных законодательством РФ. В настоящее время в состав страховых взносов работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% ( 26% с 2011г.) фонда оплаты труда, которые идут на формирование двух частей трудовой пенсии :

  • страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
  • накопительная – часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.          С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.        При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.    Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.       Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.   Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.             Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 14% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.   Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

    Поступающие в бюджет  Пенсионного фонда  РФ средства направляются на:

             - Выплаты пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, пенсии военнослужащим).

             - Финансирование прочих осязательных  расходов бюджета осязательного  пенсионного страхования. К ним  относятся:

    а) расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг

     б) затраты на оплату услуг на доставку и пересылку пенсий и пособий определены исходя из предельно допустимой доли расходов в размере 1,5% выплачиваемых сумм, пенсий и пособий (без учёта НДС), на доставку пенсий почтовыми переводами в размере 4%.

     в) расходы на государственное пенсионное обеспечение, производимое за счёт средств федерального бюджета:

  • пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьи.
  • дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, России и полным кавалерам Ордена Славы - участникам ВОВ 1941-45 гг.

          - расходы на выплату 2-ой пенсии  участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией  и в войну с Японией.

  • социальные пенсии.
  • пенсионное обеспечение граждан, пострадавшим в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
  • соц. пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг.
  • расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу.
  • расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов.
  • расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий.

     г) выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России;

     д) выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

     е) финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.

     - содержание органов фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования.

    • материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем фонда.
  • финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе.
  • капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов фонда
  • формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов.
  1. Численность и структура застрахованных,

легализация трудовых доходов. 

    В соответствии со статьей 7 ФЗ № 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

    • работающие по трудовому договору или  по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

    • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные  детективы, занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты);

    • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие.            Практически это означает, что под действие пенсионного страхования попадает все занятое население, включая как регулярно занятых, так и самозанятых, за исключением занятых в силовых ведомствах. Точная численность этой категории населения фиксируется в системе персонифицированного учета (СПУ), однако эти данные, как уже отмечалось, доступны для использования только ПФ.

    СПУ предусматривает обязательное открытие индивидуального счета каждого застрахованного лица с фиксацией всех предусмотренных законом страховых взносов работника, а также выдачу каждому застрахованному пенсионного удостоверения застрахованного лица. СПУ является необходимым административным элементом пенсионного страхования, и ее формирование заняло несколько лет. В итоге в стране была создана единая уникальная система, которая в принципе должна была охватить все население, занятое по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Так это или нет, помогают оценить некоторые выборочные обследования населения. По данным обследования НИСП, около 4% застрахованных заявляют об отсутствии такого пенсионного свидетельства. Особенно высока доля отметивших, что у них нет карточки пенсионного страхования, среди молодежи. Как правило, это связано с тем, что занятость молодежи - временная, на основе устных договоренностей, что позволяет работодателю не регистрировать их в системе персонифицированного учета.

    Наличие у респондента страхового пенсионного  свидетельства: 

      

    Другая  проблема связана с широким распространением на российском рынке труда феномена неформальной занятости. В условиях пенсионной системы смешанного типа, которая включает как страховой, так и накопительный элементы, неформальная занятость, при которой делаются пенсионные отчисления в обе подсистемы, приобретает особое значение. Для ПФ неформальная занятость означает сужение доходной базы, а для населения любые неформальные отношения в части уплаты обязательных пенсионных отчислений ведут к более низкому размеру будущей пенсии.

    По  данным упомянутого обследования неформальная занятость на основном месте работы охватывает 9% занятых не-пенсионеров. Она концентрируется преимущественно  в самых молодых возрастах, хотя уровень неформальной занятости продолжает оставаться относительно высоким и в возрастной когорте 25-34-летних.

     Неформальная  занятость, теневая занятость и  информированность о пенсионной реформе:

     

     Таким образом, если взять всех не-пенсионеров - трудоспособных и пенсионных возрастов - за 100%, то совсем не платят страховые взносы (по причине занятости в армии, МВД и пр., или нелегальной занятости) 32%, платят его хотя бы с части своей зарплаты - 27% и, наконец, скорее всего, уплачивают налог со всего заработка - 41%. Основной контингент плательщиков находится при этом в возрастах 40 лет и старше. В целом по нашим оценкам доля вероятных плательщиков составляет 63%, в том числе 38% - тех, кто не имеет устных договоренностей об оплате труда, то есть платят страховые вносы в полном объеме:..азанного следует, что ожидаемой легализации доходов, в том числе трудовых доходов, в результате одновременного действия таких весомых факторов, как снижение ставки подоходного налога, введение новой пенсионной системы, стимулирующей декларацию доходов как базы формирования будущей пенсии, не произошло, что, разумеется, сказывается на финансовом состоянии пенсионной системы. С точки зрения финансовых интересов ПФ, существование неформальных и теневых отношений в оплате труда означает сужение налоговой базы для формирования его доходов. 

Заключение

     Пенсионное  обеспечение является серьезным  вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев – «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам – будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы – это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2009.-32с.
  2. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон [принят Гос.Думой 30 ноября 2001г. № 167-ФЗ].
  3. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон [принят Гос.Думой 8 апреля 1998г. № 75-ФЗ] //Рос. газ. – 2003. -12 янв.
  4. О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: фед.закон [принят Гос.Думой 24 ноября]
  5. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: фед.закон [принят Гос.Думой 26 июня 2002г. № 111-ФЗ ].
  6. Ковалев, В.В. Финансы: учебник / В.В.Ковалев. – М.: ООО "ТК Велби", 2005.-318с.
  7. Официальный сайт ПФ РФ www.pfr.ru

Информация о работе Пенсионный фонд РФ